В Челябинске поставили оперу-клоунаду по «пестрым» рассказам Чехова
Даже школьники знают, что одно меткое чеховское слово способно вызвать бурю эмоций. Но композитору Елене Попляновой, постановщикам из Санкт-Петербурга и артистам челябинской филармонии удалось усилить чеховское слово в десятки раз.
В городской афише появился невероятно яркий, динамичный, талантливо сделанный спектакль. Настоящая феерия. Клоунада-фантасмагория. Длится она менее часа, а восторг зрителей таков, что они не в силах разойтись, вызывая и вызывая артистов на сцену.
Можно сказать, что сейчас на дворе вновь эпоха Чехова: мы предпочитаем короткие заметки блогеров большим аналитическим статьям, а театралы в восторге от одноактных спектаклей, где все ярко, коротко и ясно. У оперы Елены Попляновой в постановке питерского режиссера Сусанны Цирюк длинное название «Смерть чиновника, или Эпизоды из жизни милостивейших государей», но идет она менее часа и способна изменить отношение многих и многих не только к оперному жанру.
Композитор Елена Поплянова стала соавтором Чехова
В музыке известного челябинского композитора Елены Попляновой не только длинных арий нет, но и диалоги героев предельно коротки. Либретто к своей опере композитор сочинила сама. В основу сюжета взяты рассказы Чехова «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Диалогов там почти нет, поэтому Елена Поплянова взяла на себя смелость стать соавтором Антона Павловича. Однако красота и гениальность портретов чеховских героев композитором сохранены идеально. Мало того, она написала музыку на прозаический (!) текст. Но как красиво это звучит.
— Одно чеховское слово способно родить целый характер, — говорит композитор. — Вот вам пример: когда «тонкий» узнает, что «толстый» (его бывший одноклассник) куда как выше по чину, он, по характеристике Чехова, вдруг начинает смеяться, как китаец. Я сразу себе представила, как это должно звучать: музыка становится такой плоской, как будто бы ее прищемили… В чеховских текстах множество таких ключиков, только читать нужно внимательно.
Клоунада в опере
Оперы на тексты в прозе, по словам Елены Попляновой, писали и Дмитрий Шостакович («Нос» по Гоголю), и Сергей Прокофьев («Война и мир» по Толстому). Здесь она не считает себя первооткрывателем. А вот оперы-клоунады в истории мировой музыкальной культуры Елена Михайловна не смогла найти.
И некрасивые Луизы обожают генералов
— Существуют опера-буфф, комическая опера, примеров оперы-клоунады у меня нет, — говорит она. — Спасибо Сусанне Цирюк, которая предложила поставить спектакль в жанре клоунады с элементами фантасмагории. Она идеально это почувствовала и сделала.
Герои Чехова — большие и маленькие чиновники, обыватели города N — вызывают неподдельный смех у публики, потому что на самом деле гротескно смешны со своими помыслами и устремлениями, бесконечным заискиванием и приспособленчеством. Раса хамелеонов и хамелеончиков. В челябинском варианте это передано не только текстом, но и музыкой, умелой режиссурой и профессиональным исполнением.
А начиналось все со слова и музыки. В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов ни одного междометия не вложил в уста жены «тонкого» Луизы, но какой музыкальный портрет получился у Елены Попляновой!
Только в Челябинске есть опера-клоунада
— Когда я писала музыку, то представила себе даму, которую кроме «тонкого» никто и замуж-то не брал, — смеется композитор. — Она некрасива, долговяза, без бровей, с мужским голосом (роль Луизы исполняет солист камерного хора Егор Дрягин) и плохо говорит по-русски. Но говорить ей хочется, и она не может упустить возможность пообщаться с солидным приятелем своего мужа. Поэтому, постоянно повторяя «От-чень приятно», она пытается с ним даже заигрывать. Постепенно эта ее единственная фраза сокращается, как будто Луиза откусывает от нее по кусочку. Это я сделала специально, мне показалось, что эта сцена у Чехова могла бы иметь такой вариант.
И таких примеров в опере достаточно, когда текст героев становится не человеческим, а клоунским. В жизни так не разговаривают. Эти диалоги и впрямь похожи на репризы коверных клоунов в цирке. И музыка оперы часто пародийна.
— Вальс, который звучит в самом начале и в финале, это не цитата, он придуман мною, — раскрыла секреты Елена Михайловна. — Но я стремилась добиться ощущения, что именно такая музыка и звучала в каком-нибудь реальном саду отдыха маленького провинциального города N. Поскольку это провинциальный город, то собрать оркестр в нем непросто, поэтому играют в оркестре и отставные военные, и пожарная команда, и скрипачи из маленьких еврейских ансамблей. Что же из этого должно получиться? Одни музыканты по роду своей деятельности чаще играют танцевальную музыку (трехдольную), а другие — марши (двудольную). Поэтому в вальсе все время слышны перебои — то вальс, то марш. В конце концов, каждый играет что-то свое. Это тоже комический прием.
С чиновника Червякова все и началось — он чихнул!
И продолжает: «Кстати, такая ситуация была у меня в жизни, когда я работала в пионерском лагере. Мы с ребятами выучили мою песенку про сороконожек. Но когда они пришли к баянисту и попросили им подыграть, то он сказал: «Не знаю я никаких сороконожек, я вам сыграю «Голубой вагон», а вы пойте, что хотите». Как видите, ничего в жизни не меняется. Поэтому Чехова любили, любят и будут любить. Эта любовь не исчезнет, пока существуют человеческие отношения».
По одежке встречают
Известный российский режиссер, обладательница «Золотой маски» Сусанна Цирюк, предложив жанр клоунады-фантасмагории, блестяще ее воплотила, усилив выразительную, образную, яркую до карикатурности музыку Елены Попляновой. В этом ей помогли хореограф Влад Морозов, режиссер по пластике Елена Пришвицына, руководители театра танцевальных миниатюр Hi-Tech Оксана и Евгений Коноваловы. Благодаря им артисты Камерного хора имени Валерия Михальченко, известные своим профессионализмом в хоровом пении, овладели и актерским мастерством, и пластикой танцовщиков. Придраться не к чему.
Чем не генерал дирижер Адик Абдурахманов?
Костюмы в этом спектакле — особо вкусная находка талантливого художника Татьяны Королевой (Санкт-Петербург). К примеру, дирижер Камерного оркестра, известный всем музыкант Адик Абдурахманов, выходит на сцену в офицерской треуголке начала XIX века, в невероятно смешных панталонах и фраке. В зале — взрыв аплодисментов! Оркестранты и артисты хора облачены в легкие мантии и особо изящные парики. А какие костюмы на солистах! Это надо видеть. Важно отметить, что каждый костюм — это не примитивный слепок с исторических реалий, а просто-таки гениальная стилизация, в которой отражены и арена цирка, и «Балаганчик» Александра Блока, и знаменитое литературно-артистическое кабаре Серебряного века «Бродячая собака»…
Самое ценное во всем этом, что находки художника умело и талантливо переплетаются с миром Антона Павловича Чехова. Ведь тогда же, во времена декаданса, был открыт и Московский художественный театр, ставший колыбелью для чеховской драматургии. Вот почему после спектакля хочется скорее добраться до дома и «перелистать» еще раз историю так красиво начинавшегося ХХ века.
Оркестр «Классика» в новом амплуа
— С огромным удовольствием и я, и музыканты работали над этой постановкой, — подчеркнул в нашем разговоре дирижер Адик Абдурахманов. — Я очень рад, что спектакль включен в афишу филармонии. Он доступен всем и станет открытием для многих. Я особо восхищаюсь нашим Камерным хором, который так талантливо способен сыграть оперный спектакль. Безусловно, это большая заслуга постановщиков. Непросто было работать с музыкантами, которые никогда не участвовали в драматических представлениях, не изучали актерского мастерства. И я не знаю примера, чтобы хоровой коллектив так театрально сыграл оперу. Причем на одной сцене помещались и хор, и оркестр, а солистам оставалась для представления лишь авансцена — малюсенькая площадка. И на этом небольшом пятачке все играли, пели, танцевали в полную силу. Невероятное что-то.
Остается добавить: следите за афишей, это не просто стоит, это надо смотреть.
Поделиться