Малые формы. В Челябинске неделю гостил «ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА»

12 Марта 2023 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
Малые формы. В Челябинске неделю гостил «ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА»


Весна в столице Южного Урала начинается с Международного фестиваля–лаборатории театров малых форм «ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА». В этом году он состоялся в десятый раз.

И только один год в истории фестиваля прошел без традиционных встреч под крышей НХТ. Но тогда отменили все массовые мероприятия из–за пандемии. Существует очень мало серьезных оснований, которые могут помешать сбору истинных и преданных людей театра, чтобы поговорить о творчестве.

Как мгновение

Семь дней, насыщенных событиями и напряженной работой экспертов. Пятнадцать театров, два из которых зарубежные. Ежедневные показы 2–3 спектаклей. Каждое утро обсуждение предыдущего фестивального дня. По данным директора фестиваля и директора НХТ Антона Токарева, всего за фестивальную неделю состоялось 19 показов. Для участия в столицу Южного Урала прибыло 206 гостей — экспертов, актеров и режиссеров из разных городов и разных театров. Спектакли посетили 3 тысячи 100 южноуральцев. За счет продажи билетов организаторы заработали в полтора раза больше, чем на прошлом фестивале.

«Главное, что с гостями фестиваля мы дышим одним воздухом, — говорит Антон Токарев. — У нас одна идеология и одни мироощущения. Получается сплав единения и продуктивного общения. Из этого всегда что–то получается очень интересное. А итоги будем подводить весь год, вплоть до следующего фестиваля».

Человек-театра_Про-главные-ценности_фото_Людмилы_Ковалевой_22039.jpg

Про главные ценности

«Нам удалось посмотреть почти всю программу фестиваля, — рассказывает старший преподаватель кафедры актерского мастерства ВГИКа, ведущая радио «Культура», актриса Татьяна Бондаренко. — Очень разные спектакли, разные коллективы. Всех объединяет замысел фестиваля. Я с удовольствием смотрела. Мне интересно, чем дышит провинция. Кроме того, увидела прекрасные работы театров Санкт–Петербурга и Москвы, которые я не успеваю посмотреть на месте в силу своей загруженности. Это и праздник, и радость узнавания. Как будто открываешь ларец, а там самоцветы. Все такое драгоценное!»

Татьяна Бондаренко в составе творческого дуэта с Сергеем Старостиным показали два потрясающих спектакля: «Письма мордобитны — получите, распишитесь!» по сказкам Степана Писахина и «Русь взвихренная» (к 100–летию русской революции). Если говорить об особенностях прошедшего фестиваля, надо сказать, что все работы, которые привезли участники, носили не развлекательный характер. Исторические события и эпохи, внутренние переживания героев спектакля в трагические или драматические моменты жизни.

Перед стартом художественный руководитель фестиваля и НХТ Евгений Гельфонд заявил, что его участники считают необходимым обозначить свою гражданскую позицию. В день открытия прошел концерт «ЧЕЛОВЕК ТЕАТРА» в поддержку защитников Отечества». Театры привезли в Челябинск то, что способствует серьезному разговору о судьбе России, о главных человеческих ценностях и настоящих чувствах.

Человек-театра_фото_Людмилы_Ковалевой_22058.jpg

Посвящение блокадникам

Одним из самых ярких по надрыву и эмоциональному накалу стал моноспектакль театра «Монплезир» (г. Санкт–Петербург) «Ленинградская симфония» в исполнении художественного руководителя театра Игоря Ларина. Это его личная история. В постановке использованы семейные письма и голос мамы Игоря, которая рассказывает, как там все было в эти 900 блокадных дней. Игорь Ларин считает, что фестиваль — это то место, где можно и нужно показывать дорогие сердцу и сокровенные работы.

«Я разъезжаю по разным городам России, — говорит Игорь. — Много видел истинных людей театра, которые не претендуют на сценическую славу. Они просто проживают тихие, скромные жизни, преданно служа своему делу. Вот это настоящие люди театра. Больше чем те, которые зубами выгрызают себе короткую славу. Мне кажется, что на этом фестивале таких людей много. Мы не в первый раз сюда приезжаем. В разных регионах разная театральная жизнь: где–то она конфликтная, где–то условная. Вот здесь она живая, потому что люди хотят, беспокоятся, ждут и как–то очень трепетно относятся друг к другу. Это очень ценно».

photo_2023-03-01_09-48-55 (2).jpg

По крупицам

«Фестиваль — это встреча с друзьями. Всегда волнуемся: получится, не получится, — признается художественный руководитель Вологодского камерного драматического театра Яков Рубин. — Огромная ответственность, потому что планка высокая. Получаем по мозгам, когда заслужили. Иногда нас хвалят. И это радостно. Мы ждем любого отзыва, любого встречного движения».

«Это особый фестиваль, куда действительно приезжают друзья, — соглашается художественный руководитель Пермского театра «У моста» Сергей Федотов. — Когда нас приглашают, мы знаем, что приедем и увидим очень много интересного. В фестивальных спектаклях всегда видно движение в сторону артиста, в сторону психологического театра, в сторону внимания к личности. Здесь редко бывают модернистские формы, здесь больше человеческого театра».

Человек-театра-Ковалева.jpg

«Искусство театра удивительное, — говорит доктор искусствоведения, профессор ГИТИС, член экспертного совета фестиваля Нина Шалимова, — потому что каждый спектакль рождается при тебе и в тебе. Нельзя отмотать и еще раз что–то посмотреть. В театре этого нет. На твоих глазах течет творимая актером жизнь. Ты не можешь ее остановить и не можешь ее исправить. Когда это делается артистично, вдохновенно, искренне, честно, тебе хочется, чтобы это длилось, длилось и длилось. Это дает такое печально пронзительное переживание. Печальное, потому что вот это было, а через секунду этого не будет уже никогда. Единичность, неповторимость столь странного искусства, каким является театр, чувствование, желание этого искусства и делает человека Человеком театра. Фестиваль ценен тем, что здесь существует многоголосье, которое стремится к согласию. Но при этом ни один стремящийся не теряет себя. Каждый сохраняет в этом многоголосье свой индивидуальный голос».

Поделиться

23.07.2024 | 12:03
Пламя в степи. Фестиваль исторической реконструкции вновь прошел на Аркаиме

Более двух с половиной тысяч гостей посетили фестиваль «Пламя Аркаима», который в восьмой раз прошел в Брединском районе. Колесо истории прокатилось в этот раз из каменного века в эпоху бронзы и дальше в новое время к стрельцам XVII века и зарубежным походам императора Александра I.

20.07.2024 | 18:48
Сказки без штампов. Какие эскизы могут стать спектаклями на большой сцене

Завершилась работа четвертой режиссерской лаборатории замыслов «Контур. Сказки» в Челябинском молодежном театре.

16.07.2024 | 11:04
Эффект музыки. Чем запомнился второй день «Курчатов-феста»

Организаторы главного культурного челябинского события лета 2024 года абсолютно не волновались за его творческую часть. И звезды, и программа — все самое лучшее, все как любят истинные поклонники классического искусства.

12.07.2024 | 11:48
Не по нотам. Как в Челябинске стартовал «Курчатов-фест»

А ведь это был даже не выходной, а будний день недели, 11 июля. И довольно позднее время начала концерта, 20:00, сулило большие проблемы с возвращением домой. Однако, несмотря на эти неудобные бытовые детали, к назначенному часу на площади Науки в столице Южного Урала стали собираться зрители.

Новости   
Спецпроекты