Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Челябинские музыканты играли джаз, когда само слово произносить было рискованно

4 Декабря 2019 Автор: Марат Гайнуллин Фото: предоставлено Челябинской филармонией
Челябинские музыканты играли джаз, когда само слово произносить было рискованно

«Уральский диксиленд Игоря Бурко» отмечает юбилей.

В четверг, 5 декабря, в Концертном зале имени С.С. Прокофьева состоится концерт в честь юбилея одного из корифеев отечественного традиционного джаза. Накануне мы встретились с директором этого легендарного коллектива, музыковедом Натальей Риккер, которая знает о джазе практически все. И даже чуть больше…
.

Свинговать умеете?

— Игорь Бурко всегда мечтал создать диксиленд, — рассказывает Наталья Риккер. — Однажды где-то в середине 60-х годов на берегах Невы он услышал выступление «Ленинградского диксиленда», который к тому времени был уже коллективом с солидным стажем. Игорь подружился с одним из создателей диксиленда, трубачом Всеволодом Королевым, и поделился с ним своими планами. «А у вас есть музыканты джазовые, которые свинговать умеют?» — спросил его Всеволод. «Есть…» — «Ну, тогда какие проблемы? Все у тебя получится!»

Вдохновленный напутствием коллеги, Бурко в 1969 году создает ансамбль, который поначалу концертировал вне стен филармонии.

Игорь Бурко вспоминал: «Самое смешное, что почти все работники обкома КПСС любили джаз. Но даже само слово «джаз» произносить было рискованно, поэтому в названии ансамбля оно не должно было звучать вообще!»

Тогда подпольные джазмены придумали хитрый ход, создав эстрадно-молодежный ансамбль «Южный Урал», у которого одна из частей программы была посвящена эстраде, а другая — джазу. Так что «Уральский диксиленд» родился в недрах ансамбля «Южный Урал».

DSC_4095.JPG

— Говоря о том, что в Челябинске есть музыканты, умеющие свинговать, Игорь Бурко имел в виду, что будущий джазовый коллектив создается не на пустом месте…

— Конечно, не на пустом! Вообще джазовая музыка в Челябинске существовала еще с 1932 года, когда Анатолий Хайкин создал первый в городе джаз-оркестр, игравший в ресторане «Гигант». Кстати, музыкантов для своего коллектива он приглашал из Киева. Затем этот джаз-бенд играл уже в кинотеатре «Пролетарий». Между прочим, это как раз и есть здание филармонии. Музыканты играли американский джаз, пьесы в стиле раннего свинга, а также советские эстрадные песни. В 1950-х годах эстафету от Хайкина принял трубач Исаак Гельфгат, на джаз-бенд которого специально ходили в ресторан «Арктика». Затем на сцену вышел Хайкин-младший (Александр), исполнявший музыку в стиле салонного джаза в кинотеатре имени 30-летия ВЛКСМ.

Первым популяризатором джаза в Челябинске был дирижер и педагог Михаил Папашика, который в течение десяти лет являлся руководителем и аранжировщиком биг-бенда в кинотеатре «Кировец», создал первый в истории города студенческий джазовый оркестр ЧПИ (ныне ЮУрГУ). Он же, кстати, пропагандировал оркестровый стиль свинг, воспитав в этом направлении целую плеяду музыкантов, в том числе Стаса Бережнова, Олега Тергалинского, который в 60-х годах создал свой ансамбль при ДК железнодорожников. Так что к концу 60-х годов джазовая музыка в Челябинске бурлила вовсю, в городе играли прекрасные инструменталисты, и Игорю Бурко было из кого выбирать. В частности, он пригласил в качестве барабанщика Бориса Савина, игравшего в то время в музыкальном ансамбле при студенческом театре «Манекен» в ЧПИ. Помимо Бориса вместе с самим трубачом Игорем Бурко в первый состав диксиленда вошли кларнетист Валерий Софин, гитарист Виктор Харлапанов, тромбонист Николай Топчий, бас-гитарист Юрий Торгашов, пианист Анатолий Дресвянкин. Естественно, что с годами состав многократно менялся. К тому же ансамбль постоянно гастролировал, что тоже создавало почву для ротации кадров.

DSC_7710.JPG

Любимец публики

Первый серьезный успех к оркестру пришел в 1972 году, когда он стал дипломантом II Всероссийского конкурса артистов эстрады в Москве. В 1978 году стал лауреатом Всесоюзного фестиваля джазовой музыки в Тбилиси, а в 1979-м — дипломантом Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Ленинграде. Лишь после этого джазовый состав Бурко добился права выступать с самостоятельными концертами.

В 1980-х «Уральский диксиленд» выезжает на зарубежные гастроли в Монголию, Чехословакию, ГДР. А после XVI Международного фестиваля диксиленда в Дрездене журнал «ГДР» писал: «Вслед за блестящими успехами «Ленинградского диксиленда»… еще один джазовый ансамбль из Советского Союза — «Уральский диксиленд» из Челябинска был признан любимцем публики».

— Кто сегодня из старожилов остался в коллективе?

— Самым возрастным участником «Уральского диксиленда», который играет в нем с 1976 года, является тромбонист Наиль Загидуллин. С 1978 года в ансамбле играл контрабасист-виртуоз Владимир Риккер, но его в этом году, к сожалению, не стало.

— За полвека произошла какая-то эволюция в ансамбле?

— Когда диксиленд находился при эстрадном ансамбле «Южный Урал», то музыканты тех лет вынуждены были аккомпанировать певцам и певицам, которые ничего общего с джазом не имеют. Например, был такой замечательный певец Виктор Мамонов, в репертуаре которого были эстрадные, но не джазовые песни.
1.JPG

Конечно, за полвека изменилось многое. Мы отошли от так называемой классики джаза. Что такое традиционный диксиленд, который начинался в Новом Орлеане? Это обязательное наличие духовой секции — трубы, кларнета и тромбона, а саксофон тут как будто бы и ни при чем, потому что это более позднее явление в джазе. Эта дополнительная краска появилась у нас, чтобы создать полноценное звучание. Басовую функцию в диксилендах часто выполняла туба. Мы редко ею пользуемся, потому что у нас есть контрабас и бас-гитара. Конечно, в начале прошлого века диксиленд не мог пользоваться синтезатором, которого просто в природе не было, но было фортепиано. Мы адаптируем инструментальный состав к техническим возможностям площадки. В нашем диксиленде всегда были попытки найти какую-то дополнительную стилистическую струю.

— В чем фишка, главная изюминка «Уральского диксиленда»?

— Хм… Вопрос на засыпку. (Смеется.) Помимо традиционного джаза ансамбль играет много другой музыки: модерн и джаз-рок, свинг и фьюжн. Если не потребуется, то мы предпочитаем свой репертуар, старый добрый новоорлеанский джаз.

Думаю, что фишка в самих музыкантах. Понимаете, в наш коллектив приходит не просто музыкант, умеющий дудеть, но классный инструменталист, тонко чувствующий и понимающий законы этой музыки. Да, джаз — это веселая, приятная музыка, которая и слушается легко, а вот играть-то ее не так просто, как кажется.

DSC_7648.JPG

Хлопоты перед юбилеем

— Любой юбилей — это всегда воспоминания…

— Без этого не обойтись. Мы обязательно вспомним всех, без кого невозможно представить историю нашего коллектива: Игоря Бурко, Владимира Риккера, Бориса Савина, Аркадия Эскина, Вячеслава Шашкова и других наших коллег.

Предстоящий концерт в формате сенсейшен будет представлять некую солянку. Мы пригласили ветеранов ансамбля, которые играли в нем в разные годы. Например, Евгения Ханутина, игравшего в нашем диксиленде в 90-х годах на саксофоне и кларнете, обещал быть барабанщик ансамбля Андрей Макаров, который сегодня живет в Нидерландах.

Приедет басист Сергей Корезов, игравший в 70-х, будет Антон Бугаев — музыкант уже из нынешнего века.

