Челябинский рынок может ждать атака «быстрой еды»

На уличной еде можно неплохо зарабатывать. В этом убеждают своих клиентов южноуральцы, затеявшие полтора года назад несколько проектов для микробизнеса в сфере быстрого питания.
На уличной еде можно неплохо зарабатывать. В этом убеждают своих клиентов южноуральцы, затеявшие полтора года назад несколько проектов для микробизнеса в сфере быстрого питания.
Азиаты пока спят
Главным аргументом для выстрела в свою целевую аудиторию — малых предпринимателей, желающих заняться фастфудом, компания выбрала простоту вхождения в рынок. Если ниша брендового фастфуда, в которой «сидят» крупные игроки вроде Макдональдс или Сабвей, в Челябинске более или менее освоена, то пространство так называемого стритфуда, уверены златоустовцы, по-прежнему пустует.
Заполнить эту пустоту разработчики оборудования предлагают точками по продаже суши в переносных тубах, попкорна, пиццы в форме стаканчика, пельменей в порционных стаканчиках, мороженого и прочей легко поедаемой на бегу снеди. Торговая точка состоит из мобильной установки со встроенным в нее оборудованием для хранения и приготовления съестного, а также связей с определенным поставщиком. Среди покупателей таких точек — предприниматели в нескольких российских городах. А количество реализованных за год «полуфраншиз» — владельцы брендов не берут роялти, паушальных взносов и отчислений на рекламу, — позволило компании получить звание «Прорыв года» от регионального делового издания.
Все оборудование — это изобретения молодого конструктора Валентина Матвеева, которого бизнесмены вовремя переманили к себе со Златоустовского машзавода. Первым «пищевым» творением бывшего оборонщика стала пресс-печь для приготовления конусной пиццы, которая выпекается в виде рожка из теста, заполненного разнообразной начинкой.
— Китайские печи для конусной пиццы на российском рынке не прижились вообще, потому что по какой то причине оказались дороже отечественных. Такое же и по хорошим ценам сейчас делают корейцы. Но азиаты почему то спят на рынке, забывая о пиаре своего продукта. Итальянские печи — самые качественные, но слишком дорогие, — объясняет свой выбор рыночной ниши директор компании Игорь Байбулатов.
Это его третий бизнес в пищевом производстве. До него было производство майонеза и замороженных супов. Все остальные наши новые проекты тоже связаны со стритфудом и едой из автоматов. Заточены проекты именно под микробизнес.
В чем подвох?
Формат стритфуда предприниматель считает самым перспективным для малого бизнеса в общепите. По его наблюдениям, пока все движение в этом сегменте рынка приходится на фудкорты в торгово-развлекательных комплексах, а «улица» остается свободной. Под открытым небом нет такого разнообразия съестного, какое можно встретить, скажем, на верхних этажах челябинских ТРК. В них располагается в среднем по 6-10 точек на этаже. Ассортимент в закусочных «по пути», напротив, скуден и сводится, как правило, к шаурме, хот-догам и готовым молочным коктейлям из пакетов.
Рынок фастфуда в Челябинске, действительно, перспективен, даже независимо от формата закусочных, соглашается Екатерина Южакова, преподаватель кафедры «Технологии и организации питания» ЮУрГУ.
— При современном ритме жизни экономия времени достаточно актуальна, потому фастфуд и приобретает такой успех. Особое значение имеет также рациональная локация таких заведений: фудкорты в торгово-развлекательных центрах, размещение вблизи бизнес-центров, учебных и административных учреждений. Также можно заметить, что такие предприятия стали появляться в спальных районах, а к потребителям фастфуда присоединилось и старшее поколение, что было нехарактерно для челябинского рынка общественного питания пять лет назад, — комментирует эксперт. — Но в общепите Челябинска, нужно сказать, пока мало предприятий, которые могут предложить интересное меню и обслуживание, а рынок заполнен стандартными предложениями.
Нестандартными, по мнению Игоря Байбулатова, являются как раз те проекты, которые он предлагает рынку.
— Мы сделали расчеты, из которых видно, что этот бизнес более чем доходный. Он не требует больших стартовых вложений, в отличие от того же «Сабвея», который продает франшизы за 3 миллиона рублей, и быстро окупается, — говорит предприниматель. — Судите сами: чтобы открыть точку по продаже суши в тубе, предпринимателю нужно иметь всего 35 тысяч рублей.
