Гордая порода

17 Октября 2008 Автор: Моргулес Ирина Израилевна

Народная артистка России Людмила Хитяева стала гостем III зрительского кинофестиваля имени С.И. Герасимова «Любить человека». Летом 1958 года я посмотрела в кинотеатре имени Пушкина новый фильм «Екатерина Воронина». Тогда меня, год назад окончившую школу, совсем не волновала борьба молодой передовой специалистки с консерваторами в руководстве речного порта и пароходства. Но героиня!..

Гостем III зрительского кинофестиваля имени С.И. Герасимова «Любить человека» стала народная артистка России Людмила Хитяева.

Летом 1958 года я посмотрела в кинотеатре имени Пушкина новый фильм «Екатерина Воронина». Тогда меня, год назад окончившую школу, совсем не волновала борьба молодой передовой специалистки с консерваторами в руководстве речного порта и пароходства. Но героиня! Редкой красоты актриса играла главную роль: русоволосая, синеглазая, статная, крепкая — идеальный славянский тип, из тех русских женщин, что «коня на скаку» и так далее.

Мне говорили, что она хорошо выглядит. Почему нет? В любом возрасте кто-то выглядит лучше, кто-то не очень…
О возрасте женщины, тем более актрисы, говорить не то что не принято, просто невежливо. Но в мире интернета все условности размылись, удержать что-либо в секрете стало просто невозможно.
На месте Людмилы Ивановны Хитяевой я бы носила на груди бэджик с надписью «мне столько-то лет» с точным указанием возраста. Пусть читают, не верят, завидуют и жалеют, что упущены их собственные годы, когда могли приложить старания для того, чтобы в зрелом возрасте выглядеть так молодо, причем не только внешне.

Середина прошлого века дала отечественному кино целое созвездие невероятно красивых и, что немаловажно, талантливых актрис. Не будь «железного занавеса», они все стали бы мировыми звездами: Элина Быстрицкая, Алла Ларионова, Нонна Мордюкова, Ирина Скобцева, Зинаида Кириенко, Клара Лучко, Татьяна Самойлова, Людмила Гурченко… Я наверняка кого-то забыла. У Голливуда такого батальона красавиц не было.
И Людмила Хитяева — одна из первых в этом списке.

Многих из них уже нет с нами. Почти у всех была довольно долгая жизнь в кино. Еще работает, и успешно (сама видела), в Малом театре Элина Быстрицкая, но это уникальный случай.
Как и та великолепная женщина, что стояла позавчера передо мной: ничего от увядания. Легкость в движениях, молодое живое лицо, мгновенная реакция на речь собеседника.

Людмила Ивановна, — спрашиваю, — как думаете, если бы вы сегодня пришли в нынешнее кино, то были бы востребованы?

— Я востребована.

Нет, не знаменитой Людмилой Хитяевой со шлейфом сыгранных ролей и славой, а начинающей актрисой, с теми внешними данными, что в начале пути…

— А… Ну, если бы за мной, как тогда, была учеба в Горьковском театральном училище, где нас обучали профессии великие артисты, думаю, да.

Скажите, вы по жизни — характер Екатерины Ворониной?

— Во многом да. Наверное, поэтому и выбрали меня на эту роль. Меня взял режиссер Исидор Анненский — открыватель актрис. Это он нашел для кино Аллу Ларионову, рыженькую девочку с белесыми ресницами, и сделал из нее первую красавицу вселенной в «Анне на шее». И меня ввел в кино он, дав сыграть женщину целеустремленную, с незаурядным характером. А шолоховские Дарья из «Тихого дона» и Лушка из «Поднятой целины» — полностью заслуга Сергея Аполлинарьевича Герасимова, он выявил у меня эти качества, которые где-то подспудно дремали. Да и Евдокия из повести Веры Пановой хоть и очень простая, неграмотная женщина, но ведь тоже сильная — пятерых неродных детей вырастить как своих — разве удел слабой? Нет, это сильная личность, как большинство российских женщин.

— Работа всегда давала радость?

— Во всяком случае я ее делала радостной. Если соглашаюсь на эту работу, значит, она должна быть для меня радост-ной. Из нерадостных событий выявляю что-то радостное для себя. Поэтому за все картины, что у меня есть, мне не стыдно.

А их — пятьдесят восемь.

— Да, плюс две-три телевизионные постановки. Мои фильмы — это не ситкомы, где няни-мани, шуни-туни что-то там говорят. В моих картинах есть мое я, мое эго. Если я получаю роль, я над ней работаю и добиваюсь, чего хочу. У ме-ня, как правило, были прекрасные режиссеры, поэтому я разборчива. И когда предлагают сейчас работу, я не бросаюсь на что попало. «Как, ты отказываешься сниматься?» Но мне не все равно, с кем работать. Я хочу знать, что такое неизвестный мне Сидор Матрасыч, что он может создать.

Театр в вашей жизни был?

— Только в самом начале, Горьковский, где я играла лирических героинь. А уже потом меня пригласил Андрей Гончаров в театр Маяковского. Это было, когда Наталья Гундарева еще бегала в массовке. Гончаров предложил мне «Леди Макбет Мценского уезда».

А что, вариант очень красивый.

— Да, красивый. Но я тогда снималась сразу в двух фильмах.

Что-то упущено в жизни?

— Тьфу, тьфу, тьфу. Я довольна жизнью. Я оптимистка. Я люблю жизнь, люблю людей, солнце, дождь, снег, лед… Я люблю все. Такой меня воспитали мама с папой. Я прошу вас (это обращение к Вячеславу Шишкоедову. — Прим. авт.), не снимайте меня крупным планом, а то будут видны морщинки.

Какие морщинки? Вы прекрасно выглядите. Вы чего делали-то?

— Ничего. Никогда в жизни. Я даже подтяжек не делала. Поэтому я похожа на себя. Зачем подтяжки? Чтобы лицо было молодым, а горб — старческим?

— Но у вас нет горба.

— Я же занимаюсь гимнастикой.

— Я прочитала в интернете, что вы могли вертикально ногу поднять…

— Я могу и сейчас ее поднять, я вообще-то пластичный человек.

— А диеты? Соблюдаете что-то?

— Нет, люблю вкусненько поесть.

— Я тоже. Но на мне это сказывается, а на вас — нет.

— Я все же ношу несколько килограммчиков лишних. Вот здесь и здесь. Но — избавляюсь. В поездках я ем все. Но не позже семи часов. Я никогда не курила, не пила.

— А может быть, вы просто счастливая женщина?

— Я счастливая дочь, потому что у меня прекрасные родители, которые прожили в любви шестьдесят лет. Их только недавно не стало. А если и в весьма солидном возрасте слышишь: «Дочуронька, доченька», как-то не стареется, ощущаешь себя молодой.

— Я не из желтой прессы, но поскольку никаких сведений о ваших семейных делах я никогда не читала…

— Это мое личное дело. У меня прекрасный сын, он работает сейчас за рубежом, в Таиланде, весьма успешно. У меня любимые внучка и внук, который учится сейчас в Америке. Я счастливая женщина — у меня есть муж, хотя печать в паспорте я решила не ставить.

— О чем-либо жалеем?

— О чем жалеть, когда все хорошо… Бога гневить? Зачем? За свою жизнь я поняла: в нашей профессии выживают только сильные, волевые. Сколько мы знаем талантливейших и актеров, и актрис, которые не выдерживали, спивались, заболевали и сходили с дистанции…

За два дня до того, как отправиться на фестиваль в Челябинск, Людмила Ивановна Хитяева вернулась из Приморского края. Там у нее было десять встреч со зрителями. Намотала 1700 километров по Дальнему Востоку.
Да, принимали прекрасно, по-королевски. Да, океан, свежий воздух… Но все же — непростой маршрут. И сразу — на Урал.
Я спросила Людмилу Ивановну, что является первоосновой ее жизнестойкости. Она подумала и ответила: «Порода».
У слова «порода» много значений. Если о людях, то это от корня «род», можно быть породистым, то есть получившим от предков ценные качества. А есть горные породы.

Так вот если сравнить ту породу людей, к которой относится, на мой взгляд, Людмила Хитяева с ее стойкостью, то аналогом в горных породах я бы посчитала гранит.

Так получилось, что ровно через пятьдесят лет после того, как я увидела в кинотеатре Пушкина фильм «Екатерина Воронина», я нашла его в программе канала «Культура». Не думала, что досмотрю до конца, так — освежу в памяти титры, гляну на лица…

Посмотрела весь фильм, не отрываясь. Талантливые люди его делали. Сценарий Анатолия Рыбакова, который тогда был совсем молодым, а мы его теперь знаем как крупного писателя («Кортик», «Бронзовая птица», «Тяжелый песок», «Дети Арбата»). Что такое режиссер Исидор Анненский, ясно уже из слов самой Хитяевой. Ну и артисты: Людмила Хитяева, Нонна Мордюкова, Лев Прыгунов, Вадим Медведев, Миклашевский (жаль, имени не помню), Михаил Ульянов…
Полвека прошло, сколько всего появилось после, а ведь волнует старый фильм.

ИРИНА МОРГУЛЕС, ВЯЧЕСЛАВ ШИШКОЕДОВ (фото)

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты