Любовь 40 лет спустя. Каким будет «Валентинов день» в челябинской Молодежке

21 Января 2019 Автор: Алиса Котова Фото: Вячеслав Шишкоедов
Любовь 40 лет спустя. Каким будет «Валентинов день» в челябинской Молодежке


В феврале в Молодежном театре представят пьесу известного современного драматурга Ивана Вырыпаева «Валентинов день». Это продолжение пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина», написанной в 1972 году.

Вырыпаев взял тех же персонажей, «состарил» их на 40 лет и перенес в наше время. Три героя — две женщины и мужчина, которого обе любят. Любовный треугольник, история с несчастливым концом.

Перед режиссером Тимуром Насировым (он уже известен челябинцам как постановщик «Капитанской дочки» в Молодежном) стоит непростая задача — ответить на вопрос, есть ли любовь. При этом сделать это легко, сохранив невесомость, лиричность, прозрачность и юмор вырыпаевского текста.

— Чем вам интересна пьеса «Валентинов день»?

— Мне кажется, это лучшая пьеса Ивана Вырыпаева. Она очень музыкальная. И в ней есть моя любимая мысль: то, что принято называть любовью, то, что воспевается, о чем пишут книги, снимают кино, — все это никакого отношения к настоящей любви не имеет. Настоящая любовь случается крайне редко. Ее почти нет. У Вырыпаева есть эпиграф — цитата из пьесы Рощина «Валентин и Валентина». Там прохожий говорит: «Любовь — это когда ничего не стыдно, ничего не страшно… Когда тебя не подведут, не предадут. Когда верят. Когда хотят быть лучше, жить чище… Это когда ждут без конца: и час, и год, и больше, потому что знают и верят, что человек все равно придет…» Вот такой любви нет в пьесе «Валентин и Валентина». Есть желание, поиск этой любви. И еще много чего хорошего: удивительный язык, много юмора, что я очень люблю.

— То есть главные героини, Валентина и Катя, так и не понимают, что такое любовь?

— Не уверен. Любовь когда-то была, когда им всем было по 18 лет. Но если перечитывать Рощина, то там Валентина много претензий предъявляла любимому, боялась и сама разрушила то, что могло стать любовью. Что касается Кати, она тоже любит Валентина, но совершает подлость и обманом вынуждает его на себе жениться. Она его любит, он ее нет. Встретившись через 20 лет, Валентин и Валентина уже не могут любить. Это как скисшее вино, которое превратилось в уксус. Возможно, умереть для них — единственный способ избавиться от этой разрушающей любви.

— Совсем не жизнеутверждающая история…

— По мысли нет, но… Эти персонажи как я: все время на что-то надеются. В этом и есть смысл. Просто они настолько привыкли страдать, что уже не могут при жизни быть счастливыми. Столкнувшись на улице много лет спустя, они поняли, что друг другу жизни не дадут. Но надежда все равно есть... Хочется, чтобы настроение спектакля было светлым.

— Как «Валентинов день» перекликается с пьесой Рощина помимо того, что здесь те же персонажи и фрагменты из рощинского текста?

— Рощин и Вырыпаев пишут об одном и том же: их герои друг друга любят, но у них есть проблемы. Проблемы создает сама Валентина. У Рощина есть место, когда она спрашивает: «Ты меня еще любишь?», и он ей устало (так написано в ремарке) отвечает: «Да, очень…» Они не выдерживают. Возможно, у них все-таки не та любовь, о которой говорил прохожий в той цитате. Потому что они не верят и не ждут. Рощин потом дописал хороший финал: Валентин одумывается, бежит за Валентиной, ищет, не находит ее, но встречает прохожего, который и говорит ту самую фразу про любовь. Потом Валентин и Валентина все-таки встречаются, и все как бы хорошо. Но на самом деле нет.

— Какой будет сценография спектакля?

— Когда мы искали тему, поняли, что это клоунада, печальная, но все-таки клоунада. Пьеса Вырыпаева легкая, как дыхание. Поэтому здесь сложно придумывать пространство. Как только появятся декорации: окно, дверь, стул, — все станет приземленным. А это сон, мечта. Там персонажи переходят из одного времени в другое, из одного мира в другой. Хочется сохранить легкость, чтобы постановка получилась как хороший эскиз. Поэтому мы будем читать все ремарки.

— На данный момент жизни вы определили для себя, что такое любовь?

— У меня, как у них у всех, мучения… Хорошо написано: «глубокие родственники». Ты замечаешь, как дышишь? Нет. Вот так и люди, связанные настоящей любовью, глубокие родственники. Они могут быть противоположных взглядов, но глубоко понимать друг друга. Им даже ругаться бессмысленно. Что ругаться с самим собой? У них если ссора и случилась, то это не война на всю жизнь. Любовь — это когда ты уверен, что не потеряешь человека, что он не уйдет. Спокойная уверенность, вера. А если я доверяю, то почему я буду волноваться? Любовь — это когда ждешь и веришь. Всё.

Вчера | 12:44
Роман с публикой. Денис Мацуев признался в любви Южному Уралу

18 апреля в Челябинске открылся VIII Международный фестиваль «Денис Мацуев представляет».

17.04.2019 | 10:55
Почему челябинский актер Петр Оликер мечтает сыграть Остапа Бендера

В наступившем году, который в России объявлен Годом театра, «ЮП» продолжает рубрику «Актеры». На этот раз ее героем стал актер челябинского Нового художественного театра Петр Оликер.

16.02.2019 | 09:23
Перформанс о невозможности. Бывший цех в Челябинске станет сценой

Impossibility — вокально-пластический спектакль режиссера Челябинского театра оперы и балета им. Глинки Романа Прецера.

14.01.2019 | 10:53
Чтобы воздух звенел. Новый режиссер молодежного театра в поисках идеала

«Театр — это болезнь. Если заболеешь, то излечиться невозможно». С этих слов началась наша беседа с главным режиссером Челябинского молодежного театра Иваном Миневцевым.

Новости   
Спецпроекты