Упругое дело. Челябинские предприниматели продолжают формировать местный фитнес-рынок
Несмотря на, что челябинцы в массе своей мало уделяют внимания своей физической форме и тренажерные залы не посещают, либо делают это нерегулярно, участники местной фитнес-индустрии не теряют надежды на изменение менталитета южноуральцев.
В рубрике «Фитнес-клубы» справочника 2ГИС числится сегодня 123 организации Челябинска. По словам же самих участников рынка, игроков в этой индустрии примерно вдвое больше. Как бы то ни было, разбег форматов и предлагаемых программ довольно широк — от небольших тренажерных залов до многофункциональных спортивно-оздоровительных комплексов, предлагающих не только групповой и персональный тренинги, аэробику и занятия танцами, но и различные дополнительные услуги, типа возможности посещения бассейнов, саун и так далее. При этом в рассматриваемой сфере работают как компании-старожилы, так и молодые фирмы. Среди последних систематически происходят те или иные рокировки: одни уходят с рынка, другие — усиливают позиции, расширяя либо свое присутствие, либо перечень услуг. И периодически фитнес-индустрия Челябинска пополняется новыми брендами — как собственными проектами местных предпринимателей, так и сетевыми, франчайзинговыми клубами.
К примеру, фитнес-центр Green club (общая площадь — около 400 кв. м), которому в этом году исполнилось 12 лет, включает в себя тренажерный зал, а также залы групповых программ (от силовых до пилатеса, йоги, детских занятий, для пенсионеров, TRX) и персональных. Среди дополнительных услуг — массаж, солярий, фитнес-бар, сауна, кедровая бочка. «Большим спросом пользуется, конечно, тренажерный зал и силовые (сила+кардио) групповые программы, — рассказывает «Южноуральской панораме» Виктория Кильдюшева, директор Green club. — Это связано с тем, что гости нашего клуба хотят как можно быстрее видеть результат — подтянутое, стройное тело. Главным нашим плюсом является домашняя, доброжелательная, уютная обстановка. В период кризиса и нестабильности на работе, дома и в других подобных ситуациях человеку особенно важно легкое, искреннее общение, что мы и даем нашим гостям». Наша собеседница также отметила, что в начале 2016 г. их фитнес-центр переедет в специально построенное по соседству более просторное здание с большей, чем сейчас, площадью и достаточным количеством парковочных мест.
В числе относительных старожилов южноуральской фитнес-индустрии и проект GoldFLEX. Эта сеть представлена двумя клубами — одноименной студией фитнеса и танцев и фитнес-клубом GoldFLEX Fitness & Spa. Студии на Тополиной аллее уже седьмой год, а проекту на ул. Кирова пока только полгода. «Шесть лет назад наш бизнес представлял из себя маленькую студию в полуподвальном помещении на ул. Академика Королева, — рассказывает «ЮП» Анна Ромарнюк, одна из руководителей и собственников сети GoldFLEX. — Теперь это два самостоятельных фитнес-клуба. Мы решили попробовать со вторым проектом и нам понравилось. Будем и дальше развиваться в центре».
Фитнес-клуб, расположенный в «Челябинск-Сити» и занимающий почти весь второй этаж (около 1200 кв. м.), представляет из себя зал, оснащенный зонами тренажеров, бокса, свободных весов и кардиозоной. Среди фитнес-направлений в залах групповых программ — танцевальные и силовые, для развития гибкости, восстановления мышечного баланса тела. Предлагается здесь и персональный тренинг. Есть также дополнительные услуги — ногтевой сервис, массажный кабинет, кедровая бочка. В ближайшее время планируется расширение линейки тренажеров, сайкл, открытие студии с пилонами, TRX и Антигравити. В студии на Академика Королева, 3, также представлен широкий спектр танцевальных и фитнес-программ. В GoldFLEX, как заверила его директор, работают профессиональные тренеры, участники фитнес-конвенций, чемпионы, призеры соревнований в различных видах спорта.
На слуху у многих челябинцев и, допустим, такой фитнес-клуб, как Chocolad — этому проекту уже 10 лет. В занимаемых на Мопра, 10, помещениях общей площадью 1000 кв. м, действуют школа танцев для взрослых, тренажерный зал, зал для аэробики, а также сауна, массажный кабинет, парикмахерская, солярий и фитнес-бар.
Ценовой разбег
Расценки в челябинских фитнес-клубах разнятся не сильно, но для тех, кто привык вести счет деньгам, есть среди что повыбирать. Так, например, ценовая политика в Green club, по словам его руководства, достаточно гибкая: стоимость разового занятия составляет 240 рублей, абонемента на 12 занятий — 2500 рублей, безлимитного абонемент на месяц — 3100 рублей. «Мы держим цены 2014 года, относясь с понимаем к гостям нашего клуба — в период кризиса им и так непросто, — говорит Виктория Кильдюшева. — Кроме того, мы постоянно проводим акции для наших гостей и вводим различные новинки — начиная от нового оборудования, заканчивая актуальными направлениями».
В GoldFLEX расценки следующие: в «Челябинск-Сити» групповые программы — от 1500 до 2500 рублей, персональные занятия при покупке абонемента на восемь занятий — 600 рублей, 12 занятий — 560 рублей, цены на Академика Королева — от 1100 до 2000 рублей. Абонемент, включающий в себя месячный безлимит в тренажерном зале, групповые программы, Super Body, в клубе на Кирова стоит 4000 рублей, однако здесь тоже идут навстречу посетителям — постоянные клиенты могут приобрести такой абонемент с 30%-й скидкой за 2800 рублей. «Мы всегда радуем наших любимых клиентов различными акциями, спецпредложениями, бонусами», — отметила Анна Ромарнюк.
Отличаются в зависимости от функционала и расценки в фитнес-клубе Chocolad – стоимость месячных абонементов здесь начинает плясать от 2450 рублей, а верхняя планка на настоящее время — 4100 рублей. Разовое посещение клуба стоит здесь 500 рублей. «Мы не хотим терять своих клиентов, поэтому стараемся держать цены, несмотря на то, что весь расходный материал подорожал, — отмечают в «Шоколаде». — Так, в кризис мы подкорректировали расценки совсем незначительно — всего на 200 рублей в случае с годовыми абонементами: сегодня они стоят 37500 рублей».
Нерегулярные челябинцы
Местным фитнес-клубам приходится нелегко — во-первых, в принципе, спортом здесь занимается меньше людей, чем, например в Москве, а во-вторых, многие из тех, кто от спорта не столь далек, посещают тренажерные залы все же нерегулярно. «Челябинск — город, в котором не покупают годовые абонементы, — сетует Ольга Шурховецкая, управляющая фитнес-клубом Chocolad. — Пока у нас были иностранцы (финны, американцы) — они оплачивали годовое посещение, а среди челябинцев такой абонемент покупают единицы. В Москве, например, у клиентов нет выбора — фитнес-клубы продают только годовые абонементы. Может быть, «Цитрусу», который выходит на наш рынок с такой политикой, удастся изменить ситуацию, создать на нашем рынке новый тренд».
Даже в GoldFLEX, где цены на годовые абонементы более чем демократичны — от 15 до 18 тысяч рублей (в эту сумму входят занятия в тренажерном зале, в залах групповых программ и тренировка Super Body), в настоящее время такие абонементы не продаются. «Годовые покупают хорошо, когда на них хорошие скидки, — отмечает Анна Ромарнюк. — Для нас продажа годовых абонементов — это возможность дать нашим постоянным клиентам выгодные предложения и бонусы».
А в Green club годовых и полугодовых абонементов не продается в принципе, и здесь это связывают с отсутствием спроса. «Иногда у некоторых гостей нашего клуба возникает вопрос об оплате годового или полугодового абонемента, — говорит Виктория Кильдюшева, — в этом случае мы рассчитываем их стоимость в индивидуальном порядке».
Несезон в руку
Одна из особенностей индустрии фитнеса — зависимость от сезонного фактора. В новогодние каникулы и в период летних отпусков спрос на услуги фитнес-клубов традиционно падает, и в несезон клубы вынуждены вносить некоторые коррективы в свою работу. По словам Ольги Шурховецкой, кризисное сезонное падение их фитнес-центра не очень разительно отличается от сезонных спадов предыдущих лет, и связано это со специализацией клуба на персональных тренингах — кто позволял их себе раньше, тот позволяет и сейчас. Однако в «Шоколаде» в летний период все-таки оптимизируют затраты — сокращают некоторые программы, меняют расписание тренировок. Предпринимают схожие действия и в GoldFLEX. «Мы ничем не отличаемся от других клубов, — говорит Анна Ромарнюк. — Минимизация издержек идет за счет всего, что разумно минимизировать — сокращается время работы клуба, программы выходного дня и так далее».
