Анна Козлова, руководитель Челябинского УФАС: «До цивилизованных рыночных отношений нам еще далеко»

20 Июля 2015 Автор: Александра Говорухина
Анна Козлова, руководитель Челябинского УФАС: «До цивилизованных рыночных отношений нам еще далеко»

2015 год стал юбилейным для антимонопольных органов РФ. О достижениях и проблемных точках системы — в интервью с руководителем Челябинского УФАС России Анной Козловой.

Не надо спекулировать

— Анна Алексеевна, как все начиналось?

05_Козлова-Анна-Алексеевна.jpg— Становление антимонопольного органа началось в 1990 году, ровно 25 лет назад, когда Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур был утвержден в перечне республиканских министерств и государственных комитетов РСФСР. Председателем комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский, а штатная численность работников аппарата составляла 150 единиц.

Сегодня в системе антимонопольных органов 84 территориальных органа, в том числе в Крыму и городе Севастополе. Днем рождения Челябинского УФАС считается 28 ноября 1991 года.

В первые годы на антимонопольные органы были возложены функции по контролю за антимонопольным и рекламным законодательством, а также законодательством о защите прав потребителей. С 2004 года началась административная реформа, коснувшаяся и антимонопольных органов. Начались реформы антимонопольного законодательства, которые продолжаются и сегодня. За годы реформ многое в стране изменилось, и антимонопольные органы стали свидетелями и «двигателями» этих изменений.

— С 2014 года антимонопольный орган контролирует цены на продукты питания первой необходимости. Какая динамика прослеживается?

— Антимонопольный орган проводит мониторинг оптовых средневзвешенных цен на одиннадцать социально значимых продуктов питания. Мониторинг показывает, что у наших производителей почти не изменились оптовые цены на молочную продукцию, хлеб. Отмечался резкий рост цен на мясо, который приостановился в связи с наполнением рынка мясом из других стран и снижением покупательского спроса, то есть граждане стали меньше потреблять продукты, на которые отмечался резкий рост цен в связи с введением эмбарго.

Отмечался рост цены на куриное мясо, в связи с чем во многих регионах страны проведена проверка обоснованности роста цен. Нарушений антимонопольного законодательства в виде злоупотребления доминирующим положением или сговора не выявлено.

— С середины ноября имеет рост цен на гречку. В связи с этим проводятся расследования на предмет сговора сельхозпроизводителей или оптовых поставщиков гречки во многих субъектах Российской Федерации, в том числе в Челябинской области и на Алтае. Напомню, в 2010 году алтайские антимонопольщики пресекли сговор сельхозпроизводителей гречихи и привлекли виновных лиц к административной ответственности в виде оборотного штрафа. Цена на хлеб также находится под пристальным вниманием антимонопольного органа. Так, ОАО «Первый хлебокомбинат» каждое повышение цены на социально значимый вид хлеба проходит жесткое согласование с нами.

Рассмотрено ходатайство ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» и ОАО «Магнитогорский молочный комбинат» о присоединении последнего к первому. Ходатайство удовлетворено с выставлением поведенческих условий, в том числе о необходимости уведомления антимонопольного органа о повышении цен на молочную продукцию более чем на 5 % с обоснованием увеличения, которое подлежит проверке со стороны антимонопольного органа.

— Но граждане повсеместно отмечают рост цен на продукты питания…

— Не все вопросы относительно роста цен на продукты питания находятся в ведении антимонопольного органа, а только те, которые связаны со злоупотреблениями доминирующим положением, антиконкурентными сговорами и согласованными действиями хозяйствующих субъектов, которые привели к росту цен.

Мы говорим о мерах антимонопольного реагирования на рост цен на продукты первой необходимости. При этом рекомендуем потребителям выбирать те торговые точки и сети, где сельхозпроизводители и продавцы занимают социально ответственную позицию перед потребителем и не «спекулируют» на непростой экономической ситуации. Например, молочные комбинаты, производители мяса птицы, такие как ООО «Равис — птицефабрика Сосновская» не повышают цены на соответствующую продукцию; торговые сети «Проспект», «Пятерочка», «Союз» откликнулись на нашу просьбу и ежедневно направляют в антимонопольный орган информацию о выгодных для потребителя предложениях.

Имеет место рост цен, иногда даже непонятный, например, на тушку курицы за 250 рублей на рынках и в небольших магазинчиках, где до прилавка товар проходит длинный путь посредников. Поэтому мы отмечаем возможность выбора потребителем магазина, который сохраняет социальную направленность своего бизнеса. И этот выбор есть, а значит рынок розничной торговли конкурентный.

Порог присутствия

— В последние годы много говорится о злоупотреблениях со стороны торговых сетей по отношению к поставщикам. Каковы здесь полномочия антимонопольных органов?

— В 2010 году вступил в силу новый Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который распространяется на торговую деятельность посредством организации торговой сети и содержит раздел «Антимонопольное регулирование», закрепляющий ряд запретов для сетей. В 2011 году приняты поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вводящих административную ответственность на юридических лиц за нарушения указанного закона до 7 млн рублей. Законодатель исходит из того, что торговая сеть независимо от доли на рынке розничной реализации не вправе включать в договоры различные невыгодные условия для поставщиков и навязывать невыгодные условия.

Для органов местного самоуправления также есть ряд норм, направленных на развитие конкуренции в сфере розничной торговли и сокращение присутствия крупных торговых сетей. Это 25-процентный порог, который исчисляется от общего объема товарооборота в границах муниципального образования.

— Антимонопольные органы в последнее время часто критикуют за огромное количество рассматриваемых дел, в том числе в отношении малого и среднего бизнеса…

— Действительно, количество дел, вынесенных предписаний и постановлений растет ежегодно.

Например, в 2001 году Челябинским УФАС было возбуждено 195 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, рекламного законодательства и законодательства о защите прав потребителей, из них выдано около 100 предписаний и 61 постановление о наложении штрафа, то в 2014 году — 1173 дела, по результатам рассмотрения которых выдано 818 предписаний и предупреждений, и 566 постановлений о наложении штрафа. В 2015 году количество обращений и соответственно всех показателей не уменьшается, что говорит о том, что до цивилизованных рыночных отношений нам еще далеко.

Что касается дел в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, то таковых всего около 25 %.

— Как оценивается качество работы антимонопольного органа?

— Качество работы оценивается не в зависимости от количества рассмотренных обращений и возбужденных дел, вынесенных постановлений о наложении штрафа, а от количества добровольно устраненных нарушений, исполненных предупреждений и предостережений, количества оспоренных в суде решений и оставленных в силе. Например, в целом Челябинское УФАС проигрывает в Арбитражном суде менее 10 % от всех вынесенных, а от обжалованных и того меньше, 95 % предупреждений исполняется. Эти цифры говорят о высоком авторитете антимонопольных органов и качестве работы.

— Но ведь не все дела антимонопольные органы выиграют в суде, есть и отмененные решения и постановления о наложении штрафов…

— Конечно, это так, но этот показатель достаточно низок и сокращается в целом по системе антимонопольных органов. Так, например, в 2009 году отменено около 13 % решений и предписаний, а в 2014 году уже менее 10 %. Показатели Челябинского УФАС не хуже, чем в целом по России, а по некоторым направлениям и лучше. Например, отмененных решений ввиду отсутствия и недоказанности нарушений в сфере контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией единицы. А из выданных предупреждений большинство выполняются (из 102 предупреждений, выданных в 2014 году, только 8 не исполненных), что говорит о высоком авторитете антимонопольного органа.

— Челябинское УФАС по итогам 2014 года заняло первое место в рейтинге территориальных антимонопольных органов. Какие показатели оценивались?

— В основном это соотношение количества выданных и исполненных предписаний по всем направлениям контрольной деятельности, соотношение количества выданных постановлений о наложении штрафа и взысканных штрафов, соотношение количества обжалованных решений в суд и выигранных и т. д. Этот рейтинг рассчитывается с 2006 года, при этом Челябинское УФАС никогда не опускалось ниже 12‑й позиции. Занимали десятое, седьмое, четвертое места, но лидером стали впервые. Очень символично, что это произошло в юбилейный год.

— Какими силами ведомство обеспечивает такое качество работы?

— В первую очередь это заместители руководителя, начальники отделов, которые проработали в управлении более 10 лет, специалисты со стажем работы более 5-7 лет, но, к сожалению, таких немного. Именно они позволяют сохранить преемственность поколений, традиций и накопленного опыта и добиться неплохих результатов, несмотря на большую текучесть кадров среди молодых специалистов. Всего в системе антимонопольных органов работает чуть более трех тысяч человек. В Челябинском УФАС работает 50 человек, структурных подразделений в муниципальных образованиях нет. Это самая малочисленная служба из контрольно-надзорных органов в нашей стране.

Задачи и приоритеты

— Какие основные задачи стоят перед антимонопольными органами на современном этапе?

— В первую очередь это выявление и пресечение картелей — антиконкурентных сговоров хозяйствующих субъектов. И здесь антимонопольные органы во многом преуспели. Например, центральным аппаратом ФАС России в последние годы раскрыто несколько крупных картелей: на рынке соли и хлора, алмазов, рыбные картели, сговоры на торгах. Кстати, выявление сговоров на торгах для государственных и муниципальных нужд поставлен на поток, в том числе в территориальных антимонопольных органах.

Выявление и пресечение злоупотреблений доминирующим положением сегодня не вызывает проблем у наших специалистов, за исключением таких нарушений как «монопольно высокая цена» и «манипулирование ценами на рынке электрической энергии».

Взаимодействие с органами местного самоуправления по сокращению административного вмешательства в экономику, упрощению различных административных процедур, разработка и реализация мер по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса с целью развития конкуренции.

Особое место занимает контроль закупок для государственных и муниципальных нужд, а также оперативная защита законных прав и интересов участников обязательных конкурентных процедур в различных сферах.

Сегодня актуален контроль на рынке продуктов питания и бензина.

Кроме того, особое место занимает принятие и реализация плана мероприятий по исполнению региональных дорожных карт и внедрению стандарта развития конкуренции.

— Много ли у нас монополистов и изменилось ли их поведение на рынке?

— Антимонопольный контроль распространяется на субъекты естественных монополий (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, передача электроэнергии, транспортировка газа и т. п); гарантирующие поставщики на рынке поставки электроэнергии; розничные продавцы нефтепродуктов; поставщик газа, осуществляющий газоснабжение граждан; производители хлеба и молочной продукции во многих муниципальных образованиях области.

К сожалению, количество обращений растет, при этом больше всего жалуются на нарушение правил техприсоединения к электрическим сетям. При этом снизилось количество жалоб на гарантирующих поставщиков; жалуются на подключение к различным сетям, при этом сокращается количество обращений на навязывание невыгодных условий договора и т. д.

При этом следует отметить, что антимонопольный орган применяет меры антимонопольного реагирования только к отношениям, связанным с конкуренцией, то есть большинство обращений граждан потребителей в сфере ЖКХ, таких как начисление ОДН, расчетов и годовых перерасчетов за поставку энергоресурсов, ненадлежащее качество услуг, невыполнение управляющими компаниями своих обязательств, не связаны с конкуренцией, в связи с чем перенаправляются в Государственную жилищную инспекцию, Роспотребнадзор, в прокуратуру или ГУВД по Челябинской области.

— Сегодня актуальна тема о реформе системы государственных и муниципальных закупок. Как часто с нарушениями в этой сфере вам приходится встречаться?

— В связи с изменением действующего законодательства с 1 января 2014 года вступил в силу Закон о контрактной системе — количество обращений выросло почти в два раза. Например, жалоб на закупки за 2014 год рассмотрено более 700, тогда как в 2013 году рассмотрено около 500; количество уведомлений о согласовании заключения контракта у единственного поставщика и соответственно отказов в согласовании увеличилось почти в 10 раз (с 283 до 2500, имеет место рост и иных обращений по закупкам). Количество нарушений не уменьшается и составляет около 50 %.

Такое количество обращений и нарушений мы связываем с тем, что закон новый, в него вносятся поправки, требуется повышение квалификации участников закупочного процесса.

— Как сейчас обстоят дела с конкуренцией в нашем регионе?

— По итогам 2014 года Челябинская область заняла 13-е место в рейтинге субъектов РФ по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды, который ежегодно формируется ФАС России. Челябинская область улучшила свою позицию в рейтинге по сравнению с прошлым годом, поскольку в 2013 году занимала 26-е место. В рейтинге учитываются и степень соперничества между конкурентами, и состояние товарных рынков, и количество дел и заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, и различного рода барьеры.

Сейчас в Челябинском УФАС отмечается увеличение количества обращений, в том числе не относящихся к компетенции антимонопольного органа. В связи с этим мы намерены продолжить активную работу по разъяснению полномочий антимонопольной службы, требований конкурентного законодательства и предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.

Поделиться

Сегодня | 12:30
Южноуральцы стали чаще пользоваться зарядными станциями для электромобилей

В Челябинской области развивают сеть быстрых ЭЗС для электротранспорта.

Вчера | 15:48
Продать идею. На Южном Урале обсудили перспективы креативных индустрий

Челябинск стал первым из городов Урала, где прошел форум «Российская креативная неделя». Это событие по-настоящему уникальное, особенно для города с богатой промышленной историей. Креативные индустрии, которым целиком посвятили это событие, представлены товарами или услугами, являющимися результатом интеллектуальной и творческой деятельности. На Южном Урале в последние годы этот сектор экономики развивается особенно бурно.

27.07.2018 | 09:40
Детский игровой комплекс появится в Еманжелинске к Дню города

Многие дворы в Еманжелинском районе привели в порядок в рамках проекта «Комфортная городская среда» партии «Единая Россия». А к Дню города в райцентре установят детский игровой комплекс.

03.07.2018 | 14:28
В «Челябэнерго» определился победитель соревнований профмастерства

Сильнейшими на состязаниях бригад по ремонту и обслуживанию воздушных линий электропередачи напряжением 110 кВ стали энергетики Златоустовских электрических сетей.

Новости   
Спецпроекты