А вообще, если бы мы задались целью пригласить всех музыкантов, когда-либо игравших в «Уральском диксиленде», то мы бы спокойно заняли добрую половину зала Прокофьева. А то и больше! Но некоторых уже просто нет в живых…

Однако нам хотелось сделать праздник не для себя, любимых, но для нашей публики, для которой всегда и работал Игорь Бурко. И сейчас, я уверена, челябинцы хотели бы услышать новых ярких музыкантов. Мы надеемся, что это будет шоу.

xFPoV5mwt0E.jpg

На празднование юбилея приедут наши друзья из Москвы и Санкт-Петербурга, наши партнеры из США. Из приезжающих составов будет лишь один, с которым еще не знаком музыкальный Челябинск. Это Kickin' Jass Orchestra — ансамбль молодых талантливых музыкантов из Екатеринбурга, которые играют традиционный, корневой джаз Нового Орлеана. Причем возможность участвовать в этом концерте они, можно сказать, выиграли. Я сидела однажды в жюри на одном конкурсе, где их и увидела, и тогда же подумала, что такая игра будет очень созвучна нашей программе и обязательно понравится челябинским меломанам.

Приедут давние творческие партнеры «Уральского диксиленда»: народный артист России Давид Голощекин, молодая джазовая элита России — тромбонист Максим Пиганов, пианист Алексей Подымкин, трубачи Константин Гевондян и Петр Востоков, саксофонист Лев Орлов.

Из своего огромного репертуара музыканты диксиленда выбрали самые горячие хиты разных лет, но прозвучат они в неожиданном прочтении — в новых аранжировках и с новыми солистами. Гости праздника услышат произведения самых различных авторов — от Дюка Эллингтона и Джорджа Гершвина до Ирвинга Берлина и Давида Голощекина.

Часть произведений украсят выступления танцевальных пар, фотозарисовки. У нас есть хороший видеоряд. Правда, самые первые видеоматериалы не сохранились. Сами режиссеры и операторы с огромным сожалением рассказывали, что во времена дефицита пленки многие видеозаписи челябинского телевидения, увы, были смыты.
416111_original.jpg

Но наша самая главная задача — показать не только то, что было (мы не чувствуем себя пенсионерами!), но и то, что ансамбль существует по сей день и находится в отличной форме! Нынешний состав ансамбля достаточно молодой, и это хороший симптом: у коллектива есть перспективы.

Еще в январе прошлого года мы с Игорем Владимировичем обсуждали, как мы будем отмечать юбилей коллектива, а уже в марте он ушел из жизни. Но наш бенд-лидер дал нам в руки свою дирижерскую палочку, которая не дает нам права ни раскисать, ни распадаться как коллектив, а напротив, творчески расти и продолжать начатое им полвека назад дело. Благо что сам джаз — это бесконечная во всех смыслах история…

Напомним, что праздничный концерт в честь юбилея «Уральского диксиленда Игоря Бурко» состоится 5 декабря в Концертном зале имени С.С. Прокофьева. Начало в 18:30.



Сегодня | 11:05
Челябинский писатель номинирован на престижную литературную премию

В Москве объявлены лонг-листы Международной литературной премии «Антоновка. 40+». В номинацию «Проза» вошел челябинский писатель, в недавнем прошлом журналист «Южноуральской панорамы» Михаил Араловец.

02.04.2020 | 13:44
Заметки многодетки. Незастегнутое время писательницы с Урала Марии Солодиловой

Наша сегодняшняя гостья — писатель и весьма неординарная личность Мария Солодилова, наша землячка, родом из Миасса. Именно там она и написала свои первые рассказы. И все-таки, что заставило потянуться руку к перу?

31.03.2020 | 12:44
Война челябинской учительнице запомнилась студеными зимами и печеной картошкой

Всю жизнь челябинка Римма Мусатова (в девичестве Пигина) проработала учителем-словесником. И всю жизнь она помнила свое голодное военное детство.

26.03.2020 | 15:12
«Журналистика — это диагноз». Известному челябинскому мастеру пера исполняется 80 лет

Название статьи — это любимая поговорка Лидии Владимировны: «Журналистика — это диагноз». И она права. Тем более что в детстве ей прочили медицинскую карьеру.

Новости   
Спецпроекты