Балет в валенках. Почему Петрушка стал героиней?

14 Ноября 2021 Автор: Светлана Демцура Фото: автора
Балет в валенках. Почему Петрушка стал героиней?


Режиссер Александр Борок воплотил в жизнь идею, которую вынашивал много лет. В театре кукол состоялась премьера удивительного спектакля, в котором актеры и куклы не говорят ни слова, а просто танцуют.

Сказка без слов

На сцене Челябинского театра кукол родилась новая сказка без слов: воздушная, музыкальная, пластичная, волшебная, снежная. Это экспериментальный балет «Петрушка» под легкую джазовую музыку, навеянный одноименным произведением Стравинского. Однако премьерная постановка совсем не похожа на знаменитый классический балет, придуманный Игорем Федоровичем. В ней нет ярмарочных массовых гуляний, любовных свиданий, душераздирающей страсти, кровавых сцен с саблей. Единственная схожесть — знаменитые и хорошо узнаваемые персонажи: Петрушка, Арап и изящная Балерина. Новая танцевальная сказка существенным образом отличается от многочисленных кукольных спектаклей про непобедимого, неунывающего весельчака в красной рубахе и колпачке. Она мелодичная, невесомая и нежная, пронизанная современным танцем, который придает ей особое очарование и неповторимость. Сказка без слов, сотканная из красивых повторяющихся движений, кукольных домиков и мелодий старого шарманщика, настолько хрупкая, что кажется, если произнести хотя бы слово, она разобьется вдребезги на сотни-сотни осколков.

Петрушка - фото-Светлана-Демцура-20.jpg

Где царят мечты

С самого начала, входя в зал, зрители видят на сцене три большие ширмы. Центральная из них содержит три дверцы. Невольно задаешься вопросами: что за ними и почему же их три? Интрига. Как выяснится позже, за каждой из дверей действительно скрывается некто особенный: ожившие большие куклы — Петрушка (Александр Малышев), Балерина (Арина Згурская) и Арап (Артем Чистяков), а вместе с ними и маленькие куколки. Вообще у каждого персонажа несколько воплощений. Неожиданно возникают марионетки, перчаточные, вертепные и шарнирные куклы. В общей сложности появляется множество разных петрушек, балерин и арапов! При этом каждый персонаж существует в своем хореографическом стиле, имеет собственное настроение и даже цвет.
Периодически на ширмы отбрасываются огромные тени, которые причудливо двигаются, танцуют. Зрелище завораживает! Эта теневая игра создает интересные оптические иллюзии. Петрушка и Арап, к удивлению публики, становятся настоящими гигантами. И в этом есть что-то мистическое, таинственное, загадочное…

Кстати, во время спектакля ширмы напоминают холсты бумаги, где рисуются волшебные картины. Вмиг на полотнах возникает вечерний город. И вот уже видны силуэты небольших домиков с незашторенными окошечками, трапециевидными крышами и мансардами. Милые и уютные дома усыпаны снегом, светятся изнутри в ожидании какого-то чуда (художник Захар Давыдов). Передавая оттенки настроений героев, ширмы сперва раскрашиваются нежно-лавандовыми цветами, однако в определенный момент становятся синими, потом зелеными, а затем и вовсе вспыхивают ярко-алыми красками (художник по свету Анатолий Пристай). При этом декорации не статичны, они подвижны и с легкостью перемещаются, создавая абсолютно уникальное пространство, где царят мечты, фантазии и удивительные детские сны.

Петрушка -фото-Светлана-Демцура-9.JPG

Театральный чемоданчик

Несмотря на то что спектакль называется «Петрушка», история, придуманная режиссером Александром Бороком, на самом деле не про куклу балаганного театра, а про девочку (Екатерина Асанкина), которая безумно любит танцевать. Она живет танцем, она пропитана музыкой. Сразу видно, что в ее сердце звучат самые разнообразные мелодии, которые побуждают находиться в постоянном движении. Девочка пластична и изящна даже на улице в валенках и зимнем пальто. Казалось бы, как станцевать балет-фантазию в валенках? Хореограф Степан Баннов находит прекрасные и нестандартные решения! Движения женственны и милы. А обворожительная улыбка, взгляды, мимика юной танцовщицы красноречивее любых слов.

У главной героини, кроме танцев, есть еще одно сокровище — маленький, но такой бездонный театральный чемоданчик. В нем хранятся дорогие сердцу куклы: Петрушка, Арап и Балерина. Девочка прижимает чемоданчик к груди (не давая замерзнуть его обитателям в холодную вьюжную погоду). И чемоданчик реагирует: он шевелится, подпрыгивает, увлекая девочку в прекрасный кукольный мир: фантастический, таинственный, сложный, многогранный, где никогда не бывает скучно. Без особого труда зрители понимают, насколько сильна и велика любовь главной героини к куклам. Красивые, яркие, сильные, они зовут за собой. И девочка очаровывается ими, для нее они не просто игрушки в пестрых одеждах, это самые настоящие друзья, каждый со своим характером и особенным танцем.

Петрушка - фото-Светлана-Демцура-4.jpg

На поиски балерины

Как и любая сказка, спектакль полон неожиданных событий. Центральным из них является потеря друга — горячо любимой и обожаемой Балерины. Большое потрясение для маленькой танцовщицы! Поэтому она без долгих раздумий отправляется на поиски своей куклы.

Нельзя обойти стороной двух колоритных персонажей в спектакле — бесшабашных мальчишек в исполнении Тимура Ахмедова и Виталия Пилипенко. Они не могут усидеть на месте, постоянно шалят, балуются, носятся сломя голову, задорно играют. Их появление напоминает вихрь, порыв морозного ветра, который распахивает окна и двери, без предупреждения проносится мимо и изрядно бодрит. Именно им, по сюжету, суждено найти потерянную Балерину. Игрушка сразу привлекает внимание мальчишек, они тут же подхватывают ее и начинают увлеченно бегать, перекидывая друг другу необычную находку. При этом кукла танцует в воздухе! Действие происходит под jazz-rock, который похож на яркие цветные пятна, переливающиеся друг в друга.

Зимняя история кружит вместе со снежинками в танце и уносит зрителей на улочки вечернего города, где добрый Шарманщик (Анатолий Пристай) в клетчатом пальто и мятом цилиндре творит невиданные чудеса с помощью марионеток. Безумно интересно рассматривать мелкие детали, складочки на кукольных костюмах. Взмах ниточки — взмах руки, и крохотный Петрушка импульсивно двигается в свете цветных прожекторов.

Драматичен момент, когда главная героиня замечает пропажу в руках резвящихся мальчишек. Парни настолько увлечены игрой, что возвращать Балерину девочке даже не собираются. В конце концов на помощь юной танцовщице приходят три большие куклы. И в финале справедливость торжествует.

Александр-Борок-фото-Марат-Муллыев-3.jpg
Фото Марата Муллыева

Главная загадка

После спектакля режиссер Александр Борок отметил: «Для этого спектакля мы написали свое либретто. У нас изначально было желание придумать совершенно иную историю, отличную от существующего балета «Петрушка». Сперва мы хотели взять музыку Игоря Стравинского в аранжировке. Но затем родилась новая музыка. Ее написал композитор Андрей Занога. Таким образом, получился абсолютно авторский проект! Так как спектакль рассчитан на детей, его сюжет максимально прост, в основе предельно простая история: девочка играет со своими куклами, самая любимая из них, Балерина, теряется. Главная героиня ищет пропажу, сильно переживает по этому поводу, но в конце концов ее находит. Однако есть и другой смысловой ряд. Дело в том, что в нашем спектакле главная героиня тоже Петрушка. Не внешне, а внутренне. И это главная загадка премьерной постановки».

02.12.2021 | 13:53
Шапки и гуси. Удивительные совпадения на сцене театра кукол

Недавно главный режиссер Челябинского театра кукол вернулся из Москвы с дипломом международного фестиваля. Дело в том, что в ноябре объявили победителей Большого детского фестиваля. Лауреатом в номинации «Лучший спектакль театра кукол для детей в старшей возрастной категории» стала постановка Александра Борока «Полонез Огинского».

28.11.2021 | 18:08
Возвращая тебе историю. Как плейбэк-театр помогает ребятам из детских домов

Второй сезон в Челябинске реализуется проект «Плейбэк-театр», в котором участвуют воспитанники детских домов. Проект осуществляется благотворительным фондом «Выбираем жизнь» с использованием гранта президента РФ на развитие гражданского общества при поддержке министерства социальных отношений Челябинской области. Партнерами являются плейбэк-театр «Абажур», Школа кино и театра (ШКИТ), школа танцев Union Dance, а также благотворительный фонд «Мост».

02.12.2021 | 13:53
Шапки и гуси. Удивительные совпадения на сцене театра кукол

Недавно главный режиссер Челябинского театра кукол вернулся из Москвы с дипломом международного фестиваля. Дело в том, что в ноябре объявили победителей Большого детского фестиваля. Лауреатом в номинации «Лучший спектакль театра кукол для детей в старшей возрастной категории» стала постановка Александра Борока «Полонез Огинского».

03.11.2021 | 15:41
Челябинск представлен в номинациях «Золотой маски»

Спектакли Челябинского молодежного театра и Челябинского театра современного танца вошли в лонг-лист престижной театральной премии.

Новости   
Спецпроекты