Свой оркестр. В Челябинске отметили 60-летний юбилей знаменитого дирижера Адика Абдурахманова

3 Февраля 2022 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
Свой оркестр. В Челябинске отметили 60-летний юбилей знаменитого дирижера Адика Абдурахманова


Он мог бы жить в Санкт-Петербурге или в Москве, его всегда готова принять в свои ряды европейская музыкальная элита. Еще до начала музыкальной карьеры студент второго курса консерватории, одаренный флейтист стал победителем самого престижного конкурса в СССР, и это означало, что красная ковровая дорожка вверх, к звездам перед ним уже расстелена. Он мог бы стать богатым и…

Знаменитостью Адик Абдурахманов стал, вопреки обывательским представлениям, что звезды покоряются только столичным музыкантам. А про богатство? А кто сказал, что валютные счета и многочисленные объекты недвижимости способны сделать человека счастливым, если для него музыка и есть настоящая жизнь. Материальная составляющая конечно важна, но для истинного музыканта гораздо важнее возможность исполнять интересную, глубокую, красивую музыку, и чтобы она нужна была людям, и чтобы залы не пустовали, и чтобы каждый концерт дарил счастье тем, кто пришел его слушать, и тем, кто играет на сцене. И вот это все в полной мере сегодня есть у нашего юбиляра в родном городе.

Главный дирижер и художественный руководитель Челябинского симфонического оркестра, заслуженный артист РФ Адик Абдурахманов, честно признается: жалел, что тогда, в начале 90-х годов, поддался уговорам и остался в Челябинске. Лет двадцать жалел. Сейчас нет. У каждого свой путь. Его судьба — столица Южного Урала. Со своей лучезарной улыбкой он занял одно из ярких и почитаемых мест в мире классической музыки, он обогатил этот мир, сделал объемнее, красивее и убедил многих, как этот мир прекрасен, если в нем звучит хорошая музыка.

Абдурахманов_Ковалева_272947490_оркестр_музыканты_скрипка.jpg

И здесь уместно вспомнить, что главным аргументом уговоров остаться в Челябинске, когда перед Адиком Аскаровичем открывалось много других перспективных возможностей, было обещание обеспечить квартирой. Рожденные в Советском Союзе поймут: это весомый аргумент. К слову сказать, обещание не выполнили, и квартиру музыкант так и не получил. Собственным жильем он обзавелся, как и большинство челябинцев, с помощью ипотеки, выплатив долг за год до юбилея. Но что эти трудности по сравнению с тем, что в 2019 году осуществилась его главная мечта. В Челябинске появился первый симфонический оркестр. Его оркестр! С лучшими инструментами и лучшими музыкантами.

На юбилейном концерте основатель Фонда социальных, культурных и образовательных инициатив-2020 Ирина Текслер отметила, что Адик Абдурахманов, создав и возглавив оркестр, уже вошел в историю Челябинской области. И он ее еще заполнит яркими событиями, триумфальными гастролями, мировым признанием и новым звучанием классической музыки в столице Южного Урала.

Абдурахманов_Ковалева_272954787_.jpg

Лучшие музыканты, лучшие инструменты

— Я хорошо помню, как он появился в Челябинске, — вспоминает худрук челябинской филармонии Владимир Ошеров. — Очень хороший флейтист! И для оркестра оперного театра это было большое приобретение. Практически сразу он начал преподавать в музыкальной школе, училище, через какое-то время в институте культуры. И потом уже начал дирижировать в театре несколько спектаклей. В 90-х годах создали квартет «Классика», постепенно он вырос в струнный камерный оркестр. Где-то в 2003-2005 годах Алексей Пелымский, устроитель всего лучшего, что у нас есть, пригласил его в филармонию. Долго не было штатных единиц, они числились непонятно кем. В 2006 году камерный оркестр «Классика» стал штатным коллективом филармонии. С этого же времени стали собирать разовые симфонические оркестры на проекты. И вот тогда уже зародилась идея сделать свой симфонический оркестр. У нас его вообще никогда не было. Был театр оперетты, и при нем оркестр. В 1956 году, когда стали формировать оперный театр, кто-то очень мудрый передал его туда. Как это называется сейчас, оптимизировали. А в Свердловске у них так: был оркестр, потом открылся театр — родился второй оркестр. Потом появился еще один театр — третий оркестр. У них сейчас четыре оркестра в городе. А у нас все потеряли. А хотелось!

Абдурахманов_Ковалева_272978188_оркестр_музыканты_духовые.jpg

— Приезжает в регион Алексей Текслер — стали выходить на него, — продолжает Владимир Григорьевич. — Свою позицию выдвигал оперный театр. Они были категорически против, мол, всех музыкантов заберут себе! Мы с Абдурахмановым ходили по всем этим круглым столам, заверяли, что не нанесем урон театру. Губернатор пришел на фестиваль Дениса Мацуева, посмотрел на всю эту ситуацию. А он очень конкретный человек, ничего просто так не говорит. И он тогда сказал: «У нас будет симфонический оркестр!» Это было в марте, в апреле-мае уже подписали приказ. С июня объявили конкурс музыкантов. Стали закупать лучшие инструменты. С августа начали репетировать. А в ноябре уже оркестр поехал в Санкт-Петербург на международный культурный форум. Выступил с огромным успехом. Отсюда и пошел бум Челябинского симфонического оркестра. Сегодня у них невероятное количество концертов. Оркестр растет на глазах. Двигается вперед. Он уже входит в десятку лучших симфонических оркестров России, считая все московские и питерские. А его три года назад вообще не было! Но еще не вечер. Они поднимутся гораздо выше.

Его Эверест еще впереди

— Адик Аскарович для меня как учитель, хотя мы одного возраста, — рассказывает главный дирижер Уральского духового оркестра Игорь Ежов. — Я же военный дирижер, работал в Челябинском автомобильном училище до его закрытия. Там свои особенности, не каждый дирижер может выйти на плац и дирижировать сводным оркестром. И то направление, которым занимается Абдурахманов, у меня было меньше задействовано. Я учился у него: на концерты всегда ходил, слушал, смотрел. Он уже тогда пытался на базе камерного оркестра создавать симфонический. Он долго к этому шел. Я рад за него! А еще он прекрасный преподаватель по классу флейты. А это не каждому дано. А у него сколько флейтистов работает! И в Челябинске, и в других городах мира. Он и исполнитель, и преподаватель, и дирижер. И все с большой буквы. Предела совершенству, конечно, нет. Я уверен, что в последующие годы он очень ярко себя проявит. У него уже сейчас планы на два года расписаны, так же как у ведущих артистов Москвы и Санкт-Петербурга. Его жизнь — пример для музыкантов. Даже в самые сложные моменты не надо отчаиваться. Надо сделать один шаг, потом следующий, и вперед. Адик сделал много шагов, и все в гору. Может его Эверест еще впереди? Надо дальше брать эту высоту.

Абдурахманов_Ковалева_272923075_оркестр_музыканты.jpg

Абсолютно другие краски

— Когда в филармонию пришла «Классика», мы стали делать совместные программы, — говорит руководитель Камерного хора имени В. Михальченко Ольга Селезнева. — Это же просто мечта, когда есть возможность исполнять произведения в сопровождении оркестра. Это счастье для любого хорового коллектива! Это абсолютно другие краски, абсолютно другая подача звука! Адик Аскарович, он очень воспитанный, очень деликатный человек. Он всегда расположен к артистам, всегда очень внимателен, очень аккуратен в высказываниях. Важно для нас, что он играл на флейте. Флейта всегда сравнивается с голосом. А голос — это инструмент, который расположен ближе всего к душе. Человек поет душой. Мы теперь мечтаем о большом концертном зале, потому что наши сцены очень маленькие. Мы не вмещаемся. Приходится сокращать состав оркестра, чтобы исполнить что-то совместное. А нам хочется работать вместе. Еще столько неспетого, столько несделанного. Столько музыки прекрасной, которую мы бы хотели вместе спеть и сыграть. Симфонический оркестр — это огромное достижение в истории филармонии. Успехи всегда случаются вокруг личностей, а этими личностями стали Адик Абдурахманов и Алексей Пелымский: дирижер, который создал камерный оркестр, и директор, который понимал, что настоящей филармонии обязательно нужен симфонический оркестр. Звезды сошлись. У нас замечательный коллектив. Такое счастье — совместно творить и хорошо общаться. Крепчайшего здоровья я желаю нашему юбиляру, нескончаемой энергии, чтобы в его прекрасной голове продолжали рождаться идеи, новые творческие проекты. Главное, чтобы он не переставал творить. Радовать. Пусть себя бережет для всех нас.

Поделиться

18.05.2022 | 09:17
Страна сказок. Как преобразился челябинский Театр кукол

В Челябинске несколько лет было закрыто здание театра по улице Кирова, 8. Все это время артисты работали на разных площадках города, труппу никто не покинул, а даже наоборот, ее состав расширился. Вместе с ним и репертуар.

17.05.2022 | 18:07
«Такой взгляд». Необычная фотовыставка челябинской филармонии

Открытие фотовыставки Сергея Александрова и Анжелы Шефер «Такой взгляд», которое состоялось 16 мая в концертном зале органной и камерной музыки «Родина», — это очередное мероприятие челябинской филармонии, посвященное ее 85-летию.

17.05.2022 | 18:07
«Такой взгляд». Необычная фотовыставка челябинской филармонии

Открытие фотовыставки Сергея Александрова и Анжелы Шефер «Такой взгляд», которое состоялось 16 мая в концертном зале органной и камерной музыки «Родина», — это очередное мероприятие челябинской филармонии, посвященное ее 85-летию.

08.05.2022 | 17:02
Под номером 1722. Военная история Челябинского института культуры

Второй корпус вуза был введен в эксплуатацию в 1937 году как челябинская школа № 58. Во второй половине тридцатых годов в Советском Союзе свершалась культурная революция и рекордными темпами строились образовательные учреждения.

Новости   
Спецпроекты