Евгений Соломин: «Чистая энергия» Урала выходит на рынки АСЕАН»
На недавнем экосаммите ООН в Париже с участием президента РФ Владимира Путина российская сторона представила прорывные технологии в сфере экологии. Примером тому ноу-хау челябинских ученых по созданию экологически чистых возобновляемых источников энергии.
- Город для «випов». Что требуется Челябинску для привлечения деловых туристов
- В рамках ЕАЭС. В Челябинске упрекнули Россию в несоответствии европейским стандартам
- Большие планы. Челябинский производитель электронного оборудования замахнулся на рынок микросхем
— Какие ноу-хау вы привезли на форум?
— Напомню, что Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран этого региона. Одна из ее главных целей — ускорение экономического, социального и культурного развития ее государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нам удалось договориться о продвижении совместных исследовательских проектов между университетами АСЕАН и России в области ветровой, солнечной и гибридной электрогенерации. Малая энергетика особенно важна для сельского хозяйства развивающихся стран с их слабой аграрной экономикой. Мы предложили разработанную в ЮУрГУ инновационную технологию создания экономичных ветроэнергетических установок, не имеющих аналогов в мире. Это не традиционные ветряки, а уникальные ВЭУ вертикально-осевой конструкции, работа которых не зависит от направления ветра, а выработка электроэнергии в 1,5 раза больше. Причем они работают бесшумно, не производят вредный для организма инфразвук.
— Опробованы ли эти установки? Проявляют ли к ним интерес российские и зарубежные партнеры?
— Наши инновационные «ветряки» уже прошли испытания и хорошо показали себя в Челябинской области. Один мы установили в хозяйстве «Марково‑1» фермера Сергея Бурылова, и он безотказно вырабатывает киловатты. А другой уже в модернизированном, так сказать, гибридном варианте (использующий энергию не только ветра, но и солнца) мы изготовили по заказу челябинской фирмы «Краст». Мало того, нашими разработками уже заинтересовались в Америке, Японии и Австралии.
Экспериментальная установка сейчас проходит испытания в США, в Национальной лаборатории Беркли Университета Калифорнии, а в Японии — в городе Акита.
Нашему ноу-хау нашлось применение и в родном отечестве, например, на базе Минобороны, расположенной в Арктике, на мысе Канин Нос. НИИ космического приборостроения испытывает энергоустановку на предмет ее использования в навигационном оборудовании. И первое «испытание Севером» наша ВЭУ выдержала!
— И все-таки, удалось ли навести мосты сотрудничества со странами АСЕАН?
— К нашей разработке проявили большой интерес высокопоставленные представители этих стран. К примеру, приобрести такие установки для своих стран выразили желание заместитель министра энергетики и полезных ископаемых Камбоджи Ем Кунцанада, проректор института энергетических исследований Индонезии Мухаммад Касим… Установлены связи с Лаосом, Мьянмой, Малайзией, Вьетнамом. В энергоструктуры этих стран направлены предложения от Минобрнауки РФ о сотрудничестве с описанием наших последних изобретений в этой сфере. Уже создаются два кластера: по совместным разработкам ветро-солнечных энергокомплексов применительно к южно-азиатским условиям и по «трансферу» российских инновационных технологий в эти страны.
— А какие перспективы у вашего ноу-хау?
— Сейчас мы дорабатываем модель, чтобы она обрела новые качества, универсальность. В числе последних модернизаций — сочетание ветроустановки и солнечных батарей. А теперь подбираем партнеров, которые на началах внутрирегиональной кооперации будут изготавливать ветроэнергетические установки в промышленных масштабах. В перспективе же планируем организовать и их сборку в странах Юго-Восточной Азии. И это не единственный такой проект. Мы также разработали технологию переработки отходов птицефабрик с помощью анаэробных бактерий, адаптированную к суровым условиям Урала. 2,5-мегаваттный завод вполне может быть размещен на птицефабрике «Равис». При этом происходит технологический самообогрев отходов до 24 градусов, без чего невозможно выделение биогаза, служащего топливом для мини-ТЭЦ. Налицо двойная выгода: и утилизация вредных отходов, и «энергия из ничего»…
Но развитие инновационных технологий в этой сфере сдерживает нехватка финансирования. Федеральной целевой программы по внедрению энергоэффективных возобновляемых источников энергии пока нет, и приходится рассчитывать только «на свои силы» и помощь родного вуза. Хочется верить, что скоро положение изменится. Чтобы решить проблему на общероссийском уровне, мы разработали проект федеральной программы развития «возобновляемой энергетики», который после экспертизы на областном уровне направим в правительство РФ.
Анкета эксперта: Соломин Евгений Викторович
Поделиться