«Мне девяносто лет, еще легка походка»

20 Августа 2009 Автор: Моргулес Ирина Израилевна

Это стихи Анастасии Цветаевой, сестры Марины. О том, что походка девяностолетнего Исаака Гитлина легка, могу говорить не с чужих слов: мы с Исааком Германовичем живем в одном доме

Это стихи Анастасии Цветаевой, сестры Марины. О том, что походка девяностолетнего Исаака Гитлина легка, могу говорить не с чужих слов: мы с Исааком Германовичем живем в одном доме. Я довольно часто вижу, как легко он взбегает на крыльцо или спускается с него, отправляясь по привычному маршруту — в Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова. Я уже не раз писала о Гитлине с промежутками в пять лет — к очередному юбилею, потому что судьба его заслуживала читательского внимания и десять, и более лет назад. А сейчас она вообще уникальна.

Вдумайтесь: в 1937(!) году выпускник музыкального училища, юный скрипач Исаак Гитлин был принят в оркестр Челябинского драматического театра. И с тех пор это его единственное место работы.
Перерыв был. Двумя годами спустя музыкант призван в армию, а еще через два года началась война. Служил Гитлин не музыкантом, а в артиллерии и пехоте. Северо-Западный фронт, Тихвинские болота…
Вернуться после ранения и госпиталя к скрипке казалось невозможно: руки после годов подноски снарядов и орудования лопатой были малопригодны для инструмента, требовавшего виртуозности.
Но молодой музыкант сумел сначала войти в группу вторых скрипок, а потом дорасти до концертмейстера. Какие усилия, какая настойчивость стоят за этой короткой строкой, можно только догадываться. Впрочем, скрипка не единственный инструмент, которым владеет Исаак Германович, ему послушны многие, даже далекий от струнных саксофон.


Не надо думать, что в послевоенные годы требования к музыкантам были не слишком привередливы, поскольку времена тяжелые. Оркестр театра, возглавляемый великолепным дирижером, композитором Натаном Факторовичем, был профессионально безупречен.
Потом оркестры в драматических театрах из экономии сократили, приходилось для каждой постановки нанимать музыкантов со стороны. Этим занимался Гитлин, сочетавший в себе обширные музыкальные знания и недюжинные организаторские способности. Уходя из театра, чтобы возглавить оркестр филармонии, Факторович оставил музыкальную часть театра в надежных руках Гитлина.
С тех давних пор без вклада Исаака Германовича спектаклей в нашем театре драмы нет. Время от времени кто-то из режиссеров привозит в Челябинск своего коллегу-музыканта, чаще всего это композиторы, полноправные соавторы постановщиков. Гитлин себя ущемленным не чувствует, он понимает свою задачу — сделать все, чтобы музыкальная сторона спектаклей была на самом высоком профессиональном уровне.
Челябинские композиторы, которым довелось сотрудничать с Гитлиным, отмечают его обширный кругозор и точность в выборе средств для достижения оптимального результата.
За семь десятков лет, отданных Гитлином единственному в его жизни театру, многое изменилось. Особенно — техническое оснащение. В основном новации пришлись на то время, когда Гитлин был уже немолод. Ничего, овладел и этим. По крайней мере, в радиоцехе, где работает сейчас Исаак Германович, он нужен.


Какими бы жесткими ни были времена, но потребность в людях, работающих не просто потому, что оказался случайно на должности, а по призванию, по любви, будет всегда. Именно они, порой даже сами того не понимая, создают атмосферу творчества.
Исаак Гитлин из семьи медиков. Отец — крупный врач и организатор в медицине. Был репрессирован, когда уже после войны возглавлял госпиталь на Дальнем Востоке. Сначала представлен к ордену Ленина, потом арестован.
Сестра — Ревекка Гитлин, вы-пускница Московской консерватории, блестящая пианистка и выдающийся педагог, крупнейшее явление в музыкальной истории не только Челябинска, но — страны.
Долголетие при сохранении здравого ума и трезвой памяти — такой же дар, как талант. И дается оно, как правило, тем, кому есть что принять от предков и передать идущим на смену.
Центром всеобщего внимания Гитлин быть не любит. И в свои дни рождения старается уезжать из Челябинска. Так и в нынешнем году — уехал в санаторий. У фронтовиков есть такая возможность. Но на этот раз тихо и незаметно пройти юбилейную дату не удалось: в санатории «Урал» от всей души поздравили своего девяностолетнего отдыхающего. В тот же день, 26 июля, приехал с цветами и поздравлениями директор театра Игорь Владимирович Лопаткин.


А завтра труппа театра будет чествовать своего старейшину. Присоединимся к этим поздравлениям и пожелаем Исааку Германовичу здоровья и долгих лет активной жизни.
Кстати, об активности. У нас во дворе еще несколько лет назад арку, ведущую на проспект Ленина, за-крыли каким-то непонятным, неизвестно для чего предназначенным сооружением. Неудобств от этого много. Жильцы обратились в городскую администрацию с требованием убрать эту уродливую заплату, открыть выход на проспект.
Как всегда, пошумели и перестали. Все, кроме Гитлина, который по-прежнему бомбардирует городскую власть требованиями освободить арку.
Чиновники не спешат обращать внимание на это требование, надеются, наверное, что у девяностолетнего жильца иссякнут силы.
Как говорится, не дождетесь!

Поделиться

09.05.2022 | 14:51
Артисты челябинской драмы подарили горожанам вечер военной песни

Спектакль-концерт «А песня тоже воевала…» в репертуаре Челябинского государственного театра имени Наума Орлова существует только для особого случая. Его показывают в период празднования Дня Победы и на него не продают билеты.

25.04.2022 | 12:31
«Донбасс» и «Урал». Два знаменитых коллектива встретились на челябинской сцене

В воскресенье, 24 апреля, в день Светлой Пасхи в концертном зале Челябинской филармонии имени Сергея Прокофьева горожане встречали заслуженный государственный академический ансамбль песни и танца «Донбасс».

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты