На Южном Урале будут внедрять образовательный проект Русского музея
В Челябинске презентовали образовательный проект «История России в изобразительном искусстве».
Коллективная память
Сегодня ученые думают, как сделать историю интересной и увлекательной для детей. Мы откликаемся на самую актуальную проблему времени – формирование исторических знаний для сохранения нашей государственности, чтобы дети уважали собственную историю, прежде всего.
Проект адресован всем – интерес к истории всеобщий. И то, что сейчас мы большое внимание начинаем обращать на историю, чрезвычайно важно. История – это коллективная память. И если мы говорим сегодня о нашем национальном суверенитете, то мы должны дорожить этой памятью. У нас в стране 4,5 тысячи музеев самых разных профилей, среди них 460 художественных музеев, которые в своих фондах накопили колоссальный материал.
Фото Юлии Боровиковой
Мы не собираемся учить учителей, мы даем учителям новый ресурс — изобразительное искусство, – который расширяет предметную область истории. Мы не вмешиваемся в преподавание предметной истории. Есть внеурочная деятельность, и есть дополнительное образование. Историки, взяв в руки наши пособия, могут найти им приложение как угодно.
Воспитательный потенциал
Не буду оригинален, если скажу, что патриотизм воспитывается средствами искусства. Мы берем музейные экспонаты, если говорить о Третьяковской галерее или Русском музее, которые отобраны временем, поколениями прошлых эпох, экспертным сообществом. Это лучшие образцы живописного искусства, воспитательный потенциал которого исключительно важен.
Интерес к истории у живописцев просыпается во второй половине 19 века. И мера горячего участия в жизни страны, жизни народа, свойственная художникам того времени, раскрылась необычайно ярко. Если мы будем сравнивать русскую живопись второй половины 19 века с зарубежной, то таких проблем ни французская, ни немецкая, ни голландская живопись не поднимала. Русская живопись, в отличие от зарубежной, всегда отражала важные социальные темы. И сегодня работы, которые появляются на мировых аукционах «Сотбис» и «Кристис», стоят безумных денег потому, что там есть острота содержания и есть высочайший профессиональный уровень.
Совесть не спрячешь
В 19 веке открывается арт-рынок, и появляется целый ряд мастеров, который работал именно на рынок. Но совесть не спрячешь. Поэтому даже те художники, которые преподавали в царской семье, в свободное время писали картины социального содержания и показывали их на выставках. Искусство стало витриной реальной жизни.
«Сельский крестный ход на Пасху», Перов В.Г. (Третьяковская галерея)
Это не всем нравилось. Не нравилось, разумеется, и власти. Так, картина «Сельский крестный ход на Пасху» Василия Перова была запрещена как безнравственная. Такая же участь постигла еще одну картину живописца «Монастырская трапеза», которая была запрещена на 10 лет. И это было сплошь и рядом. Власть не хотела иметь такую открытую публицистическую критику.
Уже не в моде
Сегодня когда мы видим этакую вседозволенность в современном искусстве – можно все. В начале 20 века один из авангардистов даже говорил: «Если я плюну, это уже искусство». И сегодня таких плевков в изобразительном искусстве в частности и искусстве и культуре в целом много. Поэтому нам исключительно важен интерес к художественному образованию в контексте формирования знаний.
Что касается моды, вы скажете школьникам, что Моргенштерн (включен в список иноагентов) уже не в моде. Я музыкант в прошлом и смотрю все музыкальные каналы: «Муз ТВ», MTV и другие. Сегодня уже другие вкусы. Сегодня интерес к классике поднимается как волна. Собственно, и к истории тоже.
6+
Поделиться