На каждом из своих сайтов, посвященных разным проектам, бизнесмен приводит расчеты. К примеру, укомплектованная мобильная пиццерия стоит 200 тысяч рублей. Цена реализации — 120 рублей за одну порцию при закупочной цене в 60 рублей. Одна точка — это 100 продаж в день. Расходы на закуп товара на 30 дней — 180 тысяч, на аренду — 15, на зарплату продавцам— 40. Электроэнергия съест из бюджета 7,5 тысячи рублей, другие расходы — 20. Плюс налоги, которые уплачиваются по системе ЕНВД, — 5 тысяч. Все расходы сводятся к 267 тысячам рублей. Теперь выручка. За месяц по бизнес-плану она должна составить 360 тысяч рублей. При этом чистая прибыль — 92,5 тысячи. Если у предпринимателя сразу шесть мобильных прилавков, он в месяц сможет заработать на пицце 1,1 миллиона рублей. Такие большие прибыли разработчики обещают во всех своих проектах. Цифры впечатляют так, что хочется спросить: в чем же подвох?
— Никакого подвоха нет. Главное — правильно найти место для размещения точек стритфуда. Это могут быть вузы, многолюдные улицы, аэропорт и так далее, — парирует Игорь Байбулатов. — Люди ели, едят и будут есть. Даже в периоды экономических кризисов, когда в стране закрывались дорогие рестораны, глобальные сети фастфуда росли как грибы. Это может означать только одно: в трудные времена мы не перестаем есть, а просто переходим в более демократичные форматы.
Жарко или невкусно
Однако эксперты готовы поспорить с бизнесменом в его расчетах.
— Приведенные разработчиками расчеты вызывают, мягко говоря, недоумение своим неоправданным оптимизмом, больше свойственным курсовым работам студентов-третьекурсников, нежели серьезным бизнес-предложениям, — комментирует Людмила Михалина, доцент кафедры экономики фирмы и рынков ЮУрГУ. — Разработчики не только не учли целый ряд абсолютно неизбежных затрат. Таких, к примеру, как списание просроченной продукции, содержание в надлежащем санитарном состоянии рабочего места, оплата процентов за пользование кредитом: как на закуп оборудования, так и на закуп товара и одноразовой посуды. Но они также не упомянули о необходимости проплачивать франчайзинговое соглашение, в случае, если это франшиза, проводить рекламную кампанию, производить отчисления во внебюджетные фонды. Я уже не говорю о совершенно неизбежных административных расходах!
Еще большее недоумение у доцента вызывает факт умолчания о том, как должен формировать свою клиентскую базу счастливый обладатель чудо-оборудования.
— Вряд ли человек станет покупать 150-рублевую порцию пельменей с уличного прилавка чаще одного раза в неделю. Дорого, однообразно и не эстетично: летом — жарко, не хочется, зимой — холодно, невкусно, — поясняет свою позицию эксперт. — Так что по самым скромным подсчетам в число постоянных клиентов одной торговой точки должны входить как минимум 1000 человек. А это уже чистой воды утопия для большинства небольших населенных пунктов. В крупных же городах, с их жесткой и уже сформировавшейся конкурентной ситуацией на рынке быстрого питания перспектива успешной деятельности подобных торговых точек также невелика. Как правило, «толпа» теряет к ним интерес уже после двух первых месяцев работы, если продавец предлагает моно-ассортимент блюд.
Слоуфуд вместо гамбургера
Игорь Байбулатов, тем не менее, уверен в успешности своего бизнес-подхода.
— Мы предлагаем бизнесу инновационный продукт, который не сам по себе, а одет, как конфетка, в яркий фантик. Предпринимателю больше ничего не нужно искать. Он получает торговую точку, продукт, расходные материалы из одних рук и начинает на этом зарабатывать.
Тем временем специалисты прогнозируют появление на региональном рынке фастфуда новых игроков. Так, по словам Екатерины Южаковой, рынок быстрого питания в Челябинске в ближайшее время вряд ли концептуально изменится. Но в город, скорее всего, зайдет еще несколько международных брендов. Подобных недавно появившемуся здесь BurgerKing.
— Кроме того, вполне возможно, что в регионе появится направление, противоположное фастфуду в традиционном понимании этого формата, — говорит специалист. — Международное движение Слоуфуд, возникшее в Италии в 1986 году, постепенно выходит на российский рынок. Своей популярностью Слоуфуд — буквально «медленная еда» — обязан политике здорового питания и сохранению национальных традиций. И я не исключаю, что оно в скором времени найдет свою аудиторию в Челябинске.
Фото Вячеслава ШИШКОЕДОВА
Поделиться