Александр Гончаров: «Отразить рейдерскую атаку очень сложно»

Уполномоченный по делам предпринимателей в России Борис Титов в ходе недавней встречи с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым сообщил о «неумолимом» увеличении количества рейдерских захватов бизнеса.

— Александр Николаевич, насколько остро ощущается проблема рейдерских захватов в Челябинской области? Может быть, с учетом обращений от предпринимателей?
— Фиксируются единичные случаи, не более того. И в этом году, и в прошлом подобных обращений от предпринимателей ко мне не поступало. Вообще, такие дела к моей компетенции не относятся, но если предприниматель решит, что правоохранительные органы, арбитражный суд и другие структуры бездействуют, мы не останемся в стороне — будем подключаться и работать. Наша главная задача — обеспечить нормальный процесс защиты прав предпринимателей. Рейдерскую атаку отразить очень сложно — нужно действовать совместно сразу нескольким органам: правоохранительным, контрольно-надзорным (прокуратура и так далее), муниципальным властям. Когда ситуация неясная и есть подозрения в каком‑то особом внимании к бизнесу, институт уполномоченного может применить целый ряд механизмов, в том числе и возможности центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», в состав которого входят ведущие юристы нашего региона и где публично разбираются такие случаи. Поверьте, должностные лица, у которых есть личный интерес к бизнесу, очень боятся, когда их дела выносят на свет божий.
За все время работы центр «Бизнес против коррупции», а это около трех лет, было рассмотрено несколько дел, которые сами предприниматели квалифицировали как рейдерские атаки. Однако после всестороннего изучения экспертами ЦОПа подозрения в рейдерстве и коррупции не подтвердились.
— Титов отождествляет проблему рейдерства с действиями правоохранительных органов. Цитата: «Полицейские и следователи попросту добивают отечественный бизнес, которому и без того тяжело». На Южном Урале растет количество уголовных дел в отношении предпринимателей?
— Мы внимательно следим за ситуацией с возбуждением уголовных дел против бизнесменов. Статистика говорит о том, что у нас в регионе давление со стороны правоохранительных органов на бизнес снижается. Это подтверждается и количеством уголовных дел в отношении предпринимателей по экономическим составам УК РФ (ст. 159-159.6, 160, 165, 169-199.2 УК РФ), если в 2013 году их было 742, в 2014 году — 741, то в 2015-м — 302, а в 2016-м — 267. То есть количество возбужденных уголовных дел по экономическим статьям сократилось в разы, что говорит о том, что правоохранительные органы серьезно отнеслись к проблеме, а также взаимодействуют и с прокуратурой, и с институтом бизнес-омбудсмена. Мы постоянно контролируем ситуацию, держим руку на пульсе, поскольку возбуждение уголовного дела — это самое страшное, что может случиться с предпринимателем.
— Можете посоветовать, как обезопасить себя от рейдерского захвата, предотвратить подобные действия?
— Рекомендаций можно давать много, но все равно они не станут стопроцентной страховкой от рейдерских атак. Естественно, необходимо внимательно проверять документы, не вступать в сомнительные сделки, проявлять осмотрительность и, конечно, членство в предпринимательских объединениях не помешает. Однако надежной защитой от рейдерских захватов может быть только мгновенная реакция на такие действия со стороны государства — правоохранительной системы и местных властей.
— Борис Титов предлагает ввести в Уголовный кодекс санкцию для правоохранителей, которая будет заключаться в лишении свободы на десять лет, а также настаивает, чтобы органы следствия согласовывали постановление о возбуждении уголовного дела с прокуратурой. Получается, только реальные тюремные сроки могут исправить ситуацию?
— Президент Владимир Путин подписал закон, ужесточающий ответственность сотрудников правоохранительных органов за незаконное уголовное преследование еще в декабре 2016 года. Отягчающим обстоятельством теперь признано незаконное возбуждение уголовного дела в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности, а также фактическое прекращение такой деятельности в результате возбуждения уголовного дела из корыстной или иной личной заинтересованности. Такие действия в соответствии с ч. 3 обновленной статьи 299 УК РФ будут наказываться реальными сроками тюремного заключения от пяти до десяти лет. Безусловно, только неотвратимость наказания — подчеркиваю, наказания — кардинально изменит ситуацию.
Поделиться