Картина, корзина, картонка. Что взяли с собой в Москву артисты челябинской оперы

25 Июня 2019 Автор: Светлана Симакова Фото: Андрей Голубев
Картина, корзина, картонка. Что взяли с собой в Москву артисты челябинской оперы


Челябинский театр оперы и балета на этой неделе играет на новой сцене Большого театра России три спектакля из своего репертуара.

Но наш рассказ не о самих гастролях челябинской труппы в Москве, а о том, как артисты, костюмеры, реквизиторы и монтировщики декораций к ним готовились.

Потому что Большой!

Выяснилось, что дело это привычное и для артистов, и для театральных цехов, ведь в последнее время наш оперный театр на гастроли ездит довольно часто: Китай, Корея, Европа… Но московские гастроли вызывают особое волнение, потому что это Большой театр!

В Москву везут недавние премьеры: оперу «Риголетто» Верди, балет «Пахита» Дельдевеза и Минкуса и балет-кантату «Кармина Бурана» Орфа. И уже известно, что все билеты на челябинские спектакли в кассах Большого театра проданы. Значит, наших артистов ждет столичный аншлаг.

IMG_5471.jpg

Но надо собраться без суматохи и суеты, все продумать, ничего не забыть. Костюмеры проверяют, в порядке ли балетные пачки. Художники подновляют бутафорскую посуду и оружие. У монтировщиков декораций задачи крупнее: как огромные сценические конструкции закрепить в фурах, чтобы не возник люфт в дороге. А артисты и музыканты репетируют. Грим и ноты они будут укладывать в свои чемоданы перед вылетом.

Евгений Волынский 1.jpgВ кабинете художественного руководителя и главного дирижера театра Евгения Волынского предгастрольный беспорядок едва угадывается: на рояле разложены партитуры всех трех спектаклей, которые едут в Москву. Ноты в списках дирижера и музыкантов оркестра стоят первым номером. На втором месте — фрак. А дальше как придется: гаджеты, лекарства, одежда… Как при сборах в любую поездку далеко и на несколько дней.

«Вот дома у меня настоящий раскардаш, — улыбается Евгений Григорьевич. — Потому что для меня Москва станет лишь началом больших гастролей. Оттуда я полечу в Новосибирск, а потом в Петербург, куда пригласили дирижировать спектаклями».

По словам Евгения Волынского, артист без гастролей как спортсмен без Олимпийских игр.

«Нельзя, чтобы артист все время сидел на одном месте, — говорит дирижер. — Гастроли — это адреналин, своего рода Олимпиада для артиста. И этот адреналин позволяет взойти на какой-то новый пик в творчестве. Артисты и музыканты достают из запасников все свои возможности, включается особая энергия. Может быть, такая встряска не очень полезна для организма, но для творческого стимула это здорово. А показ спектаклей в Москве всегда воспринимается еще и как отчет перед культурной столицей. Это не первая наша поездка в Москву. На сцене театра «Геликон-опера» не так давно мы показывали «Евгения Онегина», немного раньше возили в Москву «Орлеанскую деву» и «Пиковую даму», за которую получили «Золотую маску». Но в Большом театре будем впервые. И это волнительно для всех».

IMG_6984.jpg

Особой удачей дирижер считает тот факт, что перед началом гастролей на сцене Большого театра у музыкантов и артистов будет достаточно времени для адаптации к новой акустике, новой сцене.

«Несмотря на то что музыканты к новым условиям привыкают довольно быстро, хорошо, что перед первым спектаклем на этот раз есть два репетиционных дня, — говорит Евгений Волынский. — Мы прилетим в Москву 23 июня и сразу поедем в театр на репетицию. Еще одна репетиция состоится утром 24-го, а вечером даем первый спектакль. Балет тоже успеет поработать и в репетиционных классах, и на сцене. Удачное расписание, ведь во время гастролей часто приходится выходить на публику в день приезда».

Михаил Филатов IMG_0629.jpgСолист балета Михаил Филатов гастрольный ажиотаж любит: «Мне приходилось танцевать в Москве на разных площадках, московская публика всегда хорошо принимает. Но на сцене Большого театра буду танцевать впервые. Конечно, волнуюсь. Но я и на домашней сцене всегда волнуюсь. Считаю, что волнение должно присутствовать всегда. Если перестал волноваться на сцене, пора уходить из театра».

А что необходимо артисту в гастрольной поездке?

«Когда на гастроли едешь с театром, то в свой чемодан укладываешь только грим, балетную обувь, трико и прочие личные мелочи, — перечисляет Михаил. — Костюмы — забота костюмеров. Но у меня привычка проверять, готов ли мой костюм к отправке. Так спокойнее. А когда лечу на самостоятельные гастроли или фестивали, сам пакую костюмы в кофр и отвечаю за все».

Актер не должен нервничать

Труппа театра в составе 250 человек (солисты оперы, балет, хор и оркестр) полетит в столицу тремя самолетами. Декорации, реквизит и костюмы будут отправлены раньше, под погрузкой во дворе театра стоят две большие фуры. Мастера сцены упаковывают и увязывают декорации, а костюмеры и реквизиторы укладывают театральное добро в огромные ящики. Все происходит спокойно, последовательно, без спешки, потому что делом заняты настоящие профессионалы. В костюмерном цехе, например, люди работают по двадцать и более лет, театр и дело свое они хорошо знают.

IMG_5416.jpg

«Эти гастроли не очень большие, — говорит заведующая женской костюмерной Светлана Лавриненко. — Для женских костюмов понадобилось всего шесть ящиков: четыре для платьев и два специальных кофра, которые мы называем барабанами, для балетных пачек. Важно, чтобы пачки не помялись, не сломались, чтобы все костюмы доехали до места в хорошем состоянии».

По словам костюмеров, поездка в Москву, в Большой театр — одна из самых ответственных и серьезных.

«Очень хочется, чтобы все прошло успешно, — подчеркивает Людмила Николаевна. — Мы стараемся, ведь успешное выступление артистов во многом зависит от того, как мы поработали. Актер должен быть правильно и грамотно одет, нельзя допустить, чтобы он нервничал, сердился, тогда и качество его работы будет высоким».

Готовиться к гастролям в костюмерном цехе начали загодя. Все костюмы тщательно осмотрены, почищены, отремонтированы, если это было необходимо.

IMG_2945.jpg

«Перед тем как начать укладывать костюмы в ящики и кофры, мы еще раз все сверяем по специальным спискам, какие артисты заняты и какие костюмы для каждого спектакля необходимы, — рассказывает Светлана Лавриненко. — Все костюмы пронумерованы и подписаны, каждый ящик промаркирован. Начинается укладка».

В Большой театр едет почти вся команда костюмеров: пять женских и столько же мужских. Они одевают солистов, хор, балет. У оркестра свой костюмер. В Москве им предстоит все распаковать, отпарить и отгладить, вывесить на кронштейны перед гримуборными.

«На гастролях мы своих актеров обслуживаем сами, никому их не доверяем», — улыбается Светлана Николаевна.

IMG_5483.jpg

Важные мелочи

Реквизиторы уложили все три спектакля в два больших ящика, каждый около двух метров в длину и более метра в высоту.

zvariani.jpg«В балете «Кармина Бурана» реквизита мало, потому что спектакль не сюжетный, — объясняет заведующая цехом реквизита Ксения Цвариани. — А в «Риголетто», напротив, много. Причем есть крупные предметы. «Рог изобилия», высота которого больше метра, пришлось упаковать отдельно. Он ни в один ящик не поместится. В этом спектакле много оружия, а в балете «Пахита» — внушительная коллекция посуды. Каждый предмет оборачиваем пленкой. Самое хрупкое заматываем в ткань, бумагу, пленку с пупырышками и только потом укладываем в ящики. Нельзя забывать, что тяжелые предметы должны лечь на дно, а все хрупкое мы укладываем в верхний слой».

IMG_2963.jpg

Ничего нельзя забыть. В спектакле не бывает мелочей, у каждого предмета свое важное назначение. Уже готовые ящики с костюмами и реквизитом грузят в машины, а затем укладывают и закрепляют декорации. Этим процессом руководят мастера сцены, тоже люди опытные и скрупулезно относящиеся к своему ремеслу. Все готово, машины отправляются в Москву.

IMG_5568.jpg

«А мы полетим следом, — добавляет Ксения Цвариани. — Актеры будут репетировать, а мы свою работу делать. Опыт у нас большой, мы все это проходили сотни раз. Правда, в Большой театр едем впервые. И очень надеемся подробнее с ним познакомиться. Минувшей осенью Большой театр приезжал к нам на гастроли с оперой «Богема», и мы подружились с нашими коллегами. Они обещали нам показать все: и новую сцену Большого, и старую».

Напомним, обменные гастроли между Большим театром и Челябинским театром оперы и балета стали возможны благодаря соглашению о сотрудничестве между генеральным директором Большого театра и губернатором Челябинской области. Они проходят при поддержке федеральной программы «Большие гастроли».

08.11.2019 | 09:29
За что троицкий художник ненавидит Малевича

В Челябинске открылась выставка картин Галины Левшич.

06.11.2019 | 11:36
Игры атома. В Озерске прошла премьера спектакля «Курчатов. Поход за вторым солнцем»

…По вечерам он любил слушать Моцарта. За два дня до своей смерти, 5 февраля 1960 года, в зале Московской консерватории он слушал «Реквием» великого композитора. Курчатов возвращался домой взволнованный и торжественно настроенный. «В этой музыке есть момент надежд и мечтаний, — говорит он своей супруге Марине Дмитриевне, — она не вся похоронная…»

21.08.2019 | 12:19
Начали с Моцарта. В Челябинске прошла первая репетиция нового симфонического оркестра

Что такое первая репетиция вновь созданного оркестра? Это прежде всего знакомство музыкантов — профессиональное и человеческое. Оно состоялось. Сегодня можно сказать, что у Челябинска (наконец-то!) есть большой симфонический оркестр.

09.08.2019 | 15:06
Попрошайка или бренд? Режиссер и директор размышляют о роли театра в современном мегаполисе

История Камерного театра в Челябинске началась в конце 1980-х — не самое лучшее в финансовом плане время. Но он выжил, потому что сразу завоевал интерес зрителей и с начала 1990-х получил поддержку из бюджета региона, став государственным. Об идеалах и реалиях отдельно взятого маленького театра в условиях современной экономики и социальной политики размышляют его директор Илья Коломейский и главный режиссер Виктория Мещанинова.

Новости   
Спецпроекты