Труба зовет. Сотовые ритейлеры решили брать челябинцев количеством и ценой
Продавцы гаджетов продолжают усиление своих позиций в Челябинской области. Одна из сетей, которая в 2015-м открыла в регионе около 30 новых салонов, намерена расширяться на Южном Урале и в этом году. Сотовые ритейлеры отмечают, что отчасти благодаря такой стратегии развития продажи мобильных устройств не проседают.
- Не пленочные технологии. Челябинская область готова вместе с Китаем производить пищевые добавки и собирать сельхозтехнику
- Вне компетенций. «Союз промышленников и предпринимателей» обсудил проблемы подготовки кадров
- «Гранату провез в самолете». История первого и пока единственного в Челябинске спикизи-бара
Расширение во спасение
Южноуральский сотовый ритейл продолжает оставаться динамично растущим рынком, и конкуренция на нем с каждым годом ужесточается. С возрастающей популярностью мобильного интернета и с подстегивающим спрос на него ростом товарного ассортимента всевозможными мобильными устройствами и интернет-гаджетами торгуют, что называется, все, кому не лень. Это и сети электроники и бытовой техники, которых в Челябинске немало как в классической рознице («М.Видео», «Эльдорадо», DNS, Media Markt и др.), так и в онлайне (все те же плюс интернет-магазины типа «Ситилинка»). Это и работающие в сегменте смартфонов-фаблетов-планшетов бренды «Связной», «Евросеть», etc. И, наконец, конкурируют с ними салоны сотовой связи от представленных в регионе операторов (МТС, «Мегафон», «Билайн» и др.), предлагающих вместе с услугами связи большой выбор самих устройств.
Несмотря на небезразмерную плотность рынка, с одной стороны, и кризисную сдержанность потребителя — с другой, некоторые игроки предпочитают расширяться. Так розничная сеть МТС в 2015 г. увеличила на Южном Урале количество магазинов, в том числе франчайзинговых, более чем на 20 %. Всего за год, с учетом релокации салонов сети в места с более высоким покупательским трафиком, в Челябинской области этот ритейлер открыл 28 торговых точек. Как уточнили «ЮП» в компании, больше всего открытий пришлось на Челябинск и Магнитогорск (по пять точек), сеть приросла также за счет магазинов в Златоусте, Копейске, Чебаркуле, Кыштыме, Трехгорном и Усть-Катаве. В 2016 г. МТС планирует увеличить число салонов еще на 10 % за счет выхода в новые для сети малые населенные пункты с численностью менее 20 тысяч человек и за счет развития в городах присутствия, в частности, в Челябинске и Златоусте.
Благодаря увеличению числа магазинов в Челябинской области, сети удается сохранять рост на падающем рынке, заверили нас в компании. Так, по итогам первого квартала 2016 г. продажи смартфонов в салонах МТС в регионе выросли вдвое в денежном и на 60 % в количественном выражении.
Впрочем, положительную динамику демонстрируют и компании, не увеличивающие свое присутствие в регионе, правда, в этом случае речь идет о значительно более скромных результатах. Как сообщили нам в «Связном», в первом квартале продажи смартфонов на Урале выросли на 2 % в штуках и на 27 % в рублях. Последнее было вызвано ростом среднего чека, связанным с увеличением цен на смартфоны: их средняя стоимость выросла почти до 11 тысяч рублей (+25 %). Несмотря на подорожание этих устройств, их доля в общих продажах мобильных достигла 72 % против 68 % годом ранее. О положительной динамике продаж в первые месяцы 2016‑го во всех регионах присутствия сети, включая Челябинскую область, сообщили нам и в «М.Видео», не называя, правда, конкретных результатов.
«Демократичная вы наша!»
Основная масса проданных гаджетов в Челябинской области приходится на недорогие устройства, и поскольку потребитель предпочитает сегодня экономить на всем, мобильной рознице эту тенденцию приходится учитывать.
— В рамках стратегии привлечения качественных пользователей мобильного интернета мы практически отказались от маржи при продаже гаджетов, — рассказывает «Южноуральской панораме» Даниил Хрусталев, директор розничной сети МТС на Урале. — С первого апреля мы в восемь-десять раз снизили цены для 2000 моделей телефонов, смартфонов, аксессуаров и до 70 % для 3000 товаров. Порядка 80 % покупаемых смартфонов в розничной сети МТС на Южном Урале стоят до 10 тысяч рублей. Сегодня покупатели выбирают смартфоны по характеристикам и цене, все меньше внимания уделяя бренду. Так, у нас больше половины (55 %) продаж смартфонов в натуральном выражении пришлось в Челябинской области в первом квартале 2016‑го на устройства B-брендов, причем их доля в продажах сети выросла втрое по сравнению с аналогичным периодом 2015‑го.
Тренд на экономию подтвердили нам еще в одной розничной сети. Как рассказала «ЮП» Мария Заикина, PR-директор группы «Связной», наибольшим спросом сейчас пользуются смартфоны брендов с максимальным выбором моделей, прежде всего в низких и средних ценовых сегментах. «Например, динамика по штучным продажам Asus, LG, Lenovo составила относительно прошлого года от 20 до 125 % в зависимости от бренда», — приводит пример наш спикер. По ее словам, все чаще люди при покупке ориентируются не на имиджевую составляющую, а на соотношение «цена — функциональность», в частности, поэтому уже около трети продаваемых в регионе смартфонов от китайских производителей.
В то же время сохраняют положительную динамику и некоторые флагманские бренды. Так, в «Связном» рост продаж iPhone в первые месяцы года был в несколько раз выше всего рынка в целом, а в салонах МТС на Южном Урале увеличилось более чем в четыре раза число проданных смартфонов Samsung (правда, в МТС это единственный A-бренд, который продолжает показывать прирост продаж).
При этом результаты относительно другой мобильной электроники ритейлеров не радуют. Так, в «Связном» продажи планшетных компьютеров в Челябинской области продолжили сокращаться не менее чем на 20 % в штуках и рублях. В компании это связывают с тем, что в условиях экономии люди отказываются от «второго экрана», а также с постоянно растущей популярностью фаблетов (смартфонов с диагональю дисплея более 5 дюймов).
Время акций и кредитов
Из-за рачительности покупателей ритейлеры делают упор и на маркетинговые ходы. Так, «Связной» в начале апреля снизил цены на 1300 позиций товаров, и эта распродажа длится до сих пор, скидки составляют от 500 рублей до нескольких тысяч. Благодаря этому вырос приток в магазины новых покупателей, что позволило увеличить и продажи в штуках, и реализацию дополнительных товаров и сервисов — аксессуаров, SIM-карт, страховых полисов и финансовых продуктов.
К середине 2016‑го скидки и специальные акции стали постоянным инструментом стимулирования спроса в арсенале ритейлеров, отмечают участники рынка. «Люди стали искать скидки даже на самые доступные товары, — рассказывает Мария Заикина. —Например, в Киберпонедельник 30 мая в «Связном» цена на Nokia Lumia 550 (смартфон среднего ценового сегмента) была снижена всего на 1000 рублей, однако рост штучных продаж был двадцатикратный. Скидка на некоторые модели Apple Watch составляла 10-15 %, и это привело к тому, что в ряде городов УрФО акционные Apple Watch закончились уже к середине дня. Скидок ждали даже на очень доступные защитные пленки и чехлы — продажи этих категорий выросли на 85 % и 98 % соответственно».
Зафиксировали повышенный интерес потребителей к акционному товару и другие игроки. Так, в день проведения майского Киберпонедельника Челябинск вошел в первую 10-ку городов с наибольшим ростом трафика на сайте mvideo.ru, количество интернет-заказов в городе выросло на 64 % по сравнению с 23 мая 2016‑го.
Наряду со скидками важнейший драйвер продаж сегодня — кредитные программы. Как отметила в «М.Видео», потребительское кредитование в нынешних условиях оказывает значительное влияние и на рынок электроники. Интерес к потребкредитам подтвердили нам и в «Связном» — здесь в январе–апреле 2016 г. доля гаджетов, приобретенных в Челябинске и области в кредит, выросла к аналогичному периоду прошлого года на 20-25 %. По словам эксперта, это связано не только с сокращением реальных доходов населения, но и с ростом доступности программ в этом году.
Гаджеты против «ноутов»
Несмотря на основное потребительское настроение «идти в ногу со временем, но экономить», пользователи готовы покупать функциональные устройства премиального сегмента. По словам Даниила Хрусталева, доля продаж устройств в ценовой категории выше 15 тыс. рублей в первые месяцы года в Челябинской области увеличилась у МТС вдвое, и в компании рассчитывают на дальнейший рост. «В эпоху мобильного интернета и онлайн-сервисов пользователи выбирают наиболее функциональные гаджеты, и, по нашим прогнозам, в ближайшем будущем проникновение смартфонов продолжит расти в геометрической прогрессии», — сообщил собеседник «ЮП». По его словам, это особенно касается устройств с поддержкой LTE: рост интереса пользователей к LTE-гаджетам, новый виток которого обусловлен развитием сотовых сетей четвертого поколения в регионе, остается одной из ведущих тенденций на рынке Южного Урала. За последний год продажи смартфонов с поддержкой 4G в салонах МТС в регионе увеличились почти втрое, и в компании предрекают дальнейший рост спроса.
Прочат светлое будущее смартфонам, не делая, правда, акцента ни на их разновидности, ни на цене, и другие игроки. Так, по словам Юлии Зотовой, менеджера по связям с общественностью «М.Видео», эта категория товара остается одним из драйверов всего рынка. «Смартфоны продемонстрировали такой существенный рост, что вошли в список ключевых направлений для развития бизнеса нашей компании, — сообщает представитель «М.Видео». — Поэтому мы намерены в дальнейшем делать ставку на развитие продаж взаимодействующих между собой устройств и сервисов».
Не столь оптимистичны в этом плане в «Связном»: по итогам года здесь не ожидают возвращения динамики штучных продаж смартфонов к докризисным показателям, т. к. у людей не становится больше денег, а гаджеты не дешевеют. В рублях, по словам эксперта, динамика рынка смартфонов может превзойти докризисные показатели, но из-за роста не спроса, а цен год к году. В сегменте планшетов наш спикер прогнозирует сокращение продаж, правда, менее существенное по итогам всего года.
В то же время наша собеседница говорит о ненасыщенности рынка носимых гаджетов — он находится на начальном этапе своего развития, поэтому продолжает расти относительно прошлого года (так, в «Связном» в 1 кв. 2016 г. продажи носимой электроники выросли трехзначно в рублях относительно аналогичного периода 2015‑го). «Для многих людей smart wearables — по-прежнему новое и оригинальное устройство, которое может не только расширить функционал смартфона, но и стать вполне самостоятельным аксессуаром», – отметила эксперт, добавив, что выбор smart-гаджетов довольно велик в сегменте до 5 тысяч рублей.
Поделиться