920x70.jpg
Издание Правительства и Законодательного Собрания Челябинской области
Сегодня Четверг, 23 Февраля 2017, 07:30

«Надо быстрее строить». На форуме ЕАЭС в Челябинске обсудили строительство ВСМ Челябинск — Екатеринбург

28 Октября 2016 Автор: Станислав Смирнов Фото: Вячеслав Шишкоедов
«Надо быстрее строить». На форуме ЕАЭС в Челябинске обсудили строительство ВСМ Челябинск — Екатеринбург

«Надо быстрее строить» — к такому выводу пришли участники международного форума «ЕАЭС-2016: итоги работы и перспективы» в ходе обсуждения проекта высокоскоростной магистрали Челябинск — Екатеринбург. О чем еще говорили на съезде представителей стран-участниц Евразийского экономического союза — в нашем материале.

Новые реалии

Международный форум ЕАЭС проходил в Челябинске впервые, в нем приняли участие более 100 человек, в том числе делегаты из Москвы, Армении, Казахстана, Беларуси, Узбекистана и Киргизстана. Программа мероприятия состояла их трех тематических секций: «политика», «экономика» и «безопасность». Впрочем, это разграничение было весьма условным, поскольку о безопасности — в контексте возрастания давления на ЕАЭС со стороны Запада — много говорили на разных площадках форума. «ЕАЭС становится центром потоков мировой торговли, и это, конечно, беспокоит наших западных (Пауза.) партнеров», — заметил депутат национального собрания республики Армения Айк Бабуханян.

«Вопросы безопасности сегодня оказывают сильное влияние на успешность экономической интеграции. Помимо этого, не следует забывать и о двух новых понятиях, которые вошли в наш обиход, — «гибридная война» и «цветная революция». Они помогают правильно описать те реалии, в которых мы живем», — сказал координатор аналитической ассоциации ОДКБ, профессор Игорь Панарин на открытии пленарного заседания форума. По его словам, в связи с этим значимость таких мероприятий, как этот форум, многократно возрастает, ведь он является экспертной площадкой для анализа событий и процессов. «Результаты деятельности и экспертные оценки мы будем передавать исполнительной власти всех заинтересованных сторон, а также Европейской экономической комиссии», — добавил профессор.

«Долгие» барьеры

Исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, региональный бизнес-омбудсмен Александр Гончаров обратил внимание на необходимость удаления административных барьеров, сдерживающих экономическое сотрудничество между странами. Он рассказал, что в союз обращаются предприниматели из-за задержки грузов на таможне, которая может продолжаться четыре месяца из-за экспертизы. «Это не содействует увеличению товарооборота между странами, сдерживает инвестиционные процессы и деловые практики, принятые в разных странах, — сказал он. — Например, в Казахстане очень трудно российскому резиденту открыть компанию, если ее директор не будет гражданином данного государства. Такие традиции вряд ли можно назвать катализатором усиления деловой активности и интеграции».

Позже в рамках экономической секции спикеры неоднократно обращали внимание на статистику, которую привел Александр Гончаров со ссылкой на данные ТПП: с 2013 года снижение товарооборота между Россией и Казахстаном составит около 60 % (товарооборот между Южным Уралом и соседней республикой за три года снизился с 2 млрд 800 млн долларов до одного миллиарда). «Вместе с тем интерес к Казахстану со стороны российского бизнеса весьма значителен», — подчеркнул Гончаров.

Александр Шевченко, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) называет шокирующими эти цифры, особенно с учетом того, что между Россией и Казахстаном нет таможенных пошлин, фитосанитарного контроля, практически отсутствуют нетарифные виды контроля. «Предстоит еще разбираться, в чем причины, но факт, конечно, очень неприятный, — говорит Шевченко. — На мой взгляд, одной из таких причин может быть излишний акцент на специализацию, на одни и те же отрасли промышленности — и со стороны Казахстана, и со стороны Челябинской области. И там, и там металлургия, тяжелая промышленность, топливно-энергетический комплекс. Где точки соприкосновения? Думаю, проблема создания таких точек, проблема сопрягаемости экономических механизмов Южного Урала и Казахстана очень актуальна».

Наша ветка

Экономическая секция была во многом посвящена вопросам перспектив ЕАЭС в контексте китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути» и значимости логистических проектов для усиления экономической интеграции. В частности, эксперты обсудили проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Челябинск — Екатеринбург и перспективы строительства высокоскоростной ветки до Астаны.

Напомним, трехстороннее соглашение о стратегическом партнерстве по реализации проекта ВСМ Челябинск — Екатеринбург было подписано главами Челябинской и Свердловской областей Борисом Дубровским и Евгением Куйвашевым, а также директором ФЦПФ Александром Баженовым на международной выставке «Иннопром-2016» в июле.

«Необходимо повышать роль действующего транспортно-логистического комплекса «Южноуральский» в грузопотоке между Россией, Казахстаном, Китаем и Европой. Челябинская область географически удачно расположена для транзита грузов и хорошо вписывается в международный проект «Шелковый путь», — отметил председатель оргкомитета форума Сергей Вайнштейн. — Считаю, что неотъемлемой частью проекта является не только строительство высокоскоростной магистрали между Екатеринбургом и Челябинском, но и продление ее до Астаны и Пекина».

Самый известный критик этого проекта, директор консалтинговой компании ООО «КЭМП» Яков Гуревич в очередной раз озвучил сомнения относительно строительства ВСМ. По его словам, на транспортной выставке в Челябинске были представлены документы РЖД по транспортному коридору, который соединяет Россию и Китай. «В них указано, что ВСМ пройдет через Курган и Екатеринбург, а что касается ветки Челябинск — Екатеринбург, то она не предусмотрена», — заметил Гуревич.

Просьба прокомментировать эти расхождения была адресована заместителю министра экономического развития Челябинской области Антону Бахаеву, однако представитель Центра организации скоростного и высокоскоростного сообщения РЖД Владимир Короткевич поспешил заверить участников форума, что транспортный коридор идет через Челябинск и ВМС будет построена отдельно от грузового движения.

Более того, как отметил Антон Бахаев, региональные власти нацелены на то, чтобы построить ВСМ Челябинск — Екатеринбург до того, как будет завершено строительство ветки Москва — Казань. «Когда мы построим нашу ветку, альтернативы — куда дальше тянуть ВМС — уже не будет», — сказал замминистра.

«Чем быстрее начнем строить, тем лучше», — подтвердил Владимир Короткевич.

Организатором форума ЕАЭС выступил Фонд развития евразийского сотрудничества при поддержке РИСИ, аналитической ассоциации ОДКБ, Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, губернатора Челябинской области.

экспертиза
О вызовах ЕАЭС

Александр Шевченко,
ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ):

«Сегодня усилия западников направлены на создание двух партнерств вокруг ЕАЭС — уже создано Транстихоокеанское партнерство (ТПП), в которое вошли 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона (США, Япония, Новая Зеландия, Вьетнам, Канада, Австралия, Малайзия, Перу, Бруней, Сингапур, Чили и Мексика). И все идет к тому, что появится также Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство (ТТИП). Чем грозят ЕАЭС инициативы Вашингтона, который, конечно же, не радеет о наших интересах? Когда оба проекта — ТТП и ТТИП — будут реализованы, по периметру Евразийского экономического союза возникнут две огромные зоны свободной торговли, на которые придется до 86 % от мирового ВВП. «Силовыми центрами» обоих торговых объединений станут США, что, несомненно, прибавит им амбиций в усилиях за мировое лидерство. Это реальная угроза. Что мы можем этому противопоставить? Сейчас идет много разговоров на тему создания большого евразийского партнерства, в которое помимо действующих участников вошли бы Китай, Иран, Афганистан и Пакистан. Может быть, кто-то еще. Но мне бы хотелось предостеречь от излишней эйфории по этому поводу, так как экономические механизмы России и перечисленных стран крайне разнотипны, и как сопрягать эти экономики, надо еще подумать. Существуют и другие риски, в том числе политические. Иран, Пакистан, Афганистан, а теперь еще и Индия, на севере которой созданы структуры ИГИЛ, лежат в так называемом поясе нестабильности. И это будет осложнять нашу работу по созданию партнерства. И тем не менее доминанта прослеживается — нам нужно идти по этому пути».

ЕАЭС начал работу с 1 января 2015 года, союз призван создать необходимые условия для стабильного развития национальных экономик стран-участниц объединения, формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, а также содействовать всесторонней модернизации и повышению конкурентоспособности национальных экономик в условиях международной экономической глобализации.
21.02.2017 | 16:27
Точки опережения. Первыми ТОСЭР в Челябинской области станут Усть-Катав и Бакал

Несколько моногородов Челябинской области уже в первом полугодии 2017 года могут получить статус территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Об этом сообщил директор регионального Агентства инвестиционного развития (АИР) Анатолий Лобко на пресс-конференции в медиахолдинге «Гранада Пресс».

17.02.2017 | 14:23
Холманских считает, что проект Томинского ГОКа должен пройти определенные экспертизы

Игорь Холманских сообщил о возобновление роста в промышленности Урала

13.02.2017 | 09:28
«Полет» нормальный. Челябинский завод, находившийся на грани банкротства, вышел из кризиса

Процесс финансового оздоровления на предприятии идет успешно. По итогам прошлого года радиозавод «Полет» увеличил выручку более чем вдвое, сократил кредитный портфель, погасил задолженность перед работниками и осваивает новые изделия.

10.02.2017 | 10:03
Владимир Новиков: «Мы берем в оборот металлы, которые лежат под открытым небом»

На освоение промплощадок завода «Уфалейникель» претендуют девять потенциальных инвесторов. В том числе компания «Гидромет», которая ранее планировала построить завод по переработке непрофильной продукции медного производства в поселке Сулея, но по просьбе жителей перенесла строительство на промышленную территорию.

Новости   

23 февраля_240x200.jpg



стань приемным родителем-вертикаль.png

180x240.jpg

180x240.jpg

Баннер_180х240.jpg

240x80-gub.jpg

Азбука_180 150.jpg

180x240.png

 Строим храм вместе
Спецпроекты