Нелли Уварова: «С детьми мне гораздо интереснее, чем со взрослыми»

5 Июня 2018 Автор: Екатерина Сырцева Фото: официальный сайт Российского академического Молодежного театра
Нелли Уварова: «С детьми мне гораздо интереснее, чем со взрослыми»

В Челябинске актриса Нелли Уварова рассказала, как надо воспитывать зрителя, о пути в театр, письмах счастья и истории девочки Симоны.

Она известна телевизионным зрителям как Катя Пушкарева из сериала «Не родись красивой». На ее счету — роли в 8 сериалах и 12 фильмах. Еще больше список театральных ролей.

Сердце актрисы принадлежит театру и зрителям, особенно детям, для которых она выходит на сцену Российского академического молодежного театра вот уже 17 лет. О памятных и значимых моментах работы Нелли Уварова рассказала во время гастролей РАМТа в Челябинске.

Почему «нельзя»

— У молодежных театров, у РАМТа в том числе, специфический зритель — дети, молодежь. Каково это — работать с этой аудиторией? Учитывая, что сегодня меняется восприятие современным человеком театра, мира вообще. Знаю, что у РАМТа есть специальные программы по работе со зрителем...

— Да, у нас много образовательных программ помимо просто спектаклей, которые в большом количестве идут на рамтовских сценах. Их теперь четыре. В день может идти по шесть спектаклей. Несмотря на это, находится время для образовательных программ, встреч со зрителем. И, мне кажется, такие встречи — это самое ценное, что делает наш театр для детей. Это наша цель — воспитывать зрителя.

В РАМТе есть довольно взрослые актеры, которые были воспитаны здесь как зрители. Они приходили сюда маленькими детьми, участвовали вот в таких же встречах, сначала смотрели спектакль, потом общались с артистами. Им показывали цеха — гримерный, реквизиторский, проводили по всему театру. Да, это немного приоткрывает завесу тайны, но вместе с тем действительно воспитывает зрителя. Что могут рассказать родители о театре, о том, как себя здесь вести? Максимум то, что разговаривать в театре нельзя, есть нельзя, пить нельзя. Всё нельзя! Какой ребенок после этого захочет идти в театр? На наших встречах детям объясняют, почему нельзя. Потому что если ты чуть-чуть помолчишь, настроишь свое внимание, слух, зрение и попробуешь не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, то для тебя откроются какие-то неведомые миры.

Письмо, заряженное счастьем

— У вас есть какой-то особенно запомнившийся вам момент, связанный с этими встречами?

— Признаюсь, мне с детьми гораздо интереснее, чем со взрослыми, потому что больше приходится удивляться. Своими непосредственными вопросами и поведением дети сбивают с тебя привычную маскировку.

Расскажу одну историю. У нас проходила образовательная программа «Театральная азбука». На каждую букву алфавита мы раскрывали какой-то театральный термин: К — клоунада, Т — трагедия... Я тогда только пришла в театр. Работы не было, и я хваталась за любую возможность пофантазировать, что-то делать... И вот после очередной встречи, когда я торопилась на грим, за мной побежал мальчик, окликнул меня и произнес: «Счастья вам! Побольше ролей!» Когда тебе взрослый такое желает, это ожидаемо, нормально, а когда ребенок... Меня это остановило, прям дернуло назад. Я поворачиваюсь, смотрю на него и говорю: «И тебе побольше ролей!» Я сначала хотела сказать «Счастья!», но зацепилась за последнюю реплику. Потом переживала, что как-то формально ответила. Какие роли? Он же еще мальчик...

Прошли годы. И вот после спектакля «Нюрнберг» зрители дарят цветы. Среди них был молодой человек. Он подарил мне букет, но как-то особенно. Он нес какой-то заряд. Я смутилась. Коллеги сразу стали спрашивать, кто это. А я правда не знала этого молодого человека. Уже в гримерке в букете нахожу письмо, автор которого пишет, что когда-то я поразила его. «Мне было так интересно, — было в письме. — Я подумал, что театр — это то место... И вот теперь, когда я окончил театральный вуз, стал артистом, несколько лет работаю в театре кукол, я готов пригласить вас на свой спектакль...» Это был тот самый мальчик.

Это письмо заряжено счастьем. Оно всегда со мной, лежит между паспортом и кредитными карточками. На спектакль я не попала до сих пор, хотя прошло уже много лет, но обязательно пойду. Для меня эта история очень важна, потому что я пришла в театр точно так же. Когда-то, еще школьницей, я попала на студенческий спектакль, поняла, что на сцене — счастливые люди, решила, что это то место, куда я хочу попасть, и пошла. И я чувствую, что таким образом передала эстафету. Поскольку это письмо действительно заряжено счастьем, оно всегда со мной и в минуты сомнений, печали и отчаяния меня поддерживает.

С детьми так интересно! Никогда не знаешь, в какой момент выстрелит, поэтому с ними нужно быть очень аккуратными во всем. Теперь я это понимаю. Тогда я просто сеяла бездумно. А теперь я стараюсь выбирать слова.

Девочка-мальчик

— Есть роль именно в детском спектакле, которую вы хотели бы сыграть?

— У нас есть спектакль «Почти взаправду». Он идет на малой сцене РАМТа. Это единственный случай, когда я напросилась на роль. Я очень люблю сказки Тоона Теллегена, и когда узнала, что в нашем театре будет постановка по его произведениям, и не увидела в распределении своей фамилии, я подумала: «Как же так? Я спать ложусь с этой книжкой вот уже пят лет. И тут вдруг мимо меня пройдут эти истории прекрасные про белочек, муравьев и слонов». Это единственный в моей актерской профессии случай, когда я выразила свое желание. Все прошло удачно. Я играю этот спектакль и очень его люблю.

Есть не совсем детский материал, повесть «Чудаки и зануды». Очень этот текст мне нравится. И я даже приносила Алексею Владимировичу (Бородину. — Прим. авт.) его почитать на предмет возможной постановки в нашем театре. Там прекрасная главная роль девочки-подростка. Понятно, что я ее уже никогда не сыграю. Но у нее есть мама. И ради того, чтобы эта история просто прозвучала, я готова играть и маму, и учительницу, и иже с ними.

Мне кажется, это очень современная история. Она о девочке переходного возраста, которая переезжает на новое место. У нее довольно сложные взаимоотношения с мамой. Ей не нравится то место, куда они переехали, не нравится ее собственное имя (ее зовут Симона), собака любимая у нее пропала, потому что ее забыли в старой квартире. А в школе ее почему-то представляют как мальчика, и она не решается сразу сказать, что это не так. Дальше жизнь в новом классе складывается у Симоны очень интересно. В протест всему миру девочка решает оставить все как есть и посмотреть, что будет. Очень трогательная, смешная история. И трагическая. Очень много в этой небольшой повести можно рассказать. Возможно (я верю в это), эта история даст о себе знать у нас или где-нибудь еще.

Поделиться

Вчера | 15:14
В Челябинске презентовали эксклюзивную цирковую программу с тиграми и медведями

Для столицы Южного Урала собрали номера из нескольких представлений.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты