АРТ-КЛУБ «ШЛЯПА»: ВСТРЕЧА ЧЕТВЕРТАЯ

3 Июля 2008 Автор: Моргулес Ирина Израилевна

Так получилось, что большая часть очередной, четвертой по счету встречи в арт-клубе «Шляпа» 30 июня была посвящена Александру Сергеевичу Пушкину, который, как известно, «наше все». Ну, все не все, но то, что «солнце русской поэзии» занимает в жизни большинства из нас особое, зачастую очень большое место, стало ясно в ходе встречи. Началось все с того, что Николай Ларионов, без голоса и гитары которого не обходится ни один вечер в «Шляпе», спел окуджавское «На фоне Пушкина снимается семейство», а потом такое родное «Буря мглою небо кроет», что захотелось подпевать…

Ирина Моргулес   

Так получилось, что большая часть очередной, четвертой по счету встречи в арт-клубе «Шляпа» 30 июня была посвящена Александру Сергеевичу Пушкину, который, как известно, «наше все». Ну, все не все, но то, что «солнце русской поэзии» занимает в жизни большинства из нас особое, зачастую очень большое место, стало ясно в ходе встречи. Началось все с того, что Николай Ларионов, без голоса и гитары которого не обходится ни один вечер в «Шляпе», спел окуджавское «На фоне Пушкина снимается семейство», а потом такое родное «Буря мглою небо кроет», что захотелось подпевать…

Дальше на экране появились кадры, где сменяли одна другую работы Елены Щетинкиной, посвященные Пушкину: и графика, и скульптура. А сама художница рассказывала о том, почему и как вошел поэт в ее жизнь и не отпускает. Елена всегда очень эмоциональна, когда говорит о работе, но здесь была такая откровенность, что дорогого стоит. А из показанного на экране самым впечатляющим были кадры появления из обжиговой печи керамической скульптуры Пушкина, горячего не в переносном, а в самом прямом смысле…

Дизайнер Ирина Шнайдер рассказала о композиции на онегинские темы, что создана в ее Театре интерьера, и с которой связано несколько прямо-таки мистических историй.

Политолог Юрий Чанов поведал любопытную историю о пушкинских пристрастиях своей дочери: девочка еще не умеет читать, папа решил читать ей, естественно, сказки поэта. Но девочка их почему-то слушать не захотела. Найдя среди книг подарочное издание «Евгения Онегина», стала внимательно разглядывать иллюстрации, потом сказала папе: «Читай!» И с интересом прослушала всю поэму.

Хирург Сергей Пышкин из-за того, что в его фамилии лишь одна буква отличается от написания фамилии классика, часто вынужден откликаться на обращение «Пушкин» и носить на международных конференциях бейджики с надписью «Pyshkin», ведь во многих языках нет буквы «ы». А еще профессор показал собравшимся тоненькую, очень дорогую для него книжечку стихов: украинский поэт Петро Ребро, которого Пышкин когда-то избавил от тяжелой болезни, подарил хирургу свой сборничек с посвящением, где, естественно, рифмовались «Пушкин» и «Пышкин»…

Потом на экране появилась сценка из капустника, которую члены объединения «ТОПОТ» показали в 2000 году на вечере, посвященном опять же Пушкину. Госпожа Ларина (Ирина Духина) и няня (Ирина Моргулес) пытаются отговорить Татьяну (Татьяна Бобкова) идти в театральные критики, пугают примером дяди, который «был самых честных правил», а потому «Где он сейчас? Бог весть, кто знает… Театр правды не прощает». Но Татьяна все же заявляет, что «душой театру отдана и будет век ему верна». Ох уж эта волшебная, многоликая, способная вместить в себя и трагедию, и фарс онегинская строфа!

А потом была викторина. Сначала на знание «Онегина». Вопросы были не самые простые, но на большинство члены и гости клуба ответили. Попробуйте и вы. Ну, например: «Она любила Ричардсона, не потому, чтобы прочла…» Вряд ли кто-то из сегодня живущих читал романы английского классика, но именем героя его романа «История Клариссы Гарлоу» мы довольно часто пользуемся в обыденной речи. Что это за имя, ставшее нарицательным? Задумались? А ведь достаточно вспомнить продолжение цитаты: «…не потому, что Грандисона она Ловласу предпочла». Ветреный Ловлас и дал рождение знакомому всем нам слову «ловелас». Не так уж и трудно…

Потом историк Владимир Боже и Лидия Старикова задали свои вопросы, которые касались любовных историй, связанных с поэтом и его женой…

Знанием творчества и подробностей биографии поэта блеснули многие, но победа в викторине досталась искусствоведу Ирине Духиной. Она и получила приз — рисунок Елены Щетинкиной, естественно, Пушкин. Лишь на очко отстали от нее дизайнер Ирина Шнайдер и кон-цертный менеджер Лариса Новоселова. Как писал поэт, «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», но Пушкин со времен учения нас не оставлял.

Что было еще? Играл на своей волшебной флейте Георгий Анохин, у него месяц назад был юбилей, совпавший с днем очередной встречи в «Шляпе», и он его, естественно, отмечал там, где могло бы собраться большое количество почитателей таланта этого блестящего музыканта и тонкого композитора.

Поэтому по приглашению арт-клуба Георгий Петрович пришел в «Шляпу» 30 июня и сыграл свою нежную «Земляничную поляну», а Елена Щетинкина показала свои работы, навеянные музыкой Анохина. Это было хорошо.

В конце, уже по традиции — гитара и песни. Гитар на этот раз две: Валерий Сорокин, инженер «Полета», с которым Владимир Боже, представивший нам этот дуэт, познакомился во время ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, и майор милиции Андрей Корочинцев. Были исполнены песни «Ариэля», «Машины времени»… Давно и хорошо спевшийся дуэт…

Потом слово опять было дано Елене Щетинкиной. Вообще, так получилось, что у Елены случился бенефис. Потому что, кроме яркой страницы в пушкинской части встречи, «дуэта» с Георгием Анохиным, она еще и вручила сделанные ею клубные карты членам клуба — пока только восьми. Но эти заламинированные прямоугольники плотной бумаги, расписанные художницей вручную в одном стиле, но по-разному, будут вручены каждому члену клуба. Ирина Духина познакомила собравшихся с историей возникновения клубных карт, рассказала о значении, которое придают им члены элитных сообществ. Нам пока до идеала далеко, но — все же…

«Шляпа» в самом начале своей истории, ей всего четыре месяца. Но, наверное, что-то в ней есть стоящее, если плотно занятые люди, совсем не испытывающие недостаток в общении, скорее, наоборот — устающих от обилия ежедневных контактов, охотно приходят раз в месяц в маленький зал киноцентра, чтобы побыть вместе.

Киновед, доцент ЧелГУ Ольга Конфедерат не смогла прошедший вечер отдать встрече в клубе, но забежала предупредить, сказать, как ей жаль, что не сможет.

Художнице Валентине Ваксман в этот день ее студенты преподнесли много цветов. Ваксман пишет портреты, пейзажи и натюрморты, чаще всего — цветы. Понимаете, что такое для художника возможность писать с натуры то, что любит? А цветы, они так быстро увядают… И все же Валентина предпочла провести этот вечер в «Шляпе».

Минувший вечер понедельника был последней встречей сезона. Июль, август — перерыв в работе арт-клуба. Очередная программа в конце сентября. Есть время подумать о том, что мы упустили, что не получилось.

Есть, например, предложение при каждой встрече обмениваться информацией о новых впечатлениях от событий, знакомства с новыми интересными людьми, от книг, выставок, фильмов, спектаклей, концертов…

Должна ли быть программа плотнее или стоит дать больше возможности участникам встреч просто для общения друг с другом?

Но вот вернулась с Коляда-фестиваля драматург Елена Радченко, а с открытия выставки областного музея искусств в Третьяковской галерее Станислав Ткаченко. И там, и там было много интересного, они могли бы рассказать, но время…

17.09.2019 | 10:14
На Южном Урале вышел в свет нагайбакский словарь пословиц и поговорок

В свои 84 года нагайбакская учительница составляет третий словарь.

03.09.2019 | 11:46
Против ветряных мельниц. Возле челябинского лицея № 31 поселился Дон Кихот

Открытие в минувшую субботу в Челябинске скульптуры героя известного романа Сервантеса подвигло мыслящих горожан к воспоминаниям: а много ли вообще в Челябинске памятников литературным героям? Как оказалось, по пальцам перечесть.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты