В графике и фарфоре. Предания, сказания и легенды иной Москвы

5 Декабря 2021 Автор: Ирина Дурманова Фото: предоставлены автором
В графике и фарфоре. Предания, сказания и легенды иной Москвы


Челябинский художник Елена Щетинкина создала мистическую историю главного российского города.

15 акварельных работ московского зазеркалья, 15 легенд, в реальность которых верят многие москвичи, — это не простое повествование таинственных историй, а попытка дойти до сути, разгадать тайну московского притяжения. Челябинские поклонники изобразительного искусства знают: если открывается новая выставка Елены Щетинкиной, значит, стоит ждать неожиданного, предвкушать удивление и настраиваться на увлекательный разговор по содержанию экспозиции. Персональная выставка графики и фарфора «Калица» самого яркого и непредсказуемого художника столицы Южного Урала открылась в выставочном зале МАУ «Челябинский центр искусств».

Москва, столица России, в следующем году отметит свое 875-летие. Существует официальная богатейшая история города, но специалисты знают: в ней много белых пятен и черных дыр. Поэтому существует другая, параллельная история, основанная на легендах и сказаниях, она интересна, она будоражит воображение. Об этом написаны книги, и теперь в Челябинске появилась акварельная интерпретация таинственной столицы.

— Но я посмотрела на Москву не как на столицу, — рассказывает Елена Александровна. — Я задумалась: а чем она привлекательна и почему туда все едут? Оказывается, Урал и даже наш Аркаим связаны с Москвой. Есть легенды, которые рассказывают, что Москва — это место древнейших языческих капищ. Это сакральное место, и оно притягивает. И неслучайно Петербург пытались сделать столицей России, но он не удержался. Снова в Москву столица вернулась. Я много легенд слышала, естественно, читала Владимира Гиляровского, многих москвоведов. Кроме знаний нужны эмоциональные связи. И у меня есть какие-то свои точки притяжения. Когда я позвонила подруге-москвичке и сказала: «Ты стоишь? Можешь сесть, я сделала цикл о Москве». Она удивилась: как может человек, который живет в Челябинске, говорить о Москве? А вот может, через символы, в том числе архитектурные символы, через мифы, легенды. Я изучила и использовала весь материал, который только возможно.

11.JPG

— Так идея в Челябинске родилась или в Москве?

— В 2019 году я делала персональную выставку в галерее на Чистых прудах. Тогда я еще не планировала, что буду что-то делать о Москве. Мне было скучновато, и я попросила подружку, у которой мы остановились, дать мне что-нибудь почитать. И она мне дала книгу «Москва мистическая» Павла Глобы и Ольги Шиловой, которая меня увлекла. Я понимала, что во мне есть что-то невысказанное. И кто-то внутри меня сказал: именно ты будешь делать эту тему. Для меня это было такое неожиданное поручение.

— Пятнадцать работ — это оконченный цикл?

— Я не знаю. Пока ничего не могу сказать. Осенью проходила моя выставка в Казани, я окунулась в тюркский менталитет. И уже приехала с новой темой и новыми мыслями. Поэтому не могу сказать, будет ли это когда-то продолжено.

— А у вас бывают планы на завтра? Вы знаете, какая выставка будет следующей или какой следующий цикл работ вы создадите?

— Нет, я не строю великих планов и не люблю жить по чужой указке. Да, я знаю примерно, что буду делать, но часто бывают неожиданные развороты. Здесь все зависит от эмоций. Я сейчас понимаю, что в моем случае все идет от «слова». Я прочитала книгу «Москва мистическая». И это был толчком к тому, чтобы я вдруг развернулась, и все. Но я совсем немного почерпнула из книги. Я просто вышла на тот уровень мышления, который даже не ожидала. Стала копать. Понимала, что мне чего-то еще не хватает. Не хватало конкретных мест, я Москву не настолько хорошо знаю. В историю погружалась и очень много для себя сделала открытий.

15.JPG

— Можно говорить о творческом подъеме в вашей жизни?

— Я никогда не сидела ничего не делая, чтобы дождаться вдохновения. Со мной такого не бывает. Я просто не успеваю выполнить то, что задумала. Мне не хватает жизни. Задумки есть — выполнить тяжело. Но буду водить здесь экскурсии и продолжать работать. Есть художники, которые нос по ветру держат. У меня этого нет. Я не участвую в событиях. Иду, двигаюсь по своему пути. Это гораздо сложнее, чем работать в духе времени. Все в тебе и вокруг направлено только на твою идею. Это сложно, но интересно.

Для справки:

Елена Щетинкина, скульптор, график, живописец, художник декоративно-прикладного искусства, родилась в Читинской области, в 1969 году окончила Казанское художественное училище, в 1979 году — Московское высшее художественное промышленное училище (Строгановку). С 1979 по 1987 год работала главным художником на Южноуральском фарфоровом заводе. С 1987 года живет в Челябинске. В арсенале 32 персональные выставки, ее работы хранятся в музеях и частных коллекциях России и за рубежом.

Поделиться

09.05.2022 | 14:51
Артисты челябинской драмы подарили горожанам вечер военной песни

Спектакль-концерт «А песня тоже воевала…» в репертуаре Челябинского государственного театра имени Наума Орлова существует только для особого случая. Его показывают в период празднования Дня Победы и на него не продают билеты.

25.04.2022 | 12:31
«Донбасс» и «Урал». Два знаменитых коллектива встретились на челябинской сцене

В воскресенье, 24 апреля, в день Светлой Пасхи в концертном зале Челябинской филармонии имени Сергея Прокофьева горожане встречали заслуженный государственный академический ансамбль песни и танца «Донбасс».

08.05.2022 | 17:02
Под номером 1722. Военная история Челябинского института культуры

Второй корпус вуза был введен в эксплуатацию в 1937 году как челябинская школа № 58. Во второй половине тридцатых годов в Советском Союзе свершалась культурная революция и рекордными темпами строились образовательные учреждения.

25.04.2022 | 12:31
«Донбасс» и «Урал». Два знаменитых коллектива встретились на челябинской сцене

В воскресенье, 24 апреля, в день Светлой Пасхи в концертном зале Челябинской филармонии имени Сергея Прокофьева горожане встречали заслуженный государственный академический ансамбль песни и танца «Донбасс».

Новости   
Спецпроекты