«Детский альбом» Петра Чайковского в Челябинском театре кукол исполнили в шесть пар рук

«Детский альбом» Петра Чайковского в Челябинском театре кукол исполнили в шесть пар рук

3 Июля 2018 Автор: Екатерина Сырцева Фото: официальный сайт Челябинского государственного театра кукол
«Детский альбом» Петра Чайковского в Челябинском театре кукол исполнили в шесть пар рук


Финальным аккордом сезона в Челябинском театре кукол стал музыкальный спектакль без слов «Детский альбом» в постановке режиссера Александра Борока.

Музыкальной основой стал одноименный сборник фортепианных пьес, сочиненный Петром Чайковским в 1878 году для племянника Володи Давыдова. Московский композитор Андрей Занога написал необычные переложения этих классических пьес, а художники из Екатеринбурга Андрей Ефимов и Сергей Черепанов придумали визуальный ряд спектакля, не ограничивая себя одним видом театральных кукол.

Идиллия под терновым кустом

За 50 минут перед зрителями проносится один день из жизни абстрактной семьи (судя по костюмам — дворянской, живущей примерно столетие назад) и в то же время — целая историческая эпоха. В финале выяснится, что это не случайная история, и персонажи не случайны. Но рассказать, кто они, — испортить впечатление от спектакля.

Удивительный мир создает Андрей Ефимов: вроде бы реальный, и в то же время — небытовой, словно потусторонний. Как будто мы заглядываем в прошлое, в чей‑то сон или воспоминание. Все решено в белом цвете: стволы берез, поверхность стульев и кроватей, которые волшебным образом превращаются в фортепиано, костюмы актеров. Художник продумывает не только цвет, но и текстуру — бархатные плоскости, блестящие ткани. От всего этого веет зимним холодом. Ассоциацию подкрепляют снегири на ветвях деревьев, которые оживут в конце спектакля.

Над всей этой идиллической картиной возвышаются колючие ветви тернового куста — первый «тревожный» элемент сценографии. Они плоские, картонные, нарисованные. Но их присутствие в основной части декорации наводит на мысли о страдании, беде. Таких «тревожных» моментов по ходу спектакля много. Художник и режиссер создают как бы два плана: первый — легкая, радостная, беззаботная атмосфера. Сцены пробуждения и отхода ко сну, семейное музицирование и танцы, невинные игры. Второй план — незримо надвигающаяся угроза. Мы ощущаем ее не по сюжетным поворотам, но по мелочам, как бы случайным, кратковременным, незаметным. Вот мальчику подарили новую игрушку — это кадет в человеческий рост. Мальчуган хватает подарок и восторженный кружит его вокруг себя, нечаянно сбивая свою старую игрушку, плюшевого медведя. Прощание с детством? Взросление? Или призрак надвигающейся катастрофы? Вот мальчик берет в руки ружье, потом вывозит на сцену игрушечную тележку паровоза. На ней  рота солдат. Они тоже игрушечные. Но за детской игрой, смехом, улыбками, за контурами кукольного мира  тень чего‑то грозного, пока необъяснимого, не оформившегося во что‑то материальное, но неотступно надвигающегося.

Не только о музыке

Небытовой характер спектаклю придают опять-таки куклы. В зависимости от смены композиций на сцене то кружатся карусели ярмарки и танцуют медведи — атрибуты дореволюционных ярмарочных гуляний, то летают ангелы, навевающие светлые рождественские аллюзии. Еще одно чудо — появляющаяся из рыцарских лат рыжеволосая красавица, то ли принцесса, то ли Жанна д’Арк… Детская аудитория увидит в этом свою историю. Взрослые по-своему разгадают символы и метафоры. Сделать это будет несложно. Тем более что в финале постановщики неоднозначно дадут понять, о чем и о ком речь.

При прямолинейности режиссерского высказывания в конце спектакля оно, высказывание, оставляет сильное чувство в душе — то ли утраты, то ли потрясения, то ли растерянности. Это спектакль не только о музыке, не только о семейном счастье и живительной силе творчества, но и о хрупкости жизни, жестокости истории, а также о том, что время не вернуть назад и не все ошибки можно исправить.

О музыкальной составляющей — она в спектакле «Детский альбом» чуть ли не первостепенна. Неслучайно в название постановки вынесено название сборника пьес Чайковского. Композитор Андрей Занога отнесся к музыкальному первоисточнику бережно, но не побоялся смелых решений, вступив с классиком в творческий диалог. Пьесы, которые были написаны Чайковским для двух рук, в аранжировке Заноги превращаются в композиции, исполняемые шестью актерами (иногда одновременно) и даже куклами.

Александр Борок не первый раз сотрудничает с московским композитором. Впервые с его творчеством он познакомился еще в свою бытность с главным режиссером Екатеринбургского театра кукол в начале нулевых. В прошлом году они вместе работали над спектаклем «Превращение» по одноименной повести Франца Кафки в Пермском театре кукол. В этом году Андрей Занога выступал композитором в спектакле «Золушка», недавно вошедшем в репертуар Челябинского кукольного театра.

Увидеть спектакль «Детский альбом» теперь можно будет только осенью, 28 и 29 сентября. В сентябре же состоится еще одна премьера — спектакль «Аналогия» по произведениям польского писателя Славомира Мрожека. С 19 по 22 октября в Челябинском театре кукол покажут лучшие работы кукольников со всей страны на фестивале кукольных спектаклей для взрослых зрителей «Соломенный жаворонок».
Вчера | 16:11
Сага о пяти поколениях. Вышла в свет книга об истории известной челябинской семьи

Авторами книги «Полянцевы: история семьи», которая вышла в Екатеринбургском издательстве «Банк культурной информации» при поддержке Уральского историко-родословного общества, выступили челябинские писатели и краеведы Вячеслав Лютов, Олег Вепрев, а также представитель четвертого поколения династии Олег Полянцев.

08.08.2018 | 13:21
В Кусе открывается первый в Челябинской области именной кинозал

В четверг, 16 августа, в Кусе после реконструкции откроется кинозал имени Сергея Герасимова.

05.06.2018 | 16:35
Нелли Уварова: «С детьми мне гораздо интереснее, чем со взрослыми»

В Челябинске актриса Нелли Уварова рассказала, как надо воспитывать зрителя, о пути в театр, письмах счастья и истории девочки Симоны.

04.06.2018 | 17:03
Алексей Слаповский: «Театр часто становится пережитком прошлого»

В Челябинске состоялась творческая встреча с драматургом, писателем, сценаристом Алексеем Слаповским. На Южный Урал он приехал как художественный руководитель всероссийского семинара драматургов «Авторская сцена», который впервые проводится в нашем городе за свою более чем 30-летнюю историю. С 1 по 10 июня в Челябинском драмтеатре имени  Орлова шесть режиссеров поставят эскизы по пьесам шести молодых драматургов.

Новости   
Спецпроекты