Заграница без туристов. Турпоток по зарубежным направлениям из Челябинска заметно сократился

22 Июля 2015 Автор: Алина Голованова
Заграница без туристов. Турпоток по зарубежным направлениям из Челябинска заметно сократился

Челябинские турфирмы фиксируют сокращение продаж по различным зарубежным направлениям — как по популярной во все времена Турции, так и по некогда горячо любимым туристами европейским и азиатским странам. И если в первом случае спад вероятнее всего связан со снижением покупательской способности в принципе, то во втором — участники рынка ссылаются на сокращение полетных программ, вызванное перестраховкой туроператоров.

«Пробелы» в небе

— Южноуральцы в массе своей предпочитают пляжный отдых, летом это однозначно Турция, потому что ни одна другая страна не предлагает такого разнообразного выбора, — рассказывает «Южноуральской панораме» Анна Капилевич, руководитель туристического отдела компании «Пегас-Тур». — Египет и Таиланд — это уже осенне-зимние направления, а во второй половине сентября и в октябре пользуются спросом экскурсионные программы. Но количество продаж в этом году, конечно, сократилось. И сложно сказать наверняка, что стало главной причиной этого — низкий спрос или недостаточное количество предложений. Ни один оператор не хочет работать себе в убыток и отправлять пустые самолеты, поэтому все подстраховались — сократили полетные цепочки: из Челябинска — кардинально, из Екатеринбурга — в меньшей степени, но тоже существенно.

По мнению Анны Капилевич, спрос сократился меньше, чем количество предложений — этим летом по-прежнему многие хотят на море, но мест на рейсах хватает не всем.

Тренд на «урезание» авиарейсов подтверждают и другие представители туристической отрасли. «Количество рейсов из Челябинска и Екатеринбурга по зарубежным направлениям — и по западным, и по восточным — сокращено в этом году значительно, — говорит Анна Перова, менеджер зарубежного отдела туристической компании «Спутник». — По Европе остались только Испания, Крит (из греческих направлений это все, рейсы на другие острова и материковую Грецию убрали). Сняли этим летом и Таиланд. Урезаны полетные цепочки и по Египту».

По словам руководителя турагентства «Алые паруса», авиаперевозки в этом году были скорректированы практически на 70 %. «Крит из Челябинска остался только в 10-дневном режиме, — рассказывают в этой турфирме. — В Екатеринбурге уже в ходе сезона убрали Испанию, сняли рейс на Кофру в связи с незагрузкой, Таиланд вообще убрали весь, в полном режиме остался только Вьетнам».

Просевшее зарубежье

Вектор спроса на различные туры в местных турфирмах изменился по-разному. Так, в «Алых парусах» соотношение между европейскими и азиатскими направлениями осталось примерно тем же, что и было. По словам Алена Хоружей, директора туристического агентства «Алые паруса», кто любит Европу, тот продолжает выбирать Испанию, Италию и т. д., а кто предпочитает «юговосточку», тот и в этом году покупает туры, к примеру, во Вьетнам. Но в топах, как были, так и остаются Турция и Египет, поскольку это самый дешевый вариант по соотношению «цена-качество»: и море, и все включено. «Однако в связи с тем, что из-за сокращения рейсов нам особо нечего было предложить нашим клиентам, мы отметили спад в общем потоке примерно на 40 %», — констатировали в этом турагентстве.  

В «Спутнике» больше всего — на 30 % — просели продажи по Европе (особенно по Испании, Италии), спрос на Турцию сократился менее значительно — спад в пределах 10 %, здесь преимущественно изменилась средняя стоимость поездки. «Клиенты, покупающие у нас туры в те же страны, в которые они приобретали путевки раньше, в этом году выбирают более бюджетные варианты — к примеру, не ультра ALL, а более экономичные пятизвездники, или не пять звезд, а четыре», — пояснила Анна Перова. А в компании « Дукат Трэвел» отметили, что наиболее популярны по-прежнему Турция и Египет, а совсем упал спрос на дорогостоящие направления: Доминиканка, Мексика, Куба и т. д., которые стали популярны и доступны в 2013 — начале 2014 годов.

Греция под вопросом

Несмотря на непростую социально-экономическую ситуацию, сложившуюся сегодня в Греции, эта страна продолжает пользоваться стабильным спросом, поскольку среди европейских направлений остается наиболее доступным вариантом.

«Нашего туриста не пугают заморочки типа тех, что сейчас происходят в Греции, — кто хотел туда поехать, тот и поехал, а кто эту страну в принципе не рассматривает, тот и выбирает другие варианты», — говорит Алена Хоружая. Но Греция, по словам нашего спикера, по-прежнему из всех европейских стран остается самой доступной, и если ценник оказывается близким к турецкому, клиент выбирает все же ее.

В «Спутнике» нам тоже сообщили, что отказов по греческим путевкам в их турфирме не было, и спрос был в принципе в рамках прогнозов. А в «Пегас-Туре», констатировав сокращение продаж греческих туров, связали этот факт прежде всего с упомянутой выше полетной корректировкой. «Я сама была в июне в Греции и разговаривала там с отельерами, — говорит Анна Капилевич. — Они в шоке от того, что у них этот сезон провальный, сократился поток туристов и из Европы, и из России. Но я хочу вам сказать, что самолеты в Грецию были заполнены. Люди хотели бы туда улететь, но, в связи с сокращением полетных программ, места рано заканчивались. Либо люди не хотели лететь в Грецию на 10 дней, а рейсы из Челябинска предлагались только такие, поэтому клиенты выбирали Турцию».

Схожего мнения придерживаются и некоторые другие игроки. «Греция как раз одно из наиболее успешных европейских направлений, — говорит Наталья Баранова, директор компании «Дукат Трэвел».

— Единственная страна Европы, в которую есть рейс из Челябинска. Количество рейсов сократилось, но это никак не связано с политической и экономической обстановкой в этой стране — больше с общим кризисом в туриндустрии и экономике вообще».

Как бы то ни было, роста спроса на греческие направления местные турфирмы не отмечают. И есть вероятность, что в следующем сезоне интерес к Греции и не только начнет снижаться из-за усложнений визового режима.

Усложнение «шенгена»

Как рассказывают сами участники рынка, с введением 14 сентября этого года нового правила для получения или продления шенгенской визы туристу необходимо будет один раз в пять лет приезжать в соответствующее визовое посольство для снятия отпечатков пальцев. «Раз в пять лет — это вроде бы и не так часто, и почему бы не съездить, — рассуждает представитель турфирмы «Спутник», — но практика показывает, что люди, выбирая тот или иной отдых, стараются минимизировать количество проблем и трудозатрат, связанных с подготовкой к этому отдыху».

Соглашаются с коллегой и другие эксперты, высказывая свои опасения насчет еще большего проседания и без того пошатнувшихся продаж. «Мы пока в полном неведении, чем нам все это грозит, — говорит руководитель «Алых парусов». — Если туристам разрешат сдавать отпечатки пальцев в каком‑то одном месте (например, у нас в Челябинске есть итальянский визовый центр), то это еще ладно. А если по каждой конкретной стране нужно будет обращаться в визовый центр именно этой страны, тогда туристы будут отдавать предпочтение безвизовым странам».

Об этом же говорят и в «Пегас-Туре». По словам Анны Капилевич, туристы не особо любят сложностей — для некоторых и обычную справку с места работы взять проблема, а не то что поехать в другой город для оставления отпечатков. Поэтому, считает наш спикер, массовый турист и до этих‑то нововведений предпочитал безвизовые страны, а теперь  тем более будет. «К тому же визовые центры берут немалые деньги за свои услуги, — говорит наша собеседница. — К примеру, в итальянском центре в Челябинске только за сбор виз нужно заплатить порядка 1900 рублей, и это без консульского сбора и комиссии банка. В Америке, например, отпечатки пальцев снимают один раз и на всю жизнь — они же не меняются с годами, зачем их снимать каждые пять или пусть даже десять лет?» При этом, полагает Анна Капилевич, кто предпочитает Европу и ездит туда по несколько раз в году, те будут оформлять «шенген», несмотря ни на какие трудности и нововведения, а кто летает за границу раз в год, летом, будут выбирать Турцию.

По мнению же Натальи Барановой, индивидуальный туризм введение биометрии скорее не затронет, а вот массовые курортные направления (Испания, Греция, Италия) просто умрут. «Никто не поедет в Екатеринбург только ради отдыха на море, — уверена директор «Дукат Трэвел». — Разве только операторы организуют массовые трансферы в консульства из Челябинска».

Все любят погорячее

Как признаются представители челябинских турагентств, покупки туров сильно загодя среди южноуральцев не популярны — большинство приобретают путевки незадолго до отпуска либо ждут горящих туров. И у этого есть веские причины. «Раннее бронирование себя не оправдало — в прошлом году цены на туры по соответствующим акциям оказались в итоге намного выше, чем цены в сезон на горящие туры, — рассказывают нам в «Спутнике». — В этом году туроператоры совместно с отельерами подкорректировали ценовую политику, но туристы все равно осторожничали — не торопились брать летние туры в январе, феврале, марте». По словам Анны Перовой, люди предпочли дождаться стабилизирования ситуации с курсами валют. «Мы сами в прошлом году с опаской бронировали туры на дальние даты, так как ситуация непредсказуемая, компании банкротятся, стопроцентных гарантий никто не дает, — признаются и в «Пегас-Туре». — Но и на горящие туры в этом году клиентам рассчитывать не приходится — все прекрасно распродается. И если кто‑то хочет улететь в ближайшие дни, а не купив путевки заранее, сейчас им это очень сложно сделать. В будущих сезонах, если количество рейсов увеличится, вероятно, появятся и горячие предложения. Сейчас — нет».

О том, что в этом году раннее бронирование не было особо популярно из-за резких колебаний курса валют, говорят и в «Дукат Трэвел». Как рассказала «ЮП» Наталья Баранова, те, кто оплатил тур по высокому курсу по раннему бронированию, после падения курса доллара бросились аннулировать туры и бронировать по новой цене — хоть и более высокой в долларовом эквиваленте, но в рублях более низкой (на 15—20 %). «Туроператоры отреагировали незамедлительно и ужесточили штрафы при аннуляции туров, — говорит наш спикер. — Практически все туроператоры ввели динамическое образование цен в зависимости от спроса на конкретные даты. Поэтому ловить горящие туры довольно тяжело. Пока клиент едет до турфирмы, цена может измениться».

Однако ситуация с расценками начала все-таки меняться. Если зимой из-за сумасшедшего курса валют рост цен был двукратным, то в этом сезоне, по сравнению с прошлым летом, стоимость туров в среднем выросла на 10—20 %. «Ситуация более-менее стабилизировалась, все зарубежные партнеры скидывают цены, — говорит Алена Хоружая. —  При этом наши спикеры выступают против глобальных скидок, которые делают некоторые агентства, так как подобная политика сказывается в результате негативно на будущем фирмы». «Если у агентства скидка от оператора 10 % и он из них 8 % отдает туристу, то это может закончиться тем, что владелец в один прекрасный момент заберет деньги и закроет фирму, «кинув» туристов, нам всем известны подобные случаи, — говорят в «Алых парусах». — Мы делаем адекватные скидки своим постоянным клиентам. У нас нет цели зарабатывать на большом клиентском потоке за счет бешеных скидок, для нас важна репутация». Не спешат разбрасываться деньгами и операторы. «Поскольку наша компания — сама оператор, нам проще вести скидочную политику, — говорят в «Пегас-Туре», — но скидки мы делаем только очень постоянным клиентам, доля которых у нас не более 20 %, и то преимущественно на какие‑то интересные, сложные, индивидуальные туры». А в «Спутнике» постоянным клиентам, которых в общей клиентской базе 70 %, предоставляется фиксированная скидка — от 5 до 7 %.

Переизбытка не ждите

По словам представителей местной туриндустрии, чем закончится нынешний непредсказуемый сезон — сказать сложно. В «Спутнике» полагают, что осенью и зимой традиционно будут пользоваться спросом Чехия, Венгрия с ее лечебными и экскурсионными турами, в силу более-менее приемлемых цен, если сравнивать с Европой в целом. Не ожидают здесь проседания и по европейским горнолыжным направлениям.

По мнению Анны Перовой, в связи с тем, что туры и полетные программы были скорректированы исходя из спроса, переизбытка предложений и, соответственно, большой конкуренции на рынке не будет — предложений будет хватать на покрытие существующего спроса.

«Все будет зависеть от того, как будет восстанавливаться экономика в нашей стране, –
рассуждают в «Алых парусах». — Туристический рынок мгновенно реагирует на изменения — доставить самолеты компаниям ничего не стоит, если они почувствуют возрождение спроса». Но пока главная задача, по словам нашей собеседницы, — выжить. Во многих городах сейчас происходит сокращение туристического рынка — от 30—50 %, и, возможно, после того как закроются те турагентства, которые зарабатывали на бешеном потоке и на глобальных скидках, у других фирм появится возможность нормально работать, полагает Алена Хоружая.

«Все восстановится, но медленно — думаю, не за год», — резюмировали в «Пегас-Туре».

Поделиться

Вчера | 15:48
Продать идею. На Южном Урале обсудили перспективы креативных индустрий

Челябинск стал первым из городов Урала, где прошел форум «Российская креативная неделя». Это событие по-настоящему уникальное, особенно для города с богатой промышленной историей. Креативные индустрии, которым целиком посвятили это событие, представлены товарами или услугами, являющимися результатом интеллектуальной и творческой деятельности. На Южном Урале в последние годы этот сектор экономики развивается особенно бурно.

23.04.2024 | 15:10
Гонки и цифры. Челябинск принял молодежный IT-форум

Челябинск в очередной раз стал площадкой проведения всероссийского IT-форума. Если год назад слет был ориентирован по большей части на взрослую аудиторию, то в этот раз мастер-классы, конкурсы и другие активности подготовили с прицелом на молодежь. Школьники и студенты быстро осваивают новые технологии, поэтому название форума «на ТЫ с IT» стало очень символичным.

18.08.2016 | 10:53
Ипотечное оживление. Кредиты на «квадраты» в Челябинской области снова в цене

Южноуральский рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) демонстрирует уверенный рост. Положительная динамика наблюдается как в отношении количества кредитных организаций, работающих с ипотекой (с начала года число таких банков выросло в полтора раза), так и в объемах кредитования (заметный рост отмечен и в штуках, и в деньгах).

18.08.2016 | 10:42
В челябинской ипотеке время снижения — ставок, взносов и возраста заемщика

Участники ипотечного рынка Челябинской области рассказали нашему изданию о нескольких трендах, наметившихся и ожидающихся в этой сфере. Опрошенные игроки сообщили о тенденциях на сокращение процентных ставок и величины первоначального взноса, а в одном из банков поведали о росте в общем кредитном объеме доли бюджетников и о том, что южноуральский заемщик помолодел. Респонденты прогнозируют и дальнейшее развитие рынка ипотеки в заданном направлении.

Новости   
Спецпроекты