920x70.jpg
Издание Правительства и Законодательного Собрания Челябинской области
Сегодня Четверг, 23 Февраля 2017, 07:30

Температурный сбой. В Челябинске не хватает холодильников для охлажденки

8 Декабря 2016 Автор: Станислав Смирнов Фото: Вячеслав Шишкоедов
Температурный сбой. В Челябинске не хватает холодильников для охлажденки

Рынок аренды холода из-за «провала» продаж замороженной продукции приспосабливается к изменениям в структуре спроса. Идеи о расширении бизнеса за счет строительства новых морозильных складов пока не имеют продолжения — слишком высокие риски.

Средний холод

Челябинский рынок аренды морозильных складов разбалансирован с точки зрения спроса и предложения температурных режимов хранения. Самыми востребованными считаются два режима — так называемый «низкий» холод (-18-24 0С, предназначен для хранения замороженного мяса, рыбы и т. д), а также среднетемпературный режим заморозки (от нуля до + 5-6 0С для хранения охлажденки).

Сегодня чаша весов качнулась в пользу среднего холода — тогда как продажи замороженной продукции «провалились», и этот тренд сохраняется, фреш-сегмент растет как на дрожжах. «Сейчас у нас свободно около трех тысяч «квадратов» низкого холода, — говорит директор компании «Пром-Холод» Сергей Чернышов. — Продажи по этой группе товаров очень низкие. А вот по средней температуре, где у нас хранится охлажденка, спрос огромный. И предложений на рынке очень мало».

Объемы продаж охлажденки за последние два года выросли на 30 %. Нехватка среднего холода во многом обусловлена тем, что крупнейшие игроки работают на базе хладокомбинатов 70-х годов постройки, которые оснащены аммиачными хладоустановками. Это оборудование предназначено для низкого холода и не подлежит модернизации. Лидеры рынка, разумеется, предлагают и средний холод, но его процент в сравнении с низким невелик. По прогнозам экспертов, в Челябинске острый дефицит холода для хранения охлажденки продлится еще на протяжении трех-пяти лет.

Никакой закономерности

Основные клиенты продавцов холода — дистрибьюторы продуктов питания, производители и торговые сети. Одно из очевидных преимуществ этого сегмента — устойчивость арендаторов, отмечает независимый эксперт Сергей Доронин. «Когда на хранении находится 50 тонн продукции, человек десять раз подумает, стоит ли ему куда‑то передвигаться, искать другие площади», — говорит он.

При этом игроки рынка воздерживаются от оценок прибыльности бизнеса. «Это все сугубо индивидуально и зависит от множества факторов: от типа объекта, от сезонности, от количества арендаторов. Никакой закономерности», — говорит Евгений Василенко, коммерческий директор компании «Арктика-сервис» (хладокомбинат № 3).

По оценкам экспертов, в общей сложности в городе сдается в аренду порядка 40 тысяч кв. м, среди которых преобладает низкий холод (примерно 70 %). Основную долю челябинского рынка аренды морозильных складов (75-80 %) делят между собой хладокомбинаты № 1 и 3, а также компания «Пром-Холод». Остальное приходится на средние и малые компании с не очень большими фреоновыми «холодильниками», многие из которых оборудованы на площадках обычных складов и расположены на старых овощебазах. Складов класса «А» в Челябинской области нет.

Сложилось устойчивое мнение, что хладокомбинаты советских времен постройки по своему техническому состоянию уступают современным морозильным складам, не очень удобны с точки зрения логистики, да и оборудование, которое они используют, оставляет желать лучшего. Однако качество оборудования для арендатора не играет никакой роли, уверен Евгений Василенко. «Для арендатора прежде всего важны размеры площадей, чтобы в камерах всегда поддерживался заявленный температурный режим, и какие сопутствующие услуги оказывает компания. Например, погрузочные работы. При этом не имеет значения, какое оборудование для этого задействовано и каков его возраст», — говорит он.

Заоблачная окупаемость

Этот сектор торговой недвижимости сегодня вряд ли можно назвать привлекательным для внешних инвестиций. Как отмечают участники рынка, «холодильник» инвестору обойдется как минимум в два раза дороже, чем строительство обычного теплого склада. «Новый склад должен быть из легких металлоконструкций, утеплен современной теплоизоляцией, там обязательно должен быть безпылевый химстойкий пол и так далее. Это серьезные требования, которые ведут к значительному удорожанию строительства. К тому же надо приобрести дорогостоящее холодильное оборудование», — поясняет Сергей Доронин.

По оценкам экспертов, в один квадратный метр морозильного склада придется вложить около 60 тыс. рублей. Это очень приблизительные цифры, уточняют игроки рынка, поскольку окончательная сумма затрат зависит от многих обстоятельств: нужно ли проводить на участке земельные работы и прокладывать инженерные коммуникации, какого класса это объект и т. д. Если все же ориентироваться на эти оценки, то срок окупаемости склада при ежемесячной арендной плате в 500-650 рублей за «квадрат» (а это среднерыночные цены по Челябинску) составит около восьми лет. «И это без учета затрат на содержание склада, — добавляет Сергей Чернышов. — Легче построить в центре города еще какой‑нибудь ТРК, чем на окраине  холодильный склад». Кроме того, как добавляет эксперт, строительство новых объектов сдерживает отсутствие земельных участков.

Сергей Доронин относит к существующим рискам и отсутствие четкого понимания потребностей клиента, какой именно холод будет нужен компаниям. «Ошибиться легко. На одном предприятии сделали низкий холод, и на всякий случай несколько среднетемпературных камер. Однако именно средний холод оказался больше востребован», — отмечает г-н Доронин. Совокупность этих факторов лишь укрепляет мнение о том, что хозяевами челябинского рынка еще долгое время будут оставаться именно местные компании. Судя по всему, сторонним игрокам Челябинск неинтересен.

Под себя

Однако потребности ритейла нередко являются катализатором внутренних инвестиций — например, когда крупные логистические дистрибьюторы специально для клиентов устанавливают в обычных складах среднетемпературные холодильные камеры. Соответствующий опыт есть, в частности, у «Форпоста» (большой комплекс на улице Радонежской) и у «Логоцентра» на южной границе Челябинска. Это специфическое направление, которое имеет сугубо заказной характер и опосредованное отношение к общему рынку аренды.

Существуют и другие потоки внутренних инвестиций, которые не соприкасаются с деятельностью компаний, специализирующихся исключительно на предоставлении аренды — производители или торговые сети самостоятельно организуют процесс хранения на своих площадях. По мнению Сергея Доронина, строительство хладоскладов «под себя» (с перспективой сдачи части площадей в аренду) будет активно развиваться в последующие годы. При условии развития этого тренда, как считает г-н Василенко, профессиональный рынок аренды холода будет сужаться.

И все же, несмотря на высокие риски, необходимо инвестировать в строительство новых холодильников, уверен Сергей Чернышов. «В среднесрочной перспективе просматривается именно такой вектор развития бизнеса, — говорит он. — Надо больше строиться, вкладываться в среднетемпературные склады. Низкие пока есть». Однако практическая реализация таких проектов по-прежнему остается под вопросом. «Слышал среди крупных хранителей такие пожелания: «А давайте с кем‑нибудь вместе построим склад класса «А». Но дальше этого дело не зашло», — отмечает Евгений Василенко.
21.02.2017 | 16:27
Точки опережения. Первыми ТОСЭР в Челябинской области станут Усть-Катав и Бакал

Несколько моногородов Челябинской области уже в первом полугодии 2017 года могут получить статус территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Об этом сообщил директор регионального Агентства инвестиционного развития (АИР) Анатолий Лобко на пресс-конференции в медиахолдинге «Гранада Пресс».

17.02.2017 | 14:23
Холманских считает, что проект Томинского ГОКа должен пройти определенные экспертизы

Игорь Холманских сообщил о возобновление роста в промышленности Урала

13.02.2017 | 09:28
«Полет» нормальный. Челябинский завод, находившийся на грани банкротства, вышел из кризиса

Процесс финансового оздоровления на предприятии идет успешно. По итогам прошлого года радиозавод «Полет» увеличил выручку более чем вдвое, сократил кредитный портфель, погасил задолженность перед работниками и осваивает новые изделия.

10.02.2017 | 10:03
Владимир Новиков: «Мы берем в оборот металлы, которые лежат под открытым небом»

На освоение промплощадок завода «Уфалейникель» претендуют девять потенциальных инвесторов. В том числе компания «Гидромет», которая ранее планировала построить завод по переработке непрофильной продукции медного производства в поселке Сулея, но по просьбе жителей перенесла строительство на промышленную территорию.

Новости   

23 февраля_240x200.jpg



стань приемным родителем-вертикаль.png

180x240.jpg

180x240.jpg

Баннер_180х240.jpg

240x80-gub.jpg

Азбука_180 150.jpg

180x240.png

 Строим храм вместе
Спецпроекты