Любава & скоморохи. Эффектные дебюты в опере «Садко» на челябинской сцене

11 Февраля 2024 Автор: Людмила Ковалева Фото: автора
Любава & скоморохи. Эффектные дебюты в опере «Садко» на челябинской сцене


На нашей сцене премьера оперы композитора Николая Римского-Корсакова в постановке заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Стародубцева (Москва) состоялась в 2020 году.

И получился «Садко» — зрелищный масштабный спектакль с мощными вокальными работами солистов. Постановка, безусловно, стала одной из великолепных страниц в оперной афише театра и надолго вписалась в репертуар.

В один из январских дней на сцене состоялось несколько первых выступлений молодых артистов в солирующих партиях. Екатерина Пыжова спела волнующую Любаву, супругу купца Садко. Борис Оношко и Александр Бабаев воплотили на сцене образы скоморохов.

Садко_2024-01-15_09-26-38 (3).jpg

Партия Любавы, жены Садко, ярко демонстрирует не только вокальный, но и актерский талант исполнительницы. А новая партия всегда знаковое событие для любого артиста. Екатерина Пыжова несколько лет в труппе челябинского театра, но первое знакомство с музыкальным произведением состоялось еще в студенческие годы.

— К партии Любавы я долго готовилась, получилось три своеобразных подхода к этому глубокому материалу, — делится Екатерина Пыжова. — Впервые я пела Любаву в институте, но не очень понимала образ. В театре начала учить партию несколько лет назад, искать подходы, краски, пересмотрела много разных постановок. И вот, наконец-то, случился дебют! Очень счастлива!

Композиторы не часто балуют меццо-сопрано настолько выразительными женскими образами, каким стала Любава из оперы «Садко». Довольно часто для этого голоса сочиняют мужские образы.

Садко_2024-01-15_Екатерина Пыжова - Любава.jpg

— Для меня Любава — воплощение настоящей русской женщины, которая очень любит своего мужа-мечтателя, — говорит Екатерина Пыжова. — Она любит его, ждет много лет и прощает. Такая большая, великая русская любовь. Кроме того, эта партия — стопроцентное попадание в мой голос. Высокое меццо-сопрано как раз то, что мне очень подходит. Безусловно, еще буду наполнять красками вокальное исполнение, делать более свободным тембр. Русское слово должно звучать очень ясно, напевно.

Помощник главного режиссера театра Ольга Колганова помогала Екатерине работать над образом Любавы.

— Екатерина очень думающая артистка, — рассказывает Ольга Калганова. — Она старается проникнуть в замысел композитора, обдумать и обосновать каждую ноту в партии. Поэтому образ Любавы у нее получился целостным и очень живым.

Садко_главное_2024-01-15_Павел Чикановский - Садко.jpg

«Садко» — настоящая эпическая опера, продолжающая традиции русской оперной классической музыки. Одна из самых заметных и красивых музыкальных сказок, раскрывающая уникальный стиль русского композитора Римского-Корсакова. Дирижер Александр Матушкин отмечает неповторимую гармоничность и тончайшие полутоновые переходы в музыке великого композитора.

— Сочинения Римского-Корсакова говорят сами за себя, — рассказывает Александр Матушкин. — Настолько красочную, колористическую музыку редко у кого можно встретить. Для меня Римский-Корсаков в музыке и Айвазовский в живописи — это два великих человека, которым удалось настолько полно и реалистично средствами искусства описать море.

Артист-вокалист, солист Борис Оношко поступил в оперную труппу челябинского театра в 2020 году, и в начале 2024 года вышел на сцену в партии скомороха Дуды. Оперными скоморохами быть особенно непросто, роль в чем-то сродни работе тамады на разудалом празднике. Одновременно требуется весело, задорно отплясывать и тут же петь серьезный вокальный материал.

Садко_2024-01-15_Борис Оношко (в галстуке) и Александр Бабаев - Скоморохи.jpg

— С партией скомороха я познакомился впервые, когда еще был стажером в театре, — делится Борис Оношко. — Очень рад, что теперь довелось исполнить ее на сцене. Но комическое амплуа одно из самых сложных для исполнения. Мне запал в душу образ скомороха в исполнении Ролана Быкова из фильма Тарковского «Андрей Рублев». Несколько раз пересматривал эту сцену, переосмысливал и старался работать в том же ключе.

Солист оперы Дмитрий Никитин, как наставник по вокалу, несколько лет занимался с Борисом Оношко, помог подготовиться к поступлению в аспирантуру Уральской консерватории.

— Борис в творческом плане значительно вырос за это время, — говорит Дмитрий Никитин. — Партия необычная, очень речитативная. Нужно обладать хорошей дикцией и полетным звуком. По тесситуре песня низковата для баритона, но считаю, что с задачей Борис справился.

Стоит отметить, что для постановки на челябинской сцене музыкальный материал претерпел небольшие сокращения, за счет чего опера приобрела динамичность и особенную емкость материала.

Садко_2024-01-15_дирижер Александр Матушкин.jpg

— Дебютанты молодцы, — поддерживает молодых артистов дирижер Александр Матушкин. — Для каждого из них новая партия — значимый этап в карьере. Появилась роль классом выше, и есть над чем работать, появляются перспективы роста и творческого развития. Это уже не просто выпускники консерватории, наши артисты грамотно строят работу над образами, сотрудничают с дирижером, взаимодействуют с оркестром. Очень скрупулезно и плодотворно поработали.

Постановка спектакля осуществлена при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

photo_2024-01-15_09-22-33 (6).jpg

Поделиться

Вчера | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

25.04.2024 | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

25.04.2024 | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

21.04.2024 | 18:04
Нравится или нет. Лучшую пьесу о буллинге представили в Челябинске

В Челябинском молодежном театре состоялась премьера спектакля по пьесе Игоря Витренко «Яна всем нравится (нет)». Произведение сильное, непростое, повествует о спорах за влияние в молодежной среде.

Новости   
Спецпроекты