Символы балета. В Челябинске прошел самый трогательный южноуральский фестиваль

18 Июня 2023 Автор: Ирина Дурманова Фото: Людмила Ковалева
Символы балета. В Челябинске прошел самый трогательный южноуральский фестиваль


Сложно найти регион, где так любят фестивали, как в Челябинской области. Их много, и они разные. У каждого фестиваля своя прелесть, своя изюминка, свои завсегдатаи. Ни один из них не появился по директиве сверху. Их придумали люди по душевному зову. Их любят, берегут и делают все возможное, чтобы традиции сохранялись.

На минувшей неделе Челябинский театр оперы и балета им. Глинки традиционно завершил свой 67-й сезон фестивалем «В честь Екатерины Максимовой», единственным в России, который носит имя великой русской балерины. В этом году он проводился в четырнадцатый раз.

Немного истории

Если говорить об истории этого фестиваля, надо перенестись во времени больше чем на полвека назад. В 1970 году в Челябинск впервые приехала известная балерина Екатерина Максимова со своим партнером Владимиром Васильевым. Это были обычные гастроли в незнакомый суровый уральский город. Однако прием был настолько теплым, что про суровость края звездный дуэт как-то сразу забыл. Они увидели город, в котором живут истинные ценители высокого искусства.

С того момента звезды Большого театра стали бывать в Челябинске чаще. Владимир Васильев поставил здесь два балета: «Анюту» Валерия Гаврилина и «Золушку» Сергея Прокофьева. В конце 90-х на службу в театр поступила ученица Екатерины Максимовой, которая стала «самой-самой» примой челябинского балета, Татьяна Предеина.

В 2002 году состоялся первый фестиваль «В честь Екатерины Максимовой». Звездная балерина представила на нем своих лучших учеников. Традиция продолжилась. В октябре 2008 года Екатерина Сергеевна приезжала в южноуральскую столицу в последний раз. Это был пятый по счету фестиваль и 50-летие творческой деятельности легендарной балетной пары. В апреле 2009 года великой балерины не стало, и фестиваль на время сделал паузу, пока Владимир Васильев не предложил вернуться к идее, изменив формат, заострив внимание на балетных премьерах и открытиях сезона. 

Фестиваль_Ковалева_Раймонда_24038.jpg

Все звезды к нам

С того самого времени лучшие театры приезжают в Челябинск, считая за честь представить свое искусство на именитом фестивале. И мы увидели, что этот высокий вид искусства процветает не только в столичных городах, но и в самых отдаленных от центра уголках России.

По традиции программу фестиваля открывает премьера челябинского балета. В этом году зрители восторженно приняли «Раймонду» Александра Глазунова, которую считают вершиной балетного искусства. Гостей на этот раз представил Большой театр Республики Беларусь, главным балетмейстером которого год назад стал премьер Мариинского театра, заслуженный артист России Игорь Колб.

— Да, большая часть моей жизни прошла в Мариинском театре, — рассказывает звезда российского балета. — Это тот необходимый опыт, который создал высокую планку, к чему я сейчас стремлюсь благодаря возможности быть главным балетмейстером театра Беларуси. Часто именно в региональных театрах происходят самые интересные события. Невероятно приятно, что в рамках обменных гастролей мы попали на фестиваль Екатерины Максимовой. К сожалению, я с ней не был знаком, но до сих пор прекрасно общаюсь с Владимиром Васильевым. Васильев и Максимова — это красивая история балета и большой любви.

Фестиваль_Ковалева_Анна-Каренина-(11).jpg

Драма Карениных

Белорусский театр привез в Челябинск два балетных шедевра — «Лебединое озеро» и «Анна Каренина». О первом спектакле можно говорить как о самом популярном балете, который ставят все театры. А вот история трагической любви, переданная в романе Льва Толстого, на балетной сцене воплощается очень редко.

— Наш театр славится драматическими спектаклями, где ты можешь прожить целую жизнь, а не просто показать технику исполнения, — говорит исполнительница главной партии заслуженная артистка Республики Беларусь Марина Вежновец. — Наш балетмейстер Ольга Костель стремится передать, что Анна Каренина — это сильная личность, которая не может жить во лжи. Она не может делать вид, что в семье все хорошо, когда на самом деле все плохо. У нас все-таки эту женщину жалко. А в книге нет. Там мы ее осуждаем.

— В нашей интерпретации и роль Алексея Каренина более многогранна, чем она описана в романе Толстого, — подтверждает народный артист РБ Игорь Артамонов. — Мой герой абсолютно равноправный персонаж истории, как Вронский и Анна. Он терзаем всевозможными сомнениями, потому что ситуация невероятно сложная. Он разрывается между собой, ребенком, Анной и своим положением в обществе. Конечно, он безумно любит Анну, и тут не только все завязано на отношении окружающих к этой ситуации, а еще и то, что он теряет любимого человека.

— Не ожидали, что Урал вас встретит такой жаркой погодой?

— Мы не ожидали, что Урал нас встретит таким жарким приемом. Тот резонанс, который мы получали из зала, он колоссальный. Челябинск стал основным городом нашего тура, потому что Екатерина Максимова — одна из самых гениальных балерин. Я не буду даже говорить «нашего времени» — на все времена.

photo_2023-06-11_12-36-47.jpg

На сцене в честь юбилея

Завершающим аккордом XIV Международного фестиваля «В честь Екатерины Максимовой» стал грандиозный гала-концерт «Татьяна Предеина приглашает…». В нем приняли участие ведущие солисты челябинского театра Лири Вакабаяси и Кубаныч Шамакеев, Екатерина Хомкина-Сафронова, Зураб Микеладзе, Дарья Бадыкова (Демченко), Валерий Целищев и Алексей Шакуро. К нам приехали солисты Пермского театра оперы и балета Томонэ Кагава и Сергей Угрюмов, премьеры театра «Кремлевский балет» Екатерина Первушина и Михаил Евгенов.

Наивысшим по накалу стало выступление народной артистки РФ Татьяны Предеиной, которая снова вышла на сцену! Дата концерта совпала с ее 55-летним юбилеем. Прекрасная возможность поздравить звезду челябинского балета!

— Дорогая, любимая Татьяна Борисовна, — обратилась к балерине со сцены основатель Фонда социальных, культурных и образовательных инициатив-2020 Ирина Текслер. — 28 лет вы служите в нашем театре. Исполнив все главные партии, сегодня передаете опыт артистам. И уже ваши ученики покоряют олимпы и прославляют наш театр. Я считаю, что Татьяна Предеина — великая русская балерина. И сегодня мне выпала огромная честь вручить вам высшую региональную награду — медаль «За заслуги перед Челябинской областью» I степени.

Надо ли говорить, какой была реакция зала? Аплодисменты зашкаливали! Любовь зрителей — самая дорогая награда для артиста. Что касается медали, зрители были рады, что заслуги ученицы Екатерины Максимовой, которая очень многое сделала для того, чтобы челябинский балет держал высокую планку, оценены по достоинству.

фото_Людмилы_Ковалевой_24541.jpg

Поделиться

23.07.2024 | 12:03
Пламя в степи. Фестиваль исторической реконструкции вновь прошел на Аркаиме

Более двух с половиной тысяч гостей посетили фестиваль «Пламя Аркаима», который в восьмой раз прошел в Брединском районе. Колесо истории прокатилось в этот раз из каменного века в эпоху бронзы и дальше в новое время к стрельцам XVII века и зарубежным походам императора Александра I.

20.07.2024 | 18:48
Сказки без штампов. Какие эскизы могут стать спектаклями на большой сцене

Завершилась работа четвертой режиссерской лаборатории замыслов «Контур. Сказки» в Челябинском молодежном театре.

16.07.2024 | 11:04
Эффект музыки. Чем запомнился второй день «Курчатов-феста»

Организаторы главного культурного челябинского события лета 2024 года абсолютно не волновались за его творческую часть. И звезды, и программа — все самое лучшее, все как любят истинные поклонники классического искусства.

12.07.2024 | 11:48
Не по нотам. Как в Челябинске стартовал «Курчатов-фест»

А ведь это был даже не выходной, а будний день недели, 11 июля. И довольно позднее время начала концерта, 20:00, сулило большие проблемы с возвращением домой. Однако, несмотря на эти неудобные бытовые детали, к назначенному часу на площади Науки в столице Южного Урала стали собираться зрители.

Новости   
Спецпроекты