«Ханума» на сцене Челябинского академического театра драмы

20 Ноября 2008 Автор: Моргулес Ирина Израилевна

В очередном спектакле очередной раз обнажились сегодняшние проблемы театра, растерявшего за время безрежиссерья многое из давно наработанного. «Бесхозность» явно затянулась. После кончины Наума Орлова театр шатало из стороны в сторону — от одного режиссера, приехавшего на одну постановку, к другому. Это было что-то вроде одноразовых шприцов с разными лекарствами, вдруг да какое-то из них даст надежду на продление полноценной жизни. Не вышло.

«Ханума» Авксентия Цагарели на сцене Челябинского академического театра драмы
Существует старый, еще дореволюционный театральный анекдот. В финале «Грозы» Тихон, склонившись над телом вытащенной из Волги Катерины, шепчет: «Хорошо тебе, Катя, а мне еще водевиль играть». Зрители тех времен хорошо понимали, о чем идет речь: после драмы или трагедии давался водевиль, чтобы, наплакавшись, напереживавшись, зал мог прийти в себя под лихие куплеты, налюбовавшись танцами и вволю насмеявшись над ужимками комиков. «Ах, водевиль, водевиль, водевиль…» Наивен, старомоден, легковесен, но — прелестен! И — очень любим во все времена. «Ханума» — водевиль, но с грузинским акцентом. Все там по правилам жанра: милая, легко разрешившаяся путаница, победа любви над коварством и свадьба трех пар под занавес. Плюс колорит старого Тифлиса (пьеса написана в 1882 году), яркий, пряный, сочный.
О пьесах Авксентия Цагарели (1857—1902) Илья Чавчавадзе писал, что они «имели целью дать картины из нынешней жизни, и по этому пути никто не пошел дальше Цагарели». Творчество грузинского драматурга очень ценил Александр Николаевич Островский.
Есть своя история постановок «Ханумы» на русской сцене. Наиболее яркая страница — спектакль Георгия Товстоногова в Ленин-градском Большом драматическом театре. Для великого мастера сцены Грузия была родиной, он не раз обращался к ее литературе, причем всегда удачно. Например, знаменитый спектакль «Я, бабушка, Илико и Илларион» по Нодару Думбадзе.
Ну а ностальгически грустная и одновременно праздничная атмосфера «Ханумы» действовала как бокал настоящего грузинского вина. Мне посчастливилось видеть этот спектакль в начале семидесятых с Ханумой — Макаровой, Кабато — Ковель, князем — Стржельчиком, Текле — Призван-Соколовой, Котрянцем — Копеляном, Акопом — Трофимовым…
Театр, ставящий в наши дни «Хануму», должен учитывать, что еще живы кое-кто из тех, кому довелось видеть товстоноговский шедевр, да и запись его время от времени на телеэкранах появляется. Но висеть топориком над головами тех, кто берет к постановке «Хануму» в наши дни, это опасение не должно. Мало ли кто «Гамлета» за все его века ставил, так что ж теперь, Николаю Коляде не браться?
Поэтому вернемся в театр имени Наума Орлова, где режиссер Михаил Филимонов поставил «Хануму».
Я уже давненько не слыхала аплодисментов художнику-сценографу. Здесь, когда поднялся легкий занавес и открылась панорама Тифлиса конца позапрошлого века, раздались аплодисменты. Зрители, которые, как могу по собственным ощущениям предположить, привыкли к абстрактному фону, трем стульям, двум скамейкам и нескольким деталям, что должны подсказать, где происходит действие, и помочь развести артистов по мизансценам, аплодировали честной работе заслуженного деятеля искусств России Тимура Дидишвили, влюбленности челябинского художника в родную Грузию.
Музыка народного артиста СССР Гии Канчели, как говорится, в рекомендациях не нуждается, аранжировка заслуженного деятеля искусств России Сергея Сиротина, работа музыкального руководителя Анны Розенберг, хореографа — заслуженного артиста России Виктора Панферова, хормейстера Ирины Стуковой, художника по свету Владимира Карпова — все на достойном уровне.
Русский текст и стихи — тех же мастеров комедийного жанра на советской сцене Владимира Константинова и Бориса Рацера, что у Товстоногова. Ну то же тесто, из той же муки замешано, и пирог вроде бы съедобен, а местами просто вкусен, но где-то подгорел, где-то не пропекся…
Я видела премьерный спектакль и могу говорить лишь о тех артистах, что были в нем заняты. В основном это лучшие силы нашего театра: народный артист России Леонард Варфоломеев, заслуженные артисты России Татьяна Каменева, Ольга Сафронова, Фаина Охотникова, Николай Ларионов, Александр Гусенков, артисты Татьяна Вяткина, Ольга Рождественская, Владимир Жилинский, Степан Арефьев, Денис Кирш и другие. Все очень старались.
А спектакль шел неровно, как арба на горной дороге: то с трудом вверх, то почти неостановимо быстро… Диалоги то подробно сыграны, как в психологической драме, то буффонадно, как на арене…
Совсем не хочу разбирать, кто из артистов точнее сыграл, кто «недотянул». Не в том, как представляется, дело. Ансамбля не сложилось. В очередном спектакле очередной раз обнажились сегодняшние проблемы театра, растерявшего за время безрежиссерья многое из давно наработанного. «Бесхозность» явно затянулась. После кончины Наума Орлова театр шатало из стороны в сторону — от одного режиссера, приехавшего на одну постановку, к другому. Это было что-то вроде одноразовых шприцов с разными лекарствами, вдруг да какое-то из них даст надежду на продление полноценной жизни. Не вышло.
Появление Владимира Гурфинкеля и его первые постановки «Поминальная молитва», «Чужой ребенок» дали основание ждать возрождения театра. Но, как оказалось, ненадолго.
И вот снова разовые вливания. Одно, другое, третье, четвертое… Больной пока жив, все-таки крепкий организм у академического театра. Кстати, лучший спектакль, по крайней мере чистый по стилю, родился без помощи привозных повитух, создан силами тех, кто работает в этом театре. Я имею в виду «Четвертый стул» Тонино Гуэрры и Люсиль Ланс, поставленный заслуженным артистом России Андреем Абрамовым, оформленный главным художником театра Олегом Петровым.
Кто-то же должен воспитывать труппу, заботиться о поддержании ее творческой формы. Нужен тренаж. А то вот вроде бы не самое сложное — водевиль, а с трудом идет, тяжеловато дается. Секрет, как той сушеной вишни, о которой чеховский Фирс говорил, утерян.
Ханума, героиня комедии Цагарели, по профессии сваха. А театр наш сейчас вроде невесты. Не такой юной и богатой, как Сона, но и не такой малопривлекательной, как Гулико. Все-таки академический. Женихи, то есть претенденты на должность главного режиссера, если хорошо поискать, найдутся.
Чем прельщать будем?

Поделиться

Вчера | 15:01
На юбилее хозяина особняка. Вполне правдивая челябинская история со странностями

В Доме Покровского зрителям показали необыкновенный спектакль «Ключи прошлого». Его премьера состоялась 4 ноября минувшего года в рамках всероссийской акции «Ночь искусств». На этот раз актеры и авторы проекта собрались 25 марта, чтобы сыграть спектакль снова и таким образом отметить Всемирный день театра.

24.03.2024 | 17:51
Послушать фильм. В Челябинске показали незримое кино

Состоялась премьера трех новых короткометражных фильмов, снабженных тифлокомментариями.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты