Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Южный Урал готовится к театральному фестивалю «Камерата»

11 Сентября 2008 Автор: Моргулес Ирина Израилевна

X Международный театральный фестиваль пройдет 29 сентября — 7 октября. Да, нынешняя «Камерата» юбилейная — десятая. А всего фестивалю 16 лет, просто были годы, когда периодичность соблюсти по разным причинам, чаще всего финансовым, не удавалось. Тем не менее фестиваль выжил, обрел свое, отличное от других театральных смотров лицо.

X Международный театральный фестиваль пройдет 29 сентября — 7 октября. Да, нынешняя «Камерата» юбилейная — десятая. А всего фестивалю 16 лет, просто были годы, когда периодичность соблюсти по разным причинам, чаще всего финансовым, не удавалось. Тем не менее фестиваль выжил, обрел свое, отличное от других театральных смотров лицо.

А начиналась «Камерата», как вспоминает художественный руководитель Камерного театра, заслуженный деятель искусств России, председатель экспертного совета фестиваля Виктория Мещанинова, не от хорошей жизни. Начало девяностых годов было для театров страны временем растерянности и непредсказуемости перспектив.

Каким должен быть репертуар, чтобы привычная публика, потерявшая интерес к театру, обедневшая финансово, вновь вспомнила, что театр есть и он может стать под- держкой, опорой, средством объединения людей? И самим театрам — каждому в отдельности — было трудно ориентироваться, найти баланс между искусством и кассой. Гастроли почти прекратились, а знать где, что, как, с каким успехом идет на сценах страны, было необходимо.

— Мы начали с приглашений знаменитостей, но не просто популярных имен, а людей, творчество которых представляет лучшее, что было тогда, да и осталось, как показало время, таким и в наши дни,— говорит Виктория Николаевна.— Сергей Юрский, Валентина Талызина, Александр Филиппенко, Геннадий Хазанов и другие показывали в нашем театре лучшие или просто новые свои работы.

Не один Камерный театр из Челябинска почувствовал необходимость «сверки часов» с другими театральными коллективами. Фестивали, сначала как замена гастролям, потом как необходимое составляющее театральной жизни страны, стали множиться, почти в каждом городе, где есть сцена, возникал свой фестиваль, а то и не одни. Исчезали и новые, и еще со времен советской власти существовавшие фестивали тоже во множестве. Сумели выстоять, укрепиться, стать притягательными как для театров, так и для зрителей лишь те, создатели которых сумели, пусть не сразу, пусть ошибаясь, меняя время от времени курс, все же найти свою нишу в многообразии театральной действительности.

«Камерата» — среди устоявших. Хотя путь, который вы-брал Камерный театр для своего фестиваля, возможно, самый рискованный.

— Мы приглашаем на «Камерату» лишь те спектакли, которые отличаются поиском современных, экспериментальных средств создания зрелища,— говорит Мещанинова.— Не имеет значение, академический ли театр примет участие в очередной «Камерате» или группа артистов с режиссером и сценографом, собравшиеся для того, чтобы высказаться по волнующему их поводу на своем театральном языке.

Виктория Николаевна говорит о том, что постепенно создался круг театров, для которых «Камерата» стала своеобразной лабораторией, где они проверяют на профессиональном жюри, коллегах и искушенном зрителе свои творческие находки. Здесь заметнее удачи и просчеты, яснее видятся перспективы.

— А еще сейчас «Камерата» стала местом, где становится понятно, чем живут театры на пространстве России. И не только.— Виктория Николаевна очерчивает географический разброс нынешней «Камераты». На западе это Польша, Советск Калининградской области, на востоке — Красноярск, Прокопьевск. И хотя особое внимание мы обращаем на театры провинциальные, считая, что их поиски и находки могут привлечь внимание театральной общественности именно у нас, московские, петербургские театры наши постоянные участники.

Подготовка такого крупного театрального конкурса — дело, понятно, очень хлопотное. Всегда возможны неожиданности. Например, в нынешней «Камерате» мы не увидим спектакли, которые еще недавно стояли в афише. Из-за военного конфликта не приедет коллектив из Тбилиси «Театральный подвал», а привезти они собирались «Превращение» Кафки, из-за занятости одного из исполнителей челябинцы не увидят новую работу постоянного участника последних «Камерат» петербуржца Александра Баргмана. Группа руководимых им артистов собиралась привести чеховского «Иванова». Заболел петербуржец Алексей Девотченко. «Авторский театр» должен был показать его монодраму «De profundis. Послание с того света» Оскара Уайльда.

Но так или иначе — афиша сверстана. В ней есть старые знакомцы и совершенно новые труппы. Разнообразие драматургии, жанров, школ… Дело за зрительским выбором.

Так «Камерный театр» открывает сезон. И сразу же за фестивалем — премьера. Виктория Мещанинова ставит пьесу петербуржца Олега Ернева «Когда спящий проснется». Это комедия положений.

Дальнейшие планы тоже интересны…

23.01.2021 | 15:45
Век «Омнибуса». Златоустовский драмтеатр отметил столетний юбилей

Конечно, может быть, вы до сих пор верите известному афоризму Станиславского «Театр начинается с вешалки». Что ж, ваше право!

12.01.2021 | 16:09
Второе дыхание. Старейший в городе кинотеатр открылся после реконструкции

Теперь «Знамя» доступен и для зрителей с ограниченными возможностями.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты