Марш чеховских манекенов

23 Октября 2008 Автор: Моргулес Ирина Израилевна

«Свадьба». Сцены по мотивам пьесы А.П. Чехова в театре драмы и комедии «Наш дом» (Озерск).

«Свадьба». Сцены по мотивам пьесы А.П. Чехова в театре драмы и комедии «Наш дом» (Озерск).

Хорошо быть молодым режиссером, у которого голова полна идей, до которых он дошел сам, искренне не подозревая, что идеи эти осеняли не его одного, причем многократно.
Трудно быть немолодым, увы, журналистом, пишущим о театре, который на своем веку насмотрелся на сцене много всего такого, что только сейчас, как новинку, родил молодой режиссер.

У режиссера, например, в спектакле особая пластика рук, задающая темп и ритм в спектакле (недаром руки части персонажей в белых перчатках). Журналисту тут же память услужливо подсказывает, что точно такие же движения были в знаменитом спектакле еще студенческого «Манекена» «Предъявите ваши сердца!» — это блестящий «Марш манекенов».

Или — в спектакле четверо мужчин исполняют танец со стульями, который точь-в-точь по пластике то, что танцевала в сопровождении кордебалета Лайза Минелли в культовом фильме «Кабаре», только там это были, понятно, женщины.
И — так далее…

Нет, ни в коем случае журналист (то есть я) не намерен ловить молодого режиссера Леонида Брусова на заимствованиях. Этого не может быть просто потому, что, когда шел тот спектакль «Манекена» или фильм «Кабаре», Брусова еще не было в планах его родителей.
Просто молодой творческий человек хочет сказать людям сразу все, до чего он дошел в мыслях о сути бытия, и так, как умеет и хочет он сам и никто другой.

И тогда заигранный до дыр чеховский водевиль «Свадьба» превращается в выдержанный в черно-белых аскетичных цветах плакатный протест против того, что безликое общество агрессивно не приемлет, старается либо не заметить, либо отринуть тех, в ком еще остались живые человеческие чувства. В нашем случае это свадебный генерал Ревунов-Караулов (хорошая работа заслуженного артиста России Вячеслава Мятецкого) и невеста Дашенька (Ирина Костерина), которую театр превращает в подобие Нины Заречной, читающей монолог мировой души.
Это можно сделать из едкого, но безусловно веселого (хотя капитана второго ранга Ревунова-Караулова все же обидели), очень смешного водевиля?

Если постараться, то кое-что получится. Если смешать, как режиссер Леонид Брусов, художник Маргарита Колмогорцева, специалист по пластике Татьяна Дорохина элементы цирка, эстрадной пародии, добавить в чеховский текст диалог из «Гамлета» и еще каких-то цитат, что на слуху, но сразу не вспомнишь, в том числе и самого, но позднего Чехова, дать это все под разудалую музыку Горана Бреговича, знакомого прежде всего по фильмам Кустурицы, то…

…То получится сборная солянка, из которой можно выловить даже что-то вкусненькое, но все же трудноперевариваемое. Кое-что просто сложно понять. Например, в кого театр превратил мелкого жулика Андрея Андреевича Нюнина (Марат Тимергазов)? Неужели в того самого дьявола из монолога Нины («Чайка»): «Вот приближается мой могучий противник, дьявол», который здесь правит бал?
И все же есть нечто симпатичное в наивном замысле и его неуверенном исполнении. Это желание театра сказать свое слово и на своем языке.

Кто-то сказал о поэтах, но это можно отнести к любому творческому человеку: «В молодости пишут сложно и плохо, потом — сложно и хорошо, ближе к концу — просто и хорошо».
Леонид Брусов, как мне представляется, на подходе к ступени «сложно и хорошо». 


Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты