Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Пекка Вильякайнен: «Мы зачастую не знаем, как ответит на то или иное изобретение потребитель»

3 Марта 2016 Автор: Лев Фадеев
Пекка Вильякайнен: «Мы зачастую не знаем, как ответит на то или иное изобретение потребитель»

О том, как южноуральцам попасть в «Сколково», для чего нужны «доверенные» люди в Мюнхене, Лондоне и Хельсинки и какую пользу может принести Челябинской области кластерный подход в развитии экономики, мы побеседовали с Пеккой Вильякайненом, советником президента фонда «Сколково» по работе со стартапами, спикером недавно прошедшего в Челябинске стартап-тура для молодых инноваторов.

Смотреть по сторонам

— Какие проекты челябинцам нужно представить, чтобы ими заинтересовались в «Сколково»?

Пекка-Вильякайнен.jpg— Есть несколько критериев. Во-первых, проекты должны соответствовать стратегическим направлениям кластеров фонда «Сколково» (к примеру, в рамках стартап-тура в Челябинске рассматривались проекты в таких сферах, как информационные технологии, биологические и медицинские технологии, энергетика и энергоэффективные технологии и другие. — Прим. авт.). Во-вторых, нам интересны технологичные проекты с базой научно-исследовательского потенциала.

— Вместе с тем многие эксперты «Сколково» говорят также о том, что проект обязательно должен иметь коммерческий потенциал. Как его можно определить, особенно в отношении к инновациям?

— Конечно, в абсолютных цифрах его, в частности в начале реализации проекта, не оценишь. Хорошим примером в этом отношении является история с iPad, который Стив Джобс презентовал около шести лет назад, но эксперты приняли его скептически. Действительно, мы зачастую не знаем, как ответит на то или иное изобретение потребитель.

Однако методика все же существует. Потенциальный покупатель должен привлекаться в качестве объекта исследования уже на стадии разработки, необходимы качественные маркетинговые исследования.

Но главное, нельзя, как «лошадь в шорах», только бежать вперед, нужно оглядываться по сторонам, следить за рыночными тенденциями, разработками конкурентов и коллег.

Курс на Мюнхен

— Вместе с тем многие челябинские инноваторы активно изучают потребности рынка, но сетуют на территориальный фактор — на то, что те или иные разработки, например в сфере робототехники, не пользуются спросом в области.

— Сложно стать гением в домашнем регионе. Зачастую все происходит наоборот. Человек проявляет себя где-либо, а когда его начинают «узнавать», возвращается домой, где продолжает совершенствовать свою идею. Необходимо вначале где-либо «развить» продукт, сформировать на него спрос, а затем уже и в своем регионе начнут «просыпаться» компании, которым выгодно этим заниматься.

Вы должны быть интересны не в Челябинской области, но в любом месте. Нужно сразу целиться на международные рынки. Если вы работаете в IT-сфере, следует смотреть в сторону Лондона, занимаетесь образовательно-игровыми сервисами — обратите внимание на Хельсинки, работаете в машиностроении — налаживайте деловые связи в Мюнхене.

Нужно, чтобы в этих местах были доверенные люди, ведь люди — это и есть рынок на местах. Я бы посоветовал не недооценивать русскую диаспору за рубежом. Практически в каждом университете мира обучается хотя бы один россиянин.

— Челябинская область активно развивает сотрудничество, в частности, с Китаем и Казахстаном. Насколько перспективны рынки этих стран для освоения их нашими инноваторами?

— Казахстан, на мой взгляд, имеет в этом отношении очень большой потенциал. Эта страна заточена на ведение бизнеса.

А вот с Китаем ситуация обстоит сложнее. Есть труднопреодолимые культурные, в частности языковой, барьеры. Конечно, сотрудничать с китайцами не невозможно, но трудно. Не исключаю, что на начальном этапе стоит отдать предпочтение скорее западным соседям России.

Впрочем, в поиске международных партнеров важно также довериться внутренним инстинктам. Не следует выстраивать свою бизнес-стратегию на основе, например, политического вектора.

Решили — делайте!

— В последние годы в Челябинской области все чаще говорят об использовании кластерного подхода, который может помочь развитию рынка инноваций. Однако многие эксперты считают его устаревшим.

— Я не считаю его устаревшим, но использовать этот подход следует грамотно. Нелепо развивать те или иные кластеры, руководствуясь, допустим, политическими решениями. Никто не будет создавать кластер лыжного спорта (упрощенный перевод, дословно эксперт говорил о так называемых ice technologies в целом. — Прим. авт.) в Сахаре. Любой кластер нуждается в критической массе проектов, которые его наполнят. Кластеры не должны формироваться по решению высшего руководства.

— Вместе с тем в Челябинской области инициатива создания кластеров нередко озвучивается как раз сверху.

— Каждое правительство само решает, куда направлять средства. В Челябинской области, очевидно, для этого тоже была своя база оснований. Власть на местах, как правило, лучше, чем федеральные эксперты, знает, что необходимо региону.

Главное, не забывать, что кластеры — это долгосрочные проекты, требующие минимум 6-7 лет работы, поэтому если уже было принято решение о создании какого-либо кластера, то не следует возвращаться к анализу необходимости его создания. Нужно следовать этому решению.

Если говорить, например, о создании IT-кластера в Челябинской области, то такой кластер нигде не будет лишним. При его отсутствии вы не сможете развить другие кластеры. Он является базовым для большинства отраслей — от машиностроения до здравоохранения.

Сегодня | 11:06
Невольные хлеба. Челябинские компании переводят работников на самозанятость

Челябинские компании под шумок пандемии переводят работников на самозанятость, чтобы сэкономить на налогах. Такая схема оптимизации налогообложения противоречит закону, но ковидные ограничения помешали наработать практику выявления подобных нарушений, указывают юристы.

14.01.2021 | 15:57
Спасение льготами. В регионе подсчитали объемы «антиковидной» поддержки бизнеса

С 20 марта по 2 декабря 2020 года предприниматели региона получили около 11 млрд рублей на возобновление деятельности и неотложные нужды. «Антикризисные» программы льготного кредитования бизнеса сработали эффективно, отмечают эксперты.

05.10.2016 | 10:32
Андрей Коршунов: «Челябинские поручители по кредитам стали чаще платить за должников»

В Челябинской области сохраняется напряженная ситуация в отношении закредитованности населения. Граждане зачастую обращаются за получением займов в банки, которые, как правило, требуют в обеспечение кредита поручительство.

03.10.2016 | 15:33
Андрей Коршунов: «Давать взаймы челябинцам стало опаснее»

Желая избежать неприятных контактов с коллекторами, южноуральцы нередко боятся обращаться за получением кредитов в банки или микрофинансовые организации и предпочитают прибегать к проверенному способу — занимать у родственников, друзей, надежных знакомых или других физических лиц.

Новости   
Спецпроекты