На берегах утопии. Как ведущий молодежный театр России сохраняет баланс и творит чудо

28 Мая 2018 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Антон Белицкий, официальный сайт РАМТ
На берегах утопии. Как ведущий молодежный театр России сохраняет баланс и творит чудо

В Челябинске прошли гастроли Российского академического молодежного театра. С 22 по 26 мая его спектакли посмотрели жители Челябинска, Магнитогорска, Сатки, Копейска и Кургана.

Театр приехал на Южный Урал по программе «Большие гастроли». С 2014 года ее реализует федеральный центр поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ.

РАМТ привез два детских спектакля («Денискины рассказы» по произведениям Виктора Драгунского, режиссер — Рустем Фесак, и «Волшебное кольцо» в постановке Александра Хухлина по пьесе Бориса Шергина). На них мы не попали, зато посмотрели спектакли для взрослого зрителя.

О спектаклях

Открыл гастроли спектакль «Чехов Gala», поставленный художественным руководителем РАМТа Алексеем Бородиным. Режиссер объединил пять одноактных пьес Антона Чехова: «Медведь», «Юбилей», «Предложение», «Свадьба», «О вреде табака». Все истории перемешаны, переплетены, как бы вставлены одна в другую. При этом понять, кто есть кто и когда одна пьеса сменяет другую, удается без труда. Труднее выдержать эмоциональное напряжение, возникающее из-за возбужденной игры актеров и карнавальной суматохи спектакля. С другой стороны, на контрасте с нарочитой комедийностью основной части громче звучит финал, когда Нюхин, персонаж Алексея Маслова из пьесы «О вреде табака», разоблачает всех, и себя в том числе, в пошлости, мещанстве и бездумном прожигании жизни.

Спектакль «Эраст Фандорин» поставлен по первому произведению детективной серии российского прозаика Бориса Акунина «Азазель». Это трехчасовой театральный экшн со стрельбой, погонями, взрывами, ловкими трюками и пластическими сценами. Режиссер Алексей Бородин передает атмосферу романа и сохраняет своеобразие литературного языка автора. Зрителю предлагают посмотреть не просто детектив, но историю становления «одного из самых элегантных суперменов русской литературы».

Шпионская драма «Демократия» по пьесе английского драматурга Майкла Фрейна — сложная политическая история, основанная на реальных событиях. Спектакль сложен и с технической точки зрения. Для его показа в Челябинске потребовался день на монтировку декораций и специального помоста, закрывающего несколько первых рядов зрительного зала. Спектакль — о событиях в Германии начала 70-х годов прошлого века. В центре сюжета — «Дон Кихот» европейской политики Вилли Брандт, который способствовал объединению страны. Ни в пьесе, ни в театральной постановке нет ни одного персонажа женского пола. При этом спектакль получился душевным. Увлекательно наблюдать, как мужчины обходятся без женщин. И стоит признать: у них это получается не очень успешно.

О театре и миссии

РАМТ — знаковое явление в театральном контексте страны. В Москве у него четыре площадки, главная из которых расположена в самом центре столицы, на Театральной площади, по соседству с Большим и Малым театрами. В 2021 году театр отметит вековой юбилей. Вот уже 38 лет им руководит Алексей Бородин. Как художественный лидер, он не только придерживается традиций репертуарного театра, но и бесстрашно идет на эксперименты, сотрудничает с молодыми режиссерами.

— Недавно Алексей Владимирович (Бородин. — Прим. ред.) утвердил новую должность — главный режиссер, — рассказал на пресс-конференции заслуженный артист РФ, актер РАМТа Андрей Бажин. — Им стал Егор Перегудов, молодой, перспективный, активный в Москве режиссер. Он собирается ставить у нас «Убить пересмешника» на большой сцене, наверняка будет предлагать свою программу. Но и Алексей Владимирович тоже не собирается сбавлять обороты.

Помимо открытости новому в плане репертуарной политики, РАМТ отличается четкой позицией по отношению к зрителям. Свою миссию, как бы громко это ни звучало, театр видит в воспитании своей аудитории. В РАМТе много образовательных программ по работе со зрителями разного возраста, есть свой пресс-клуб, в котором учат писать о театре. И это не рекламные проекты, направленные на привлечение внимания. Их цель — воспитать молодого зрителя, который приходит на спектакли не потому, что его привели родители или школьный руководитель, а потому что действительно хочется. То же относится и ко взрослой аудитории.

— Это чудо, когда приходит молодежь, все с гаджетами, сначала отвлекаются, занимаются чем-то другим, а через 10-15 минут замирают, и всё: куда мы их ведем, туда они и идут. Где нужно, чтобы они задумались, а может быть, всплакнули, они плачут, когда мы хотим, они смеются, — говорит заслуженный артист РФ, актер РАМТа Юрий Григорьев. — При этом наш театр никогда на потребу не шел.

Своей визитной карточкой РАМТ не без оснований считает спектакль «Берега утопии» Алексея Бородина. Это первая в России постановка трилогии английского драматурга Тома Стоппарда. Показ, разбитый на три части, длится 10 часов. В проекте задействовано 68 актеров. Есть в репертуаре РАМТа спектакль по произведениям Томаса Манна, который не избалован вниманием российских театров, — «Будденброки» в постановке Миндаугаса Карбаускиса. Этот же режиссер поставил спектакль «Ничья длится мгновение» по малоизвестному в России роману литовского писателя Ицхокаса Мераса о еврейском гетто в Литве. В 2013 году Алексей Бородин берется за сложную тему и ставит спектакль «Нюрнберг» по киносценарию Эбби Манна, посвященному одному из «малых Нюрнбергских процессов», на котором слушались дела нацистских судей.

— Алексей Владимирович — человек мужественный, отчаянный и очень мудрый, — продолжает Юрий Григорьев. — Не знаю, как он умудряется это чувствовать... Когда мы начинали работу над «Нюрнбергом», никто не предполагал, что в 2014 году это будет самое нужное и самое важное.

О балансе

РАМТ живет не на другой планете. Он существует в российских реалиях и вынужден считаться со спецификой современного зрителя. Тем не менее заявленной миссии в театре стараются следовать.

— Мы хотим воспитывать наших зрителей на серьезном отношении к делу, — говорит главный художник РАМТ Станислав Бенедиктов. — Поэтому придумываем сценографию, которая идет от смысла произведения, а не от чего-то внешнего. Мы с Алексеем Бородиным работаем вместе 50 лет и до сих пор остаемся в поиске: берем новую драматургию, создаем новые пространства. Бородин очень любит, когда пространство сочиняется, когда оно живет, когда сохраняется постоянный ритм. Мне кажется, главное, что мы, несмотря на наш зрелый возраст, ощущаем ритм времени. Это передается молодым зрителям. И тогда возникают смыслы, возникает очень живой театр.

— У нас есть спектакли, которые продаются не на сто процентов, — добавляет заместитель директора по работе со зрителями, временно исполняющий обязанности директора РАМТа Кирилл Рыбкин.— Тот же самый «Берег утопии»: не каждый сможет перешагнуть через стереотип, что театр — это только про то, чтобы прийти и посмеяться. Но это же не шоу Петросяна. Спектакль по Томасу Манну «Будденброки», например, тоже продается не на сто. Но все равно должна быть миссия воспитывать. Мы держим баланс. У нас несколько коммерчески успешных спектаклей. Но есть и такие, которые мы играем в убыток. И мы это знаем, но они остаются в афише, чтобы театр сохранил свое лицо, целостность репертуара, чтобы он не перешел в развлекательную историю.
26.10.2018 | 09:48
Челябинская художница пытается расшифровать коды древнерусской цивилизации

В Челябинской картинной галерее открылась выставка Елены Щетинкиной. И на этот раз самая эпатажная южноуральская художница смогла удивить, подарив нам две эклектичные, на первый взгляд, экспозиции — пастели из цикла «Песни Гамаюн» и инсталляции на тему «Театр сервиза».

19.10.2018 | 11:47
Мозг не по Карнеги. Ася Казанцева в Челябинске опровергает мифы о медицине и психологии

Благодаря Информационному центру по атомной энергии, одним из самых ярких участников Южно-Уральской книжной ярмарки в Челябинске стала известный в мире научный журналист и писатель Ася Казанцева.

03.07.2018 | 10:00
«Детский альбом» Петра Чайковского в Челябинском театре кукол исполнили в шесть пар рук

Финальным аккордом сезона в Челябинском театре кукол стал музыкальный спектакль без слов «Детский альбом» в постановке режиссера Александра Борока.

05.06.2018 | 16:35
Нелли Уварова: «С детьми мне гораздо интереснее, чем со взрослыми»

В Челябинске актриса Нелли Уварова рассказала, как надо воспитывать зрителя, о пути в театр, письмах счастья и истории девочки Симоны.

Новости   
Спецпроекты