Игры атома. В Озерске прошла премьера спектакля «Курчатов. Поход за вторым солнцем»
…По вечерам он любил слушать Моцарта. За два дня до своей смерти, 5 февраля 1960 года, в зале Московской консерватории он слушал «Реквием» великого композитора. Курчатов возвращался домой взволнованный и торжественно настроенный. «В этой музыке есть момент надежд и мечтаний, — говорит он своей супруге Марине Дмитриевне, — она не вся похоронная…»
- Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana
- Именем Курчатова. Почему Челябинской области стоит увековечить память ученого не только в названиях улиц и аэропортов
Для «атомной» темы спектакль назван весьма поэтично — «Курчатов. Поход за вторым солнцем». Поставлен по пьесе известного писателя и драматурга, нашего земляка Константина Скворцова «Пока есть музыка и память». Впервые ее увидели на сцене Челябинской драмы в 1987 году. По прошествии более 30 лет атомная тема «притянула» к себе новое поколение мастеров сцены. На этот раз к пьесе обратился молодой режиссер и актер Олег Иванов, тоже, кстати, наш земляк, выпускник ЧГИК, а затем и «Щуки». Тогда же началось профессиональное сотрудничество режиссера с сетью информационных центров атомной энергии, представители которой и выступили инициаторами театрального проекта абсолютно нового формата.
По словам генерального продюсера проекта, руководителя информационного центра по атомной энергии Челябинска Ларисы Матвеевой, южноуральцам повезло, поскольку первой сценической площадкой был выбран Озерск.
После озерской премьеры гастроли спектакля продолжатся в остальных 17 городах страны, где в определенные периоды своей биографии жил и работал академик.
Репетиции проводились в Челябинске. В Озерск актеры приехали за день до премьеры. Генеральный прогон проходил в присутствии, пожалуй, самых взыскательных зрителей — тех немногих оставшихся в живых ветеранов «Маяка», которые застали самого Игоря Курчатова. Дерзость новаторов как раз и заключалась в том, чтобы действие пьесы проходило в подлинном домике, в котором почти 70 лет назад жил создатель атомной бомбы.
Режиссер и актеры не на шутку опасались реакции первых зрителей, от которых ждать можно было что угодно. А вдруг взорвутся? Дескать, это кощунство — разыгрывать театр в священном месте! Но соратники академика оказались в высшей степени людьми культурными и все правильно понимающими. Они приняли и сам подход к раскрытию трагического образа академика. Местами их даже пронимало до слез. А один из зрителей сделал поправку в образе главного героя, напомнив о реальной длине его бороды. Ведь не зря у Курчатова была кличка Борода!
Борода и Мефистофель
Кстати, с ролью Бороды прекрасно справился челябинский актер Андрей Анашкин. Долгое время он работал в Челябинском молодежном театре, сейчас участвует в проекте «Центр ненормативной лирики». После приглашения на роль актер углубился в изучение этой неординарной личности. Сам Андрей признался, что за сутки до премьеры, когда он вошел в дом-музей Игоря Курчатова, его охватил священный трепет.
— Меня окружали реальный стол, за которым сидел ученый, диван, покрытый порыжевшим от времени дерматином, на нем сидели коллеги Курчатова, телефон, по которому по ночам звонил «хозяин Кремля», реальная папка, с которой Курчатов ездил к нему на доклад, — рассказывает актер. — И я не придумал ничего другого, как обратиться к духу самого ученого: «Простите, Игорь Васильевич! Очень надеюсь, что вы меня поймете!»
Кстати, некий дух присутствует и в самой пьесе в виде Мефистофеля, роль которого исполняет актер Евгений Смирнов.
Его образ, словно тень, непрерывно преследует Курчатова. Дьявол точно знает, что его жертва загнана в тупик, время для создания атомной бомбы исчисляется месяцами и днями. И он, как нетрудно догадаться, предлагает сделку: успех в научном поиске за проданную душу. Прямая параллель с романом «Доктор Фаустус» Томаса Манна! И вот что любопытно: диалог грешника и гения, заключившего, благодаря немецкому писателю, сделку с дьяволом, происходил в 1947 году. То есть в то самое время, когда мир был на волосок от ядерной войны. И Курчатов, измученный поисками научной истины, это прекрасно понимал. Как понимал это и Мефистофель. Но в отличие от героя «Доктора Фаустуса» на роковое заклание своей души Курчатов не поддается…
Супругу Курчатова играет актриса челябинской «Молодежки» Юлия Миневцева, которая и в жизни является женой актера Андрея Анашкина. Образ Сталина воплотил актер Челябинской драмы Сергей Чикурчиков. Конечно, это не Геловани и не Петренко, но для современного зрителя это абсолютно точно воплощенная мифологема, пришедшая к нам из того времени, когда образ «вождя всех времен и народов» вызывал полурелигиозное поклонение…
А вот товарища Берию со столь узнаваемым зловещим блеском его очков исполнил сам режиссер Олег Иванов.
Машина времени
Не только Анашкин, но и все актеры признавались, что на себе испытали эффект присутствия. За красивым словосочетанием site specific скрываются волшебные комнаты. Актеры забывали о сценической площадке в доме, стены которого помнят ученого. Стены эти напитаны его размышлениями и тягостными сомнениями. Говоря театральным языком, домик насытился элементами иммерсивности: актеры, а вслед за ними и зрители, перемещаются по дому, где вас обжигают своей подлинностью говорящие артефакты, к слову, до сих пор бережно хранившиеся в ОГАЧО.
По существу, мы находились в машине времени. Восемь актеров и восемь зрителей, которых подвезли к домику Курчатова на реальных «виллисах», — вот и весь экипаж этой фантастической экспедиции, отправившейся в Советский Союз 1942 года. В кабинете Сталина в Кремле неуютно. Под Сталинградом решается вопрос о существовании СССР. А на столе генсека — тетрадь антифашиста-физика с разработками в Англии атомной бомбы, которую с живым интересом читает молодой Курчатов. Глядя на ученого, Сталин назначает его руководителем проекта. А в этом кабинете не принято отказывать. Иначе…
Календарь переворачивает несколько сотен страничек, и уже звучат залпы победы. К Курчатову подходят коллеги с ножницами, желая отрезать ему бороду: «Ты же сам обещал в день победы!» Курчатов отводит в сторону руки и просит отсрочки: «Своего рейхстага мы еще не взяли!»
Еще один скачок во времени, и мы уже в домике Курчатова в «Сороковке», на берегу озера Иртяш. За окном августовские дни 1945 года. Курчатову сообщили, что на Хиросиму, а потом и на Нагасаки американцы сбросили атомную бомбу. Первый взрыв принес с собой 149 тысяч убитыми и ранеными, второй — 70 тысяч. У Курчатова не оставалось никаких сомнений: следующим объектом бомбардировок станет Советский Союз.
И вновь Мефистофель пытается овладеть душой ученого, который не спит уже которую ночь…
Актеры и зрители перемещаются в другую комнату, где их ждет раннее пасмурное утро 29 августа 1949 года. Но это не просто комната, а центр управления под Семипалатинском. Актеры раздают зрителям темные очки, дабы вспышка от взрыва первой советской атомной бомбы не ослепила их. Раздается страшный, но такой долгожданный взрыв! Ура! Ядерный щит страны родился! Вместе с учеными из 1949-го радуются и зрители из 2019-го.
Календарь сбрасывает еще несколько тысяч листков: 7 февраля 1960 года, сердце Курчатова остановилось. Но вместо «Реквиема» Моцарта звучит песня Высоцкого. Потому что новый скачок во времени все ставит на свои места: атом не только способен разрушать, он может и должен быть мирным. Именно в этом видел смысл своей жизни сам Курчатов, который и позвал всех в поход за вторым солнцем...
Поделиться