Челябинский академический театр драмы имени Наума Орлова ищет выход из кризиса

25 Января 2008 Автор: Моргулес Ирина Израилевна

Уже полторы недели как в средствах массовой информации обсуждается уход художественного руководителя театра Владимира Гурфинкеля. Высказываются разные предположения о причине, по которой он оставил театр в середине сезона, даже не завершив работу над спектаклем «Самолеты Чонкина» по произведению Владимира Войновича. Одни СМИ считают ответственным за произошедшее министра культуры Владимира Макарова, другие говорят о творческой и организаторской несостоятельности Владимира Гурфинкеля.

Ирина Моргулес   

Уже полторы недели как в средствах массовой информации обсуждается уход художественного руководителя театра Владимира Гурфинкеля. Высказываются разные предположения о причине, по которой он оставил театр в середине сезона, даже не завершив работу над спектаклем «Самолеты Чонкина» по произведению Владимира Войновича.

Одни СМИ считают ответственным за произошедшее министра культуры Владимира Макарова, другие говорят о творческой и организаторской несостоятельности Владимира Гурфинкеля.  

Есть случай, когда издание сначала грудью встало на защиту несправедливо, по его мнению, обиженного худрука, а через несколько дней развернулось на сто восемьдесят градусов, защищая министра, ранее представленного им виновником того, что театр остался без художественного руководства. «ЮП», вовремя сообщив своим читателям о факте подачи Владимиром Гурфинкелем заявления, зная о перипетиях конфликта, решила не подкладывать дров в затухающий костер, а поинтересоваться, как министерство культуры собирается выводить театр из кризисной ситуации. И предложило Владимиру МАКАРОВУ рассказать читателям газеты именно об этом.  

В начале беседы Владимир Николаевич тем не менее захотел напомнить то, о чем СМИ быстро забыли: Владимира Гурфинкеля никто не увольнял и предложения подать заявление об уходе тоже не было.

— После акта ревизии,— сказал Макаров,— художественному руководителю было необходимо написать объяснительную записку. Так положено. Но вместо этого последовало заявление об уходе. Оно прошло все инстанции и было в конце концов подписано.

— То есть возврата Владимира Гурфинкеля не предполагается?

— Нет. Обстановка в театре стабилизируется. Понятно, что уход художественного руководителя событие, которое не может оставить коллектив равнодушным. Основная часть его понимает, в какой творческий и экономический тупик зашла труппа.

— И в чем видится выход?

— Прежде всего надо вернуть на сцену спектакли, пользовавшиеся успехом. Например, «Правда хорошо, а счастье лучше» или «Тринадцатый номер». Ко дню рождения Наума Юрьевича Орлова, а это 20 февраля, народный артист Борис Петров и за-служенная артистка Татьяна Скорокосова намерены восстановить один из последних спектаклей Наума Юрьевича «Чума на оба ваши дома», любимый зрителями, введя на главные роли, ранее ими исполняемые, более молодых артистов.

— Это хорошо, но напоминает приемы бригады скорой помощи. А дальше что?

— Я уже летал и снова лечу в Москву, где идут и будут продолжены переговоры с режиссерами, которые могли бы осуществить у нас постановки спектаклей.

— Фамилии назвать можете?

— Пожалуйста. Андрей Житинкин, один из интереснейших режиссеров страны, уже ставивший в нашем театре два спектакля по пьесам Теннесси Уильямса, согласен вновь поработать с хорошо знакомой ему труппой, думает о том, какую пьесу для этого выбрать. Прекрасный режиссер Малого театра Владимир Бейлис, много лет в нем работающий, автор известных спектаклей «Царь Борис» и «Тайны Мадридского двора», тоже откликнулся на наше предложение о совместной работе. Еще один интересный режиссер, поставивший в филиале Малого спектакль, о котором сейчас много говорят в Москве,— «Бедность не порок», Александр Коршунов, сын Виктора Коршунова, согласен приступить к работе над постановкой в нашем театре в мае. У него выпускной курс в училище имени Щепкина, раньше он не может. В августе сможет начать работу в Челябинске Аркадий Кац, известный по постановкам в нашем театре классики. А его сын, режиссер Анатолий Праудин, заключил договор на 2011 год, раньше у него все расписано. В апреле в Омске предстоит встреча с итальянским режиссером Пауло Эмилио Ланди, с которым уже есть предварительная договоренность о постановке «Неаполя — города миллионеров» Эдуарда де Филиппо. И ведутся переговоры с двумя режиссерами из санкт-петербургского Малого драматического театра (Театра Европы), что под руководством Льва Додина. Это Игорь Коняев и Владимир Туманов.

— Вы назвали череду режиссерских имен, каждое из которых вызывает доверие. Но все они разных школ, исповедуют разные методы создания театрального действа. Вы не боитесь, что театр будет представлять из себя пеструю картину, а своего лица может не проявиться?

— Вообще-то для труппы такой тренаж полезен. Артисты должны почувствовать, на что они способны, и овладевать новыми приемами. Кстати, вот буквально при вас я говорил с известным санкт-петербургским театральным педагогом профессором Вениамином Фильштинским. Он согласен приехать и дать здесь мастер-класс. Все режиссеры, с которыми ведутся переговоры, люди занятые, контракты заключены ими надолго вперед. И если они идут нам навстречу, то лишь потому, что со времен Наума Юрьевича у театра прекрасная репутация.

— Но для того, чтобы контролировать этот процесс, направлять его, нужен руководитель…

— Если вы имеете в виду должность художественного руководителя, то ее пока не будет. Сейчас я занимаюсь этой работой, будучи министром, поскольку знаю этот театр, много лет был в нем директором, он мне дорог. А там видно будет.

— Тем не менее в средствах массовой информации высказывается много предположений о том, кто все-таки возглавит творческое руководство академическим театром. О том, что вы в ближайшем будущем не видите себя в этой роли, вы уже сказали. Но называются и другие имена. Например, Виктории Мещаниновой.

— Без Виктории Николаевны умрет Камерный театр, который она возглавляет уже семнадцать лет. Это театр уникальный, особый, со своим неповторимым лицом. Так зачем поправлять дела в одном театре за счет уничтожения другого?

— Известно, что у вас была встреча с Анатолием Морозовым, который только что поставил «Госпожу министершу» Нушича в «Манекене». Некоторые тут же связали это с возможностью возвращения режиссера в Челябинский академический театр драмы, где он работал несколько лет, уже в новом качестве…

— Нет. Речь шла о восстановлении поставленной им гоголевской «Женитьбы», о вводе на роль Подколесина вместо народного артиста России Евгения Поплавского другого исполнителя. Но Поплавский возвращается, необходимость в этом отпала. Театру сейчас прежде всего нужен крепкий директор. И первейшая задача — найти такого человека. Рассматривается ряд кандидатур, среди них есть и местные кадры. Я уверен: театр вернет свою былую славу.

30.12.2019 | 11:26
Египет в бронзе. Скульптор из страны фараонов открыл в Челябинске памятник соотечественнику

С этим удивительным человеком мы встретились в Челябинском институте культуры на открытии изваянного им бюста знаменитого соотечественника, египетского писателя Нагиба Махфуза.

20.12.2019 | 14:03
История в кадре. Челябинский фотоклуб отмечает 60-летие

О том, как росло и мужало старейшее в стране фотообъединение, сегодня по-своему могут рассказать полторы сотни снимков. Их можно увидеть на открывшейся в Государственном историческом музее Южного Урала выставке, посвященной фотоклубу.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты