«Турандот» Карло Гоцци в Театре юных зрителей

6 Ноября 2008 Автор: Моргулес Ирина Израилевна

В Челябинском Театре юного зрителя прошла премьера спектакля "Турандот" по пьесе Карло Гоцци. «Турандот» — спектакль-легенда в афише Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Сменялись поколения артистов, порой спектакль на время исчезал из афиши, чтобы вновь вернуться возобновленным с очередными Турандот, Калафом, Адельмой, Тимуром, масками и так далее. Но каждый раз выход на сцену в пьесе Гоцци — экзамен для артиста, а постановка — для режиссера.

Программка спектакля разделена на две параллельные колонки: первое действие, второе действие. Это означает, что одну и ту же роль в двух половинках спектакля играют разные исполнители. И там, где действие второе, под многими фамилиями артистов значится: «Дебют на сцене театра».

Если в первом действии в роли Турандот выходит народная артистка России Ольга Телякова, то после антракта ее сменит юная и пока челябинцам незнакомая Вера Бугрова; заслуженной артистке России Наталье Антоновой предстояло по воле постановщика половину роли Адельмы отдать начинающей Анне Кикас; опытных Бориса Черева (Альтоум) и Максима Терлецкого (Калаф) сменяют не то что молодые, а совсем юные Илья Катунцев и Евгений Баханов. Ну и так далее. В премьере на сцену вышли десять дебютантов разом.
Все эти новички — птенцы одного гнезда, а именно Новосибирского театрального института, где четыре года их пестовал по собственной программе нынешний главный режиссер ТЮЗа, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Владимир Оренов, который в первой своей постановке в качестве главного режиссера ТЮЗа (до этого год назад по приглашению театра им был поставлен «Возмутитель спокойствия») решил представить зрителям практически всю труппу ТЮЗа, включая и привезенный им новосибирский выпуск.
Соревновательность есть в любом театре, в любом спектакле. Здесь всегда ревниво относятся к любому новичку. Ввести в труппу более-менее безболезненно десяток дебютантов — задача не из легких. Можно, конечно, представить их в специально поставленном или подготовленном еще в стенах вуза учебном спектакле, как это делают многие педагоги-руководители театров.
Оренов решил сделать по-другому. Карло Коцци, венецианец, почти два с половиной века назад осчастлививший мировой театр пьесой, которая с тех пор не сходит со сцен разных стран, писал (цитируем слова, вынесенные ТЮЗом в программку спектакля): «Я хотел, чтобы три загадки китайской принцессы, преподнесенные в искусно созданных трагических обстоятельствах, дали пищу для первого действия, а затруднения в отгадывании их составили содержание второго. Таким образом получилось представление: наполовину серьезное, наполовину шутливое». Так Оренов и решает спектакль: художник — «золотомасочный» Владимир Колтунов в первом действии сооружает подобие плахи с отрубленными головами бедных соискателей руки Турандот, а во втором этот же круг становится цирковой ареной, ярмарочной площадью, танцполом дискотеки, наконец. Музыкальный руководитель Анна Розенберг, постановщик сценического движения Василий Лукьяненко, хореограф Мария Грейф — все работают на то, чтобы два действия четко различались по настрою (трагическое и упоенно жизнерадостное), составляя при этом все же эстетически единое.
Передача ролей совершена так, что все понятно. Игру, ее незатейливые правила зал принял легко, с удовольствием. И до финального выхода на поклоны сцену оккупировали новые тюзовские пришельцы.
Они очень отличаются от тюзовских же «старожилов». Молодые выше ростом и, понятно, тоньше. Движение — то, в чем они чувствуют себя увереннее всего. Над ними не довлеет груз ролей, созданных ранее, и традиции конкретно этого театра. Можно предположить, что они в первой, трагедийной части спектакля выглядели бы слабее нынешних исполнителей, но праздник — их стихия.
Во что в дальнейшем выльется эта эстафета в рамках одного спектакля, сказать пока трудно. Не останется ли удачная, на мой взгляд, встреча двух поколений в «Турандот» лишь домашней радостью, сопровождаемой некоторой взаимной настроженностью, вроде той, когда на свадьбе знакомятся два клана: родственники жениха и родственники невесты, — пока сказать тоже трудно. Хочется надеяться, что семья будет крепкой.
А сама «Турандот»? Ну что — «Турандонт»… Этой пьесе в России суждена роль экспериментальной площадки, экзаменационной программы для артистов, вступающих в профессию. В 1922 году в голодной и нищей Москве в 3-й студии МХТ (ранее называвшейся Вахтанговской) в постановке Евгения Вахтангова молодые, красивые, ярко талантливые (это проверено временем) артисты во фраках, актрисы в бальных туалетах весело, иронично, радуя мастерством и новизной способа существования на сцене, сыграли трагическую по сути пьесу Карло Гоцци. Наверное, так они выразили свое желание жить, состояться в профессии и сохранять оптимизм несмотря ни на что. А противостоять было чему: не только разрухе после гражданской войны, неясности с будущим, но и тому, что режиссер свой спектакль увидеть не смог, он ставил его, будучи уже смертельно больным, и умер накануне премьеры…
А «Турандот» — спектакль-легенда с тех пор в афише Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Сменялись поколения артистов, порой спектакль на время исчезал из афиши, чтобы вновь вернуться возобновленным с очередными Турандот, Калафом, Адельмой, Тимуром, масками и так далее. И каждый раз выход на сцену в пьесе Гоцци — экзамен для артиста, а постановка — для режиссера.
И в нашем ТЮЗе «Турандот» — экзамен не только для только поступивших в ТЮЗ, но и для тех, кто давно обжил эту сцену.
На какую оценку он сдан, судить по премьерному просмотру рановато. Он сыгран в основном на эмоциях. Время покажет.

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты