Три дня, чтобы понравиться. Почему из Великого Новгорода в Челябинск привезли комедии

10 Июня 2019 Автор: Светлана Симакова Фото: из архива Челябинского драматического театра
Три дня, чтобы понравиться. Почему из Великого Новгорода в Челябинск привезли комедии


Академический театр драмы из Великого Новгорода в Челябинске гастролировал впервые. В афише были заявлены спектакли, которых в челябинской драме нет. Возможно, именно поэтому зрительный зал все дни гастролей был битком.

По словам замдиректора по работе со зрителем челябинской драмы Светланы Квасницкой, гастроли — это всегда некая перезагрузка для зрителей, ведь всего несколько дней в Челябинске показывают спектакли, которых нет ни в одном из городских театров. И это мобилизует публику. Но можно предположить, что любопытство зрителей вызвала не только новизна афиши, но и сам театр из древнего российского города, который остался в истории нашей страны родиной демократии и парламентаризма. Новгородское вече, вольная торговля с варягами, гастроли-театра_Мамедов_2019-06-06-18-08-00_Rust.jpgборьба с режимом Ивана Грозного — все это удивительным образом остается в памяти из истории Древней Руси. О Великом Новгороде и его театре мы говорили с главным режиссером Михаилом Мамедовым.

Трудно заставить смеяться

— И театр, и вы в Челябинске оказались впервые?

— Так получилось. Хотя мне не раз приходилось бывать у ваших соседей — в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Перми, Кургане. Когда-то должен был снимать в Челябинске сериал про эвакуированных на Южный Урал во время войны. Не получилось. Не знаю почему, но Урал я люблю, мне здесь люди нравятся. Вы в этом городе живете и, конечно же, знаете все его проблемы. А я вчера поздним вечером шел по вашему «Арбату», разглядывал эти купеческие дома и представлял, как здесь когда-то гуляли разряженные купцы. А вокруг меня в это же самое время шумела молодежь, было весело, звучала музыка, и невольно возникло ощущение, что Челябинск очень позитивный город. И зритель в вашем театре был хороший. Изумило, что не только огромный зал, но и балкон был полон.

— И вы, судя по всему, понравились челябинским зрителям. По словам администраторов, люди после спектаклей выходили счастливыми. Может быть, потому что в свою афишу вы включили комедии?

— Хотелось бы привезти в Челябинск нашу последнюю премьеру «Колокол и держава», в основе которой историческая драма Великого Новгорода, когда Московия раз за разом подавляла свободу Новгородской республики. Иван Грозный приказал всех вырезать в Великом Новгороде. И заселить этот город пришлыми людьми. От печати трагичности этот город так и не избавился. Недаром существует много легенд, по одной из которых цвет воды в реке Волхов до сих пор остается красноватым. Говорят, он окрашен кровью погибших новгородцев, которых вырезали при Иване Грозном и сбросили в воды Волхова.

Но нам пришлось взять в Челябинск только комедии, потому что за три дня гастролей надо было успеть понравиться. Мы ведь как невеста на выданье. И ваш театр повез в Великий Новгород комедии. Короткие гастроли вынуждают это делать. Хотя жанр комедии архисложен, особенно эксцентрической комедии. Заставить людей искренне смеяться очень трудно. И чтобы они смеялись не только над текстом (это заслуга автора), а над тем, как разыгрывается эта ситуация на сцене. На комедии режиссер так может шлепнуться, что не поздоровится, потому что либо это смешно, либо не смешно. Жанр комедии — высший пилотаж. Посмотрите, ведь из советской эпохи только комедии Леонида Гайдая остались у современного зрителя в почете.

гастроли-театра_Невеста-из-Имеретии_2019-06-06-18-13-00_Rust.jpg

— В том числе вы привезли грузинскую комедию, а грузинский юмор непросто передать.

— Комедия «Невеста из Имеретии» была написана в 1950-х годах для Георгия Товстоногова. Она лирическая, теплая, добрая, душевная. Грузинскую историю разыграть — это же так вкусно, занятно. И мне захотелось ее поставить. Во-первых, потому что этого спектакля сейчас ни у кого нет, во-вторых, важно время от времени окунать актеров в экзотический материал. В таком материале актер уходит от себя обыденного, экзотика требует иных ресурсов, иного существования.

— В афише вашего театра много комедий?

— И мелодрамы есть, и трагедии, и классику люблю ставить. Но надо понимать, что большая часть зрителей приходит в театр не за заумью, не за символикой, не за ребусами. Этому зрителю нужна ясность истории, он должен все это сердцем воспринять, а потом уж будет думать, про что спектакль. Самое трудное в театре — эмоциональный контакт, взаимодействие сцены и зала. Возник этот мост — прекрасно. Поэтому нельзя ошибиться с выбором материала. Считаю, что не надо злоупотреблять трагедиями, потому что время сегодня не только прагматичное, но и трагичное. Эманация одиночества настолько заволокла нашу страну, что перебить внутреннюю драму отдельно взятого зрителя очень сложно. Мелодрама сегодня да, популярна. И она должна возродиться, потому что люди должны смеяться и плакать. Мне кажется, когда человек улыбается или смеется, в него вселяется ангел.

Не бояться прослыть консерватором

— Что заставляет менять в театре современная молодая публика?

— Сегодня гаджеты отнимают у людей воображение — великое дарование природы. Как будто усыхает та часть мозга, которая за него отвечает. А театр — царство условностей, которое требует воображения. Еще одна проблема: новый молодой зритель боится оставаться наедине с самим собой. Ведь, оставаясь с самим собой, человек начинает размышлять, разговаривать внутренним голосом, начинается усложненная внутренняя жизнь. Они от этого бегут в виртуальную реальность. Третья проблема: виртуальное пространство постоянно отвлекает человека от реальности, его внимание становится рассеянным. Поэтому современный зритель не любит длинных спектаклей, не выдерживает длительного разговора. Мы это чувствуем. Приходится ставить короткие спектакли, а длинные диалоги либо дробить, либо сокращать. Надо понимать современного зрителя. Театр не должен учить, он должен эмоционально воздействовать, потому что человек испытывает эмоциональный голод. Будни, болезни, работа, проблемы — нам не хватает эмоционального кислорода. Вот театр его и дает.

гастроли-театра_Моя-жена-лгунья.jpg

— Кто-то сегодня стремится ставить только классику, кто-то предпочитает современную драматургию и всевозможные эксперименты в театре? Что выбираете вы?

— Собрать в репертуаре одну классику не значит собрать правильный репертуар. Репертуарная политика должны быть такой, чтобы театр привлекал самого разного зрителя. Да и без современной драматургии театр дохлый. Она важна не только для зрителей, но и для актеров. Современная пьеса очищает театр от штампов, шлака. Мы должны чувствовать, что происходит за окном. И рассказывать это современным языком.

Если говорить о классике, то я не сторонник постмодерна в режиссуре. Оставьте Антона Павловича в покое. Пишите тогда свои пьесы. Можно, конечно, Чацкого с Молчалиным посадить в джакузи, а Фамусова и Скалозуба отправить в фитнес-зал, но настоящий русский театр должен учитывать вкусы зрителя, а он у нас консервативный в своем восприятии. На мой взгляд, когда классику начинают одевать в современные костюмы, сам русский театр теряет свое лицо. Пока я работаю в этом театре, на его сцене этого не будет. Зритель должен увидеть эпоху, почувствовать людей этой эпохи, постичь атмосферу того времени. Надо иметь мужество не бояться прослыть консерватором.

Противное слово «оптимизация»

— Ваши гастроли такие короткие, всего три дня. Ведь путь из Великого Новгорода в Челябинск неблизок, выгоднее было бы спектаклей семь-восемь сыграть?

— «Большие гастроли» — федеральная программа. Второй сезон мы в ней участвуем. В прошлом году были в Кемерово, но также только три дня, хотя это еще дальше. Длительность гастролей — самое удивительное в этой программе, ведь три дня — это действительно мало. Хорошие вкусные гастроли всегда отхватывают москвичи. Наверное, потому что они рядом с министерством находятся. Хотя Россия велика, все театры должны гастролировать. Это же важно для театра — проверить себя на другом зрителе, понять, камень ты замшелый или хорошая галька. Разнообразие прежде всего нужно актерам. Чтобы не были мы стоячей водой. Поэтому хорошо, что есть хотя бы такие программы.

гастроли-театра_Семейное-счастье.jpg

— Как относитесь к таким новациям, как объединение Александринки с Ярославским театром имени Волкова?

— Ужасно противное слово «оптимизация». По слухам, это была инициатива худрука Александринки Валерия Фокина. Он хороший менеджер, у него три-четыре режиссера, ученики, им где-то надо ставить… И финансы здесь, вероятно, играют не последнюю роль. Волковский театр спасла космонавт Валентина Терешкова, депутат от Ярославской области. Меня вообще пугает слово «оптимизация», когда речь идет о русском театре. В 1942 году был открыт театр в Новосибирске. Война шла! А посмотрите, какое здание построили там для театра — с колоннами, в центре города. А сегодня театры почему-то надо оптимизировать. Да строить надо театры! Ведь когда Отечественная война закончилась, в театры попасть было невозможно, билетов не было! Хорошо, наедятся люди, благосостояние повысится, модные шмотки наденут, съездят в Турцию, но душа-то тоже должна питаться. Нельзя ограничить жизнь человека горизонталью телевизора. Личность не растет там, где ее зомбируют. Личность должна расти как дерево: куда оно ветви кинет, его право. Дерево в горшке не вырастишь. И театр — это та магия, которая никогда людям не наскучит. Он бесконечен, как сама жизнь. Назовите мне хотя бы одного губернатора из XIX века? Никто с ходу не назовет. Но назовут Чайковского, Достоевского, Толстого, Верещагина, Щепкина, Чехова… Людей культуры назовут!

Поделиться

15.03.2024 | 11:31
Пьеса за четыре дня. Как появился метеорит на сцене театра

Молодой драматург Ринат Ташимов (Москва), подаривший Челябинску пьесу «Я — метеорит», убежден, что его творческое видение совпадает с позициями Камерного театра. Значит, продолжение следует. Предвидятся новые совместные проекты театра и автора. Какие? Поживем — увидим.

13.03.2024 | 15:15
Завораживая голосами. Главное наследие Валерия Михальченко

Челябинский камерный хор, которым руководит Ольга Селезнева и который носит имя своего создателя, отмечает полувековой юбилей. Красивая дата, и прелесть в том, что можно праздновать не один день. Коллективы в одночасье не рождаются. Они создаются трудно, кропотливо, трепетно и довольно долго.

21.08.2019 | 12:19
Начали с Моцарта. В Челябинске прошла первая репетиция нового симфонического оркестра

Что такое первая репетиция вновь созданного оркестра? Это прежде всего знакомство музыкантов — профессиональное и человеческое. Оно состоялось. Сегодня можно сказать, что у Челябинска (наконец-то!) есть большой симфонический оркестр.

09.08.2019 | 15:06
Попрошайка или бренд? Режиссер и директор размышляют о роли театра в современном мегаполисе

История Камерного театра в Челябинске началась в конце 1980-х — не самое лучшее в финансовом плане время. Но он выжил, потому что сразу завоевал интерес зрителей и с начала 1990-х получил поддержку из бюджета региона, став государственным. Об идеалах и реалиях отдельно взятого маленького театра в условиях современной экономики и социальной политики размышляют его директор Илья Коломейский и главный режиссер Виктория Мещанинова.

Новости   
Спецпроекты