В то же время в Green club этим летом расписание групповых программ, напротив, дополнили новыми тренировками, так как в период отпусков у людей есть возможность посещать занятия не только в коммерческое время (после 17.00) но и днем или утром.
Конкуренция для популяризации
По мнению представителей местной фитнес-индустрии, обострение конкуренции этому рынку пойдет только на пользу. «В Челябинске как мало людей ходило в тренажерные залы, так мало и ходит, — говорит Ольга Шурховецкая. — Поэтому чем больше людей придет в этот бизнес, тем лучше. Работы хватит всем! Необходимо как можно больше людей вытянуть, поднять с диванов». Схожего мнения придерживается и Виктория Кильдюшева. Прогнозируя традиционные пертурбации в фитнес-отрасли — уход отдельных игроков, с одной стороны, и появление более крупных новых клубов — с другой, наш респондент выражает надежду на то, что рынок будет развиваться и все больше горожан будут приобщаться к фитнесу и здоровому образу жизни.
Правда, одними силами участников рынка, похоже, не обойтись — необходима помощь сверху, считают представители фитнес-отрасли. «Одна из задач государства — поднять уровень физического развития населения страны, — говорит управляющая «Шоколадом». — Если бы власти, к примеру, уменьшали организациям налоги, давая работодателям возможность поощрять своих сотрудников фитнесом, это было бы очень хорошо. Все вместе мы бы смогли поднять этот рынок».
Как бы то ни было, специалисты полагают, что этой сфере бизнеса есть куда расти, т. к. рынок еще достаточно молодой. «Еще года два назад звучали цифры, что фитнесом в клубах занимаются всего 1,5 % челябинцев, на данный момент я не думаю, что это значение существенно изменилось, — говорит Анна Ромарнюк. — Но рынок будет расширяться. Ведь в городе идет очень активная стройка, появляются новые микрорайоны, а фитнес-клубы любят хорошее местоположение». Об этом говорит и Виктория Кильдюшева, ссылаясь, в частности, на масштабные стройки в районе Тополиной аллеи, где к следующему году должно появится много новых жителей, а также констатируя дефицит фитнес-клубов в некоторых старых районах — например, в Ленинском.
Новички на горизонте
Что касается Тополиной аллеи и особенно ул. Академика Королева, то для «тренажерного бизнеса» это место, похоже, как медом смазано. Здесь расположены фитнес-центры «Атлант», GoldFLEX, «Перо». В начале 2016 года на этой улице должен состояться запуск еще одного проекта — правда, франшизного, — Fit Studio. «Мы очень долго измеряли состояние фитнес-рынка в Челябинске, изучали причины, считали, — рассказывает в своем дневнике в «Живом Журнале» Илья Коноплев, руководитель проекта Fit-Studio в Челябинске. — Потом искали поставщика технологии извлечения нормальных денег из желания быть здоровым. Я потратил почти два года на изучение современной франчайзинговой индустрии для среднего бизнеса, итогом которого стало то, что мы заключили франчайзинговый договор с компанией X-Fit о запуске фитнес-клуба Fit-Studio». По словам Ильи Коноплева, речь идет о клубе полного цикла, включающего фунукциональный, групповой, силовой тренинг, сауну и все, что нужно, за исключением бассейна, и работающем в среднем ценовом сегменте.
Управляющий партнер Fit-Studio в Челябинске разделяет мнение других игроков — фитнес-рынок в нашем городе, по большому счету, только создается. «Нормальный образ жизни как данность на уровне массового сознания еще пока отсутствует, — рассуждает Илья Коноплев. — У нас фитнесом занимается 3 % населения страны, а в США — 14 %… Но это рынок, который мы уже формируем. Вместе с еще 214 компаниями в Челябинске».
«Думаю, что клуб-дискаунтер хорошо зайдет, остальное уже будет зависеть от них, — оценивает шансы будущего проекта Анна Ромарнюк. — На Тополинке много фитнес-клубов, но они малофункциональны. Кто‑то закрылся, у кого‑то долги, третий уже год пытается продать тренажеры с помещением и ремонтом за баснословную цену».
В Green club последствий обостряющейся конкуренции не опасаются, ссылаясь на свой опыт и планы по расширению, но полагают, что свое место на рынке новый проект, вероятно, займет. «Конкуренты появляются каждый год, но мы достаточно уверенно стоим на ногах, — говорит Виктория Кильдюшева. — Но жители нашего города, по-моему, отлично воспринимают масштабные проекты и на новый фитнес-клуб обязательно найдутся свои желающие».
Поделиться

