Утомленные «футболом». Челябинские предприниматели возмущены произволом в системе госзакупок

20 Апреля 2015 Автор: Станислав Смирнов
Утомленные «футболом». Челябинские предприниматели возмущены произволом в системе госзакупок

Малый и средний бизнес зачастую не готов к участию в конкурентной борьбе, отмечают сотрудники ФАС. Предприниматели, в свою очередь, возмущены произволом в системе закупок и обвиняют антимонопольщиков в бездействии. 

Игра без правил

На круглом столе для малого и среднего бизнеса, который прошел в рамках VII Международного форума «Реконструкция промышленных предприятий — прорывные технологии в металлургии и машиностроении», участники высказали претензии в адрес контролирующих органов: по их мнению, «малыши» совершенно не защищены от недобросовестных действий со стороны крупных предприятий. Некоторые уже устали «обжигаться»; один из спикеров начал свое выступление с обещания закрыть свой бизнес, он уже просто не представляет, как можно заставить партнера рассчитаться по долгам. «Они вроде бы и не отказываются платить, но всегда находят причину, чтобы этого не делать, — пожаловался участник. — И этот «футбол» — бесконечный».

Поводом для дискуссии стало выступление ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС Станислава Копылова. Сотрудник ведомства напомнил о наиболее распространенных нарушениях, входящих в юрисдикцию антимонопольного ведомства, и рассказал, как малые компании могут уберечь себя от неприятностей и в каких случаях можно обратиться с жалобой в УФАС.

Самым опасным нарушением на сегодняшний день являются сговоры, сообщил эксперт. Сговоры могут быть и между конкурентами, и в отношениях «продавец — покупатель». Существуют также (и прописаны в законодательстве) согласованные действия, когда игроки рынка копируют поведение конкурентов: по словам Копылова, «хорошим» примером таких действий можно считать дело об ОСАГО, когда речь шла о навязывании клиентам дополнительных услуг.

Поскольку малый бизнес часто участвует в торгах, сотрудник УФАС подробно остановился на нарушениях, которые допускаются в ходе конкурсных процедур. Самое распространенное — сговор участника и заказчика, когда все условия процесса «заточены» под одну компанию. Другое «популярное» нарушение — схема «таран», когда несколько участников заведомо определяют победителя.

В ходе своего доклада Станислав Копылов подчеркнул, что предприниматели не готовы к конкурентной борьбе. «Учитывая поступающие заявления, могу прийти к выводу, что наш малый и средний бизнес не подготовлен к участию в конкурентной борьбе, в том числе в рамках взаимодействия с монополистами, — отметил он. — Нет четкого понимания, чем же все-таки занимается антимонопольный орган и в каких случаях необходимо обращаться в УФАС».

Своя правда

По мнению замдиректора центра экономической безопасности «Офицерское собрание» Олега Белова, от констатации фактов пора уже переходить к делу. «Эти сговоры сплошь и рядом, я с ними постоянно сталкиваюсь, — заявил он. — Но надо ведь что-то делать с этим, выступать с законодательными инициативами». Как отметил индивидуальный предприниматель Сергей Анисимов, самое сложное — это бороться с предприятиями-однодневками. Напомним, «однодневками» принято называть компании, которые созданы лишь для участия в тендерах. Такие предприятия забирают себе заказы, которые смогли бы взять предприятия малого бизнеса. В основном это аффилированные фирмы, созданные крупными предприятиями для того, чтобы получить заказ, который предназначен только для субъектов малого предпринимательства. К тому же однодневки недолговечны, и когда приходит пора спрашивать за качество работы, спрашивать уже не у кого. «Неужели нельзя ограничить допуск таких предприятий к торгам?», — недоумевает Анисимов. «Это уже будет считаться ограничением конкуренции, — парировал Копылов. — Представляете, новая организация вышла на рынок и хочет принять участие в торгах, это добросовестная компания...» Договорить ему не дали. «Но как можно знать, что он добросовестный, если он только что вышел на рынок, переоформившись в десятый раз, и еще не успел напортачить»? — резонно заметили участники.
   
Сергей Анисимов рассказал о «возмутительных» условиях участия в торгах, организованных железной дорогой; по его словам, декларации организатора могут стать поводом для возбуждения уголовного дела и уж точно должны заинтересовать антимонопольщиков. «Но когда я обратился в УФАС, мне сказали: извините, нам сейчас некогда...» — подытожил Анисимов. Станислав Копылов заметил, что УФАС не работает с устными обращениями, а что касается ситуации, о которой рассказал предприниматель, то о ней он слышит впервые, это специфика другого отдела.

На нет и суда нет?

«Эти стены не пробьешь», — махнул рукой Белов, похоже, имея в виду не только ФАС, а весь надзорный институт. Однако следующий вопрос задал именно Копылову: «Вы вообще аналитикой занимаетесь, отслеживаете ситуацию, чтобы вносить какие-то изменения в законодательство?» Впрочем, ответа он не ждал, поскольку сразу же продолжил, сетуя на условия участия в закупках Минобороны, которому «выделены» миллиарды рублей: «Непонятно, что за юристы пишут эти законы. Согласно требованиям заказчика, для участия в торгах Минобороны требуется лицензия на проведение работ в оборонной промышленности. Но откуда этой лицензии взяться? Чтобы ее получить, нужен какой-то административный ресурс. В итоге торги выигрывает подрядчик, у которого якобы есть лицензия, а субподрядчиков опять кидают. Я один раз в УФАС обратился, второй, но не буду же я постоянно это делать». 

Станислав Копылов пытался что-то ответить по поводу оборонзаказа, но не был услышан. Гости немного поутихли лишь после того, как ведущий круглого стола Олег Московский, руководитель экспертного совета «Комитет по управлению просроченной задолженностью», настойчиво призвал к спокойствию, и тогда Копылов смог вставить слово в свою защиту. «За прошлый год к нам поступило всего восемь заявлений на сговоры по торгам, из них по шести делам факты были подтверждены, — отметил он. — В стране проводятся сотни тысяч торгов в месяц, антимонопольный орган просто физически не сможет их проконтролировать. По всей России ФАС насчитывает всего около трех тысяч сотрудников».

«Претензии-то не только к вам, — тут же сбавил обороты Олег Белов. — Есть еще... например, Росимущество. И так далее».

«По Росимуществу практически все торги аннулируются», — тут же отреагировал Копылов, будто бы еще раз подчеркивая, что УФАС не сидит без дела. (К слову, по итогам работы в 2014 году челябинское УФАС впервые за всю историю существования российских антимонопольных органов было признано лучшим среди 84 территориальных органов ФАС России.)

Олег Московский тоже обратил внимание на логику работы с предпринимателями: «Если к нам обращаются, мы реагируем. Таким же образом и УФАС работает. Встав с утра, я не начинаю придумывать себе проблемы». Впрочем, представители малого бизнеса были неумолимы в своем убеждении. «Анализ должен быть! И предварительная работа, иначе мы будем к вам постоянно обращаться. К чему мы придем в итоге? Надо выделять уже тенденцию из этих нарушений и придумывать, как с ней бороться», — стоял на своем Олег Белов. Экс-работник службы судебных приставов, а ныне один из руководителей юридической фирмы, Белов рассказал о своих попытках донести до отдельных структур «большущую аналитику», но, как выяснилось, никто в ней не нуждался. «От нас только отмахиваются, как от назойливой мухи, — сказал он. — Относятся как к врагу народа: дескать, что ты нам жить мешаешь, лезешь тут со своей аналитикой...»

Чувствуя, что разговор может продолжаться бесконечно, Московский постарался вывести его на финишную прямую. Эксперт на пару минут ушел в пространные рассуждения относительно взаимодействия крупных и мелких предприятий, после чего обратился к присутствующим со своим «чисто субъективным» мнением: «Когда вы имеете дело с крупными предприятиями с государственным уклоном, вы просто помогаете государству. Не стройте иллюзий, что у вас будет нормальный диалог, взаимопонимание и своевременный расчет. Очень много способов вас «отфутболить». Поэтому, если крупная корпорация не рассчитывается вовремя, вы хотя бы попросите, чтобы вам дали грамоту — за помощь государству».

Резюмируя итоги обсуждения, Олег Московский посоветовал «малышам» укрупняться и подключать к решению своих проблем общественные бизнес-организации. «Потому что дальше будет еще хлеще», — сказал он.

Поделиться

20.03.2024 | 15:41
В Челябинске показали новый трамвай со звездным названием

Модель Усть-Катавского вагоностроительного завода с февраля испытывают на улицах областного центра.

06.03.2024 | 09:03
Челябинской молодежи рассказали, как начинать бизнес без ошибок

Со школьниками и студентами пообщался Александр Калинин, президент «Опоры России».

06.03.2024 | 15:33
Юрист объяснил, что ждет «дробильщиков» бизнеса после послания Путина

В послании президента Федеральному собранию были затронуты три вопроса, связанные с правом и предпринимательством.

01.03.2024 | 09:01
По новым правилам. Какие законы заработают с марта 2024 года

В России начал действовать закон, предусматривающий конфискацию имущества за преступления против безопасности России. Об этом 28 февраля заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин, сообщается в телеграм-канале палаты.

Новости   
Спецпроекты