Город для «випов». Что требуется Челябинску для привлечения деловых туристов

9 Ноября 2015 Автор: Алина Голованова Фото: Вячеслав Шишкоедов
Город для «випов». Что требуется Челябинску для привлечения деловых туристов

В течение пяти лет планируется улучшить деловую привлекательность столицы Южного Урала, в том числе за счет увеличения номерного фонда гостиниц, а также строительства конгресс-холла. Основной посыл — возможное проведение в Челябинске в 2020 году саммита стран-участниц ШОС.

Местные отельеры считают, что городу под силу задачи, поставленные главой региона. По мнению же некоторых экспертов в туристической отрасли, к изменению Челябинска на всех инфраструктурных уровнях требуется очень серьезный подход, и главное в нем — отказ от стереотипных, но на практике не оправдывающих свою состоятельность представлений об уровне функциональности тех или иных объектов.

Все для саммита

Челябинск через несколько лет может стать более привлекательным с точки зрения инфраструктуры, необходимой для проведения масштабных деловых мероприятий с участием международных делегаций. По крайней мере, надежду на это высказал недавно губернатор Челябинской области Борис Дубровский.

 — Мы прогнозируем, что в 2020 году Челябинск будет принимать саммит ШОС и БРИКС, — сказал глава региона. — За пять лет нам предстоит довести номерной фонд гостиниц до необходимых предъявляемых требований. Второй очень важный момент. Нам необходимо продолжать реконструкцию и аэродрома, и здания аэропорта Челябинска, а также решить вопрос с конгресс-холлом, где будут проходить все официальные мероприятия. Это значит, что Челябинск должен кардинально измениться: появятся новые объекты, новая инфраструктура, новый внешний вид города. Все это мы делаем для жителей Челябинска, это останется людям. Уфа показала динамику изменений за три года: к саммиту она действительно стала другой. Я в этом убедился на собственном опыте: увидел город и не узнал. Надеюсь, то же будет и у нас в Челябинске.

Предложение главы региона провести саммит стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества в 2020 году в Челябинске уже поддержали на федеральном уровне. Однако для того чтобы было принято окончательное решение, должна быть подготовлена программа, гарантирующая, что город к положенному сроку будет соответствовать всем необходимым требованиям, в числе которых наличие современной инфраструктуры, качественного гостиничного сервиса, аэропорта, способного принять крупнейшие международные делегации.

Увеличивать или нет?

Представители гостиничной индустрии Челябинска считают, что у города есть все шансы стать привлекательным для VIP-гостей, если заинтересованные стороны не пожалеют на это денег.

— Челябинский гостиничный рынок, как и в ряде других городов России, в последние годы развивается стремительными темпами, — комментирует ситуацию «Южноуральской панораме» Светлана Брюханова, генеральный менеджер отеля «Маркштадт». — Количество постояльцев в гостиницах Челябинска увеличилось на 15 %, город принял несколько крупнейших мировых спортивных мероприятий и с честью справился с большим потоком гостей. Однако такое мероприятие, как саммит ШОС, является событием, требующим еще более высокого уровня подготовки, и, конечно, дополнительные вложения в инфраструктуру и номерной фонд города просто необходимы.

По мнению нашей собеседницы, улучшить ситуацию в гостиничной сфере за пять лет вполне реально, это достаточный срок для подготовки к такому мероприятию. «Если вспомнить подготовку к Олимпиаде в Сочи и то, какие ресурсы были задействованы для этого, можно предположить, что и Челябинск вполне может повторить успех сочинской кампании», — считает Светлана Брюханова.

В то же время некоторые эксперты в туристической отрасли полагают, что в настоящее время местный гостиничный рынок не готов к масштабным деловым мероприятиям, и городу нужно сильно постараться (и старания эти должны быть всячески поддержаны на разных уровнях), чтобы изменить ситуацию в довольно короткие сроки.

 — Сложно оценить готовность Челябинска к глобальным мероприятиям типа саммита стран-участниц ШОС, — комментирует «Южноуральской панораме» сегодняшнюю ситуацию на местном гостиничном рынке Анатолий Гуревич, председатель совета директоров турфирмы «Сусанин». — Основную часть гостей, первые лица город еще, вероятно, сможет разместить, а вот всевозможных сопровождающих, точное число которых никто не будет знать до последнего, — это большой вопрос. Как и то, удастся ли увеличить гостиничный фонд Челябинска в течение пяти лет. А если и удастся, то будет ли этот фонд востребован потом? Ведь это построить гостиницу легко, в кавычках, а долгосрочно инвестировать в серьезный номерной объем под конкретное мероприятие, без уверенности в том, что эти гостиницы будут потом заполняться, — такое трудно представить.

Как отмечает специалист, в подобных вопросах необходимо планировать на долгосрочную перспективу. «Построят компании несколько гостиниц, условно говоря, на 1000 номеров, и как эти номера будут загружаться после саммита? — Задается вопросом наш спикер. — Вон в Екатеринбурге настроили гостиниц, а их плановая загрузка резко упала. И сейчас, насколько мне известно, они вдвое сократили задуманные планы по гостиничному строительству к чемпионату по футболу, чтобы потом эти номера не стояли пустыми».

Не строительство, а реконструкция

По мнению представителя топ-менеджмента турфирмы «Сусанин», нужно обойтись без нового массового строительства, добиваться поставленных целей другими возможными способами — реконструкцией, улучшением уже имеющегося номерного фонда. «Например, считается, что в Челябинске не хватает жилья эконом-класса, но для начала нужно определиться с тем, что такое эконом-класс, — рассуждает Анатолий Гуревич. — В городе много перестроенных общежитий. Это, конечно, не гостиницы, а приспособленные под проживание гостей здания. Так вот, я считаю, что их нужно реконструировать, чтобы они соответствовали требованиям двух- или трехзвездников».

Схожей позиции придерживается и топ-менеджер «Маркштадта». По ее мнению,  разумнее всего было бы избрать стратегию, связанную с вложениями средств в уже существующие гостиничные объекты, однако без новых гостиниц все равно не обойтись. Ведь уже имеются утвержденные проекты строительства гостиничных комплексов, которые никак не связаны с саммитом ШОС, отметила Светлана Брюханова.

Как бы то ни было, эксперты акцентируют внимание на том, что работа должна быть проделана огромная, и всеми этими вопросами нужно заниматься всерьез. «Ведь речь идет о миллиардах частных денег, — отмечает Анатолий Гуревич. — Рассчитывать на них в сегодняшних условиях (кризис продлится еще минимум два года) можно только в случае предоставления инвесторам серьезных гарантий». Должна быть, отмечает наш собеседник, понятная и утвержденная программа, как было в Сочи, — решение о проведении Олимпиады в городе, в котором на тот момент не было абсолютно ничего, необходимого для этого масштабного мероприятия, приняли именно благодаря грамотной программе.

Нужны ли еще сетевые отели?

Чем больше в городе гостиниц, тем больше будет и гостей, убежден Анатолий Гуревич. Схожая ситуация, по его мнению, и с аэропортом: сначала все думают, что увеличивать его не нужно, потому он и будучи маленьким не загружается до конца, но стоит аэропорт реконструировать, как вскоре увеличивается и пассажиропоток, хотя, казалось бы, население осталось прежним, людей больше не стало. «Так же и с гостиницами, — объясняет наш спикер. — Есть мнение, что городу не нужны дополнительные гостиницы международного уровня. Но именно такие отели привлекают в город определенную категорию туристов — тех, которым по требованиям отправляющей стороны положено заселяться исключительно в брендовых отелях. Чем больше такой инфраструктуры в городе, тем больше и деловых туристов».

Представитель гостиничной отрасли между тем этой позиции не разделяет. По мнению Светланы Брюхановой, Челябинск уже способен принимать гостей любого уровня, и понятия «деловая активность» и «деловой туризм» как нельзя лучше подходят к нашему городу. «Челябинск прежде всего деловое направление, и мы сильно зависим от бизнес-туристов, — говорит генеральный менеджер «Маркштадта». — Но их привлекают вовсе не гостиницы международного уровня, а мероприятия, проходящие в городе, либо крупные инвестиционные проекты, когда приезжают специалисты из-за рубежа или их деловые партнеры. Да, есть компании, у которых бывают требования заселять в отели определенных международных сетей, но если, к примеру, в нужном городе нет таких отелей, то заселяют в имеющиеся, исходя из качества предоставляемых услуг — комфортности номеров, сервиса и так далее».

Больше залов и холлов!

Важно, если говорить о развитии делового туризма в городе, уделить серьезное внимание и сегменту таких услуг, как предоставление площадей для проведения конференций и выставок, считают эксперты.

Если в Челябинске нет достойной инфраструктуры для делового туризма (нормального выставочного комплекса, помещения, удовлетворяющего всем требованиям крупных деловых мероприятий), то и деловые туристы у нас не будут останавливаться, считает Анатолий Гуревич. И к этому вопросу, по его мнению, тоже нужно подходить грамотно. «Возьмем конгресс-холл, который необходим нашему городу с точки зрения привлечения подобных туристов, — рассуждает он. — Уверен, что нельзя строить здание на 2-5 тысяч мест под какое‑то конкретное мероприятие (тот же саммит ШОС). В этом случае, как и с гостиницами, городу будет нанесен большой ущерб, поскольку этот центр после того как мероприятие пройдет, не будет задействован. Необходимо многофункциональное и трансформируемое здание — такое, которое при необходимости из площадки, например, на 2000 мест можно легко перестроить в 10 залов по 200 мест».

И эту проблему, считает наш собеседник, необходимо решать на очень высоком уровне. Поскольку речь идет о предельно сложном проектировании, требуется привлечение серьезных экспертов, архитекторов и других специалистов. И в данном случае тоже не обойтись без долгосрочной, на много лет вперед, программы, отмечает спикер «ЮП».

В «Маркштадте» тоже считают, что сфера услуг по предоставлению площадок под проведение масштабных деловых мероприятий и крупных выставок пока не в идеальном состоянии. Однако, как отмечает Светлана Брюханова, у города и не было необходимости развивать такие площадки, так как подобные мероприятия проводятся в городе нечасто.

«Если в Челябинске все будет делаться по уму, для жителей, то в нем и какое угодно мероприятие можно будет проводить. Должно быть именно так, а не наоборот», –заключил Анатолий Гуревич.

Поделиться

Сегодня | 14:38
Как обеспечивают развитие горнодобывающей отрасли на Южном Урале

Промышленники, ученые и представители власти обсудили перспективы по добыче полиметаллов в России.

20.03.2024 | 15:41
В Челябинске показали новый трамвай со звездным названием

Модель Усть-Катавского вагоностроительного завода с февраля испытывают на улицах областного центра.

18.08.2016 | 10:53
Ипотечное оживление. Кредиты на «квадраты» в Челябинской области снова в цене

Южноуральский рынок ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) демонстрирует уверенный рост. Положительная динамика наблюдается как в отношении количества кредитных организаций, работающих с ипотекой (с начала года число таких банков выросло в полтора раза), так и в объемах кредитования (заметный рост отмечен и в штуках, и в деньгах).

18.08.2016 | 10:42
В челябинской ипотеке время снижения — ставок, взносов и возраста заемщика

Участники ипотечного рынка Челябинской области рассказали нашему изданию о нескольких трендах, наметившихся и ожидающихся в этой сфере. Опрошенные игроки сообщили о тенденциях на сокращение процентных ставок и величины первоначального взноса, а в одном из банков поведали о росте в общем кредитном объеме доли бюджетников и о том, что южноуральский заемщик помолодел. Респонденты прогнозируют и дальнейшее развитие рынка ипотеки в заданном направлении.

Новости   
Спецпроекты