Отказались от Чайковского. Музыку к балету «Татьяна» написала челябинка Лера Ауэрбах

12 Ноября 2014
Отказались от Чайковского. Музыку к балету «Татьяна» написала челябинка Лера Ауэрбах

Премьера балета «Татьяна» в России

Премьера балета «Татьяна» в России

Хореографа Джона Ноймайера, директора Гамбургского балета, при жизни называют гениальным. Его спектакли идут на сценах всего мира, вызывая восторг, споры, бурную реакцию зрителей.

В зеркальном отражении

Несколько дней назад шумно прошла премьера нового балета Ноймайера «Татьяна» на музыку Леры Ауэрбах в Московском театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Этого события — нового прочтения пушкинского «Евгения Онегина», ждали. Мировая премьера балета летом этого года в Гамбурге прошла с большим успехом. Что же говорить о российской публике, для которой «энциклопедия русской жизни» есть «наше все»?

Спектакль заранее объявили одним из самых громких событий нового концертного сезона. И это случилось. На премьере, которая прошла несколько дней назад в театре Станиславского, публика разделилась: одни кричали «гениально», другие совершенно не восприняли современный балет с бритоголовым Онегиным, обвиняя Ноймайера в неуважении к Пушкину. Однако давно известно, что споры происходят, как правило, в одном случае. Когда произведение талантливо и неординарно.

Читателям будет интересно узнать, что это уже не первый балет Ноймайера, для которого он заказывает музыку Лере Ауэрбаx. Она родилась и выросла в Челябинске, где юную Валерию Авербах, стипендиатку фонда «Новые имена» многие отлично помнят. Лера сейчас живет в Нью-Йорке и является одним из самыx востребованныx современных композиторов. Талантливая пианистка, лауреат международных конкурсов, Лера на одном из своих концертов столь поразила Джона Ноймайера, что он пригласил ее к сотрудничеству. И оно длится много лет. Взгляды хореографа и композитора на роман «Евгений Онегин» тоже оказались близки. Прочитав пушкинскую поэму, хореограф согласился с мнением Леры, что главным героем поэмы является вовсе не Онегин, а столь любимая самим Александром Сергеевичем Татьяна.

Сама Лера, признанная Обществом пушкинистов Нью-Йорка в 1996 году лучшим поэтом года, свое отношение к Пушкину, которого считает самым любимым поэтом, выразила в эссе «Зазеркалье», написанном перед мировой премьерой в Гамбурге. Написала, что когда ей было одиннадцать лет, она приняла вызов друзей и выучила наизусть всего «Евгения Онегина». Призналась, что тогда роман еще не был ей так близок. Сегодня она понимает: «Онегин» построен на зеркальных отражениях, и как это важно для структуры балета. Татьяна пишет письмо Онегину в первом акте балета. Онегин пишет Татьяне во втором. Празднование в доме Лариных в первом акте «отзеркалено» во втором петербургском бале. Отказ Онегина Татьяне отражается отказом Татьяны Онегину в финальной сцене.

«Вечный день». Премьера в Москве

О премьере уже много пишут. В европейском VEB — журнале «Афиша» появилась рецензия «Мечты Ноймайера о пушкинской Татьяне», где есть такие строки:

Ноймайер отказался от музыки Чайковского. Он создал новый балет на музыку, специально написанную Лерой Ауэрбах, которая получила широкую известность как композитор, пианист, поэт, уже обращавшийся к русской литературной классике…

Это в высшей степени успешное творческое сотрудничество композитора и хореографа…

В результате плодотворной работы родилось богатейшее и масштабное произведение. Лера сочинила прекрасную музыку, насыщенную возвышенной пушкинской поэзией и одновременно утонченной чеховской духовностью.

По мнению исполнительницы главной партии балерины Дианы Вишневой, в этом спектакле очень многое диктует музыка. У каждого героя своя тема и свой пластический язык. «Все очень точно разложено, и ты танцуешь не под музыку, а своим танцем рождаешь эту музыку. Очень интересная была работа: непростая, кропотливая и длительная. Даже не припомню в своей карьере, чтобы я так долго готовила свою роль».

«В моей студии над столом висит автопортрет Пушкина, — пишет Лера в своем эссе, набросок из отдельных линий, пространствo между которыми дополняется воображением.

Я вижу себя маленькой девочкой, запоминающей танцующие рифмы. Я вижу себя нынешнюю, старше бессмертных героев пушкинского романа. Оба отражения соединяются через строки на страницах книги, будто рука касается к руке сквозь зеркало памяти».

Спектакль родился, он уже живет собственной жизнью, к рождению которой причастны истинные таланты.

Леру, как талантливую пианистку, приглашают с концертами во множество стран. Но она редко соглашается. Ее график заказов на новые сочинения расписан до 2018 года. И все же Лера в разговорах признается, что с удовольствием бы приехала на гастроли в Россию. И, особенно, в Челябинск, который она всегда помнит и любит.

И в заключение: 22 ноября в Москве Национальный филармонический оркестр России исполнит симфоническое произведение Леры Ауэрбах «Вечный день» (русская премьера). Дирижер Владимир Спиваков.


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты