Никаких гарантий. В Челябинской области объявлен мораторий на выдачу госгарантий под кредиты для бизнеса

3 Марта 2014
Никаких гарантий. В Челябинской области объявлен мораторий на выдачу госгарантий под кредиты для бизнеса

В будущем этот запрет снимут, но инвестпроекты, претендующие на бюджетные поручительства, станут пропускать через более жесткие фильтры.

В будущем этот запрет снимут, но инвестпроекты, претендующие на бюджетные поручительства, станут пропускать через более жесткие фильтры.

— В текущем году реализация намеченных планов будет идти в условиях бюджетного дефицита, который составляет 12,3 миллиарда рублей. Сумма государственного долга превышает 23,3 миллиарда рублей. Значительная часть этой суммы — 11,8 миллиарда — приходится на госгарантии. Требования к предоставлению гарантий необходимо законодательно ужесточить. А пока — объявляю мораторий на их выдачу, — заявил на прошлой неделе и. о. губернатора Борис Дубровский.

Речь, подчеркнул он, идет не обо всех госгарантиях. Запрет не коснется казенных поручительств по кредитам на развитие малого бизнеса из средств областного Гарантийного фонда.

— Все понимают, о чем и о ком идет речь, — добавил и. о. губернатора.

Скорее всего, «о чем и о ком» в выступлении эксперты объясняют не что иное как аллюзией к ситуации с долгами агрохолдинга «Уралбройлер». Группа компаний, реализующая инвестиционный проект в птицеводстве, получила госгарантии в размере 4,8 миллиарда рублей. В 2013 году выяснилось, что агрохолдинг испытывает трудности с выплатой долга.

Еще раньше мониторить инвестпроекты, под кредитование которых выдаются государственные гарантии, предлагал председатель подкомитета по управлению долгами в промышленности Торгово-промышленной палаты РФ Олег Московский на встрече с челябинскими промышленниками. Он привел ряд примеров, в том числе в Оренбургской и Челябинской областях, когда инвесторы, получив госгарантии по кредитам, спускали на тормозах строительство новых предприятий. Выходом в этой ситуации, по мнению Московского, может стать профессиональный аудит инвестиционных проектов.

Проверять инвестпроекты стоит по двум основным параметрам — социально-экономической значимости для региона и кредитоспособности инвесторов, взявшихся за их реализацию, уверен Сергей Гордеев, руководитель НОЦ развития региональных социально-экономических систем Института экономики УрО РАН и ЧелГУ.

— Госгарантии — это те же поручительства за кредит. Они эффективны, когда применяются именно с этой целью, а не превращаются в косвенное финансирование бизнеса, — считает эксперт. — Получить напрямую миллиард из бюджета — это всегда сложно, а добиться госгарантий на эту сумму — вроде как легче. Поэтому мы и видим сейчас примеры, когда инструмент госгарантий используется для получения чуть ли не прямого бюджетного финансирования.

Экономист уверен, что инвестпроекты, под которые выдаются госгарантии, прежде всего, должны быть социально и экономически значимыми для территории.

— О птицеводстве в Челябинской области этого сказать нельзя. По производству мяса птицы наш регион имеет некий переизбыток объемов. Госгарантии «Уралбройлеру» были нужны для того, чтобы в итоге птицеводы смогли выйти на рынки других регионов. А зачем жителям Челябинской области это нужно? Это нужно только бизнесу. В этом году в бюджете области было заложено еще 4 миллиарда рублей на госгарантии. Первым пунктом в них стояло птицеводство. Думаю, приостановить выдачу госгарантий — это сейчас верное решение

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты