Сезон берет разгон

10 Сентября 2009 Автор: Моргулес Ирина Израилевна

Министр культуры и искусства правительства области Владимир Макаров о состоянии театров

Министр культуры и искусства правительства области Владимир Макаров о состоянии театров.


— Начнем с больного: судьба «Манекена». Областная власть может взять под свое крыло театр, от которого практически отказывается город под предлогом, что муниципальных театров в принципе быть не может?
— Глава Челябинска Михаил Юревич лукавит, утверждая, что театры являются прерогативой только областных властей. Существуют три вида театров: федеральные, государственные и муниципальные. И у каждого уровня театров свои учредители и свои обязанности. Наша область уникальна по количеству театров, финансируемых из областного бюджета. У нас их шесть: академический театр оперы и балета, академический театр драмы, Камерный, ТЮЗ, Театр кукол, златоустовский «Омнибус»… Плюс концертное объединение. Это очень большая нагрузка на областной бюджет. У наших соседей свердловчан всего два или три театра областного подчинения, не считая того, что оперный находится на федеральном уровне финансирования. Остальное — театры муниципальные. У нас и помимо Челябинска есть муниципальные театры. Например, Магнитогорский драматический театр имени А.С. Пушкина — лауреат национальной театральной премии «Золотая маска». Он был государственным, потом перешел по собственному желанию в статус городского и не жалуется.
Что же касается «Манекена», то, безусловно, у театра давно были проблемы, театр, отнесся к ним, надо сказать, беспечно, но все же поступать с театром так, как городское руководство с «Манекеном», нельзя.


— Но и область на выручку не придет?
— У нас нет такой возможности. Это заставило бы уменьшить финансирование других театров, а они и так не роскошествуют. К тому же здание принадлежит городу.


— Вы хоть какой-нибудь выход из этой проблемы видите?
— Для руководства Челябинска он довольно простой: нужно вложить всего шесть миллионов рублей на зарплату. И поскольку город согласен оплачивать аренду и коммунальные услуги, «Манекену» останется зарабатывать себе на творчество. Уж тут пусть постарается.


— Ну давайте перейдем к тем театрам, которым повезло с самого начала быть государственными. Когда мы слышим, что первой премьерой в театре оперы и балета будет «Царская невеста» в концертном исполнении, понимаем, что это не от хорошей жизни: просто нет денег на оформление спектакля…
— Да, это так. Музыкальный театр — дорогостоящее искусство. «Ужиматься» придется всем театрам. В оперном, как известно, большие перемены. К художественному руководству приходит молодой (ему всего тридцать два года) дирижер Антон Гришанин. И новый директор тоже подобран — Юрий Леончик, ранее работавший в сфере кинопроката. Хочется надеяться, что забастовки и прочие протестные акции, потрясавшие в последние сезоны этот театр, наконец прекратятся и коллектив обретет хорошую творческую форму.


— В начале лета было известно, что Гришанин согласится стать художественным руководителем при условии, что будут погашены долги театра. Звучала сумма — 17 миллионов рублей. Это так?
— Было девятнадцать. Как вы знаете, состоялась встреча у Петра Ивановича Сумина, в ходе которой стало известно, что театру выделяются пять миллионов рублей для погашения долгов работниками театра по оплате за съемные квартиры, что назначен срок сдачи дома для нуждающихся в жилье — лето будущего года. Частично долги обусловлены недофинансированием театра. Петр Иванович дал задание сделать анализ всех структур долгов… Все проблемы сразу решить нельзя — это за те полтора месяца, что Антон Евгеньевич исполняет обязанности художественного руководителя, Гришанин понял. Он обещает большие перемены. В первую очередь — кадровые. И в то же время сцена ждет новых премьер.


— А что ожидает академический театр драмы имени Наума Орлова, в котором уже полтора года нет художественного руководителя?
— Желающие возглавить театр есть, более того есть выбор. Но ярких имен среди претендентов нет. К тому же хотелось бы, прежде чем отдать кому-либо предпочтение, проверить этого человека в деле, то есть дать ему возможность поставить спектакль… Так что простого решения не предвидится. Впрочем, возможен вариант с приглашением Александра Мезенцева…


— Он готов оставить работу в Московском театре имени Гоголя и вернуться в Челябинск, где практически стал артистом, где сыграл, быть может, лучшие свои роли в спектаклях Игоря Перепелкина и Наума Орлова?
— Ответа Александр Валентинович пока не дал. Думает. Он хотел бы знать, как примет его труппа.


— А что — неожиданный и очень интересный вариант. Артист сильный, правда, серьезного опыта режиссерской работы и, тем более, художественного руководства нет. С другой стороны — опыт, приобретенный в санкт-петербургском театре на Литейном и московском имени Гоголя, участие в зарубежных проектах чего-нибудь да значат…
— А главное — наш театр для него не чужой. Понимаете, яркие, зарекомендовавшие себя режиссеры не рвутся возглавлять театры: ответственность огромная, труд ежедневный, а заработки гораздо меньше тех, что возможны, если ездить по приглашениям театров на отдельные постановки. Мне довелось работать с двумя крупнейшими мастерами: Валерием Аркадьевичем Вольховским в театре кукол и Наумом Юрьевичем Орловым в челябинской драме. Обоих были бы рады пригласить на постановки лучшие театры страны. И приглашали. Но они чрезвычайно редко откликались даже на очень интересные в творческом отношении приглашения: не могли на время оставить вверенные им театры. Поэтому совсем недавно у нас и не было художественного руководоства в крупных театрах. Речь шла не только о челябинском академическом, но после ухода в кино Сергея Пускепалиса о магнитогорском. Он хоть и по статусу муниципальный, все же один из самых значимых творческих коллективов области.


— Но сейчас там есть художественное руководство?
— Туда приехал из Санкт-Петербурга Григорий Козлов. Он уже ставил там спектакли и сейчас работает над пьесой Гибсона «Двое на качелях». Григорий Михайлович набрал актерский курс в Магнитогорской консерватории. Вместе с Козловым приехал его ученик Антон Безъязыков. Он — очередной режиссер в театре и вместе с мастером ведет актерский курс. Будем надеяться на успешную работу этого тандема.


— Так что все театры, включая те, о которых мы особо не говорили, в кадровом отношении «закрыты»?
— Ну, кроме челябинской драмы. Там пока директору Игорю Лопаткину удается контролировать обстановку. Но в целом, конечно, в театре должен быть художественный руководитель.
Сезон не обещает легкой жизни ни одному из театров. Особенно в финансовом отношении. А творческие результаты… Посмотрим.


Когда был гамлет маленьким…


17 сентября в Челябинском театре кукол — официальное открытие 74-го театрального сезона «Маленький принц Датский».
Рассказывает завлит театра Светлана Самойлова.


В основе спектакля лежит оригинальная пьеса, написанная Александром Бороком — главным режиссером Челябинского театра кукол. Когда Гамлет был маленьким (по замыслу режиссера, в спектакле Гамлету лет восемь—девять), у него было счастливое детство. Вместе с друзьями — Горацио, Офелией и Лаэртом — Гамлет играл на гитаре дворовые песни, к которым сам сочинял стихи, прогуливал уроки и лазил по таинственным закоулкам Королевства. А еще, когда Гамлет был маленьким, он… ужасно всего боялся. Мышей, страшных историй и… призраков. И самое интересное, что, когда Гамлет был маленьким, Призрак уже был. Хотя папа Гамлета, король Гамлет (как мы помним из Шекспира, это его призрак будет являться взрослому Гамлету, взывая об отмщении), был еще жив. В общем, все дело в Призраке. Кто он, откуда и зачем является маленькому Гамлету и его друзьям? На этой интриге строится действие спектакля. Друзьям предстоит разгадать загадку и кое-чему научиться. Потому что, в конце концов, окажется — все дело не в Призраке, а в детских страхах. Именно о них — о детских страхах и об их преодолении — писал пьесу и ставил спектакль Александр Борок. В спектакле много игры с шекспировским текстом, много смешного, ироничного, но также таинственного и жутковатого. Кстати, жанр постановки сам режиссер определил как «детский ужастик».


В этом сезоне у Челябинского кукольного большие творческие планы. На февраль за-планирована премьера спектакля «Человек в футляре» по Антону Чехову, который ставят приглашенные из Санкт-Петербурга режиссер Алексей Смирнов и художница Екатерина Петухова.
В творческом портфеле режиссера Александра Борока на этот сезон еще три постановки: спектакль для взрослых «Жизнь человеческого лица» и два детских спектакля — «Сказка о самой последней мухе» по произведению Дмитрия Мамина-Сибиряка и «Фенька» по произведениям Леонида Пантелеева, Корнея Чуковского, Саши Черного, Александра Аверченко.
А 11 сентября театр отправится в Екатеринбург со спектаклем «Винни-Пух для всех, всех, всех!»: театр приглашен в качестве гостя на форум UNIMA — Международной ассоциации театров кукол, на который съедутся представители этой организации из восемнадцати стран. 


Театры открываются премьерами
Челябинский государственный академический театр оперы и балета
(Открытие сезона 1 октября)

  • Премьера Н. Римский-Корсаков «Царская невеста», 23 октября.
  • Премьера одноактные балеты: «Наяда», «Рыбак», «Лампочка», октябрь.
  • Премьера «Отражение» — балет по произведению А.П. Чехова, декабрь.

Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова
(Открытие сезона 6 октября)

  • Премьера Ив Жамиак «Человек, который платит», 6—7 октября.
  • Премьера Андрей Иванов «Божьи одуванчики», декабрь.

Челябинский государственный областной театр кукол имени В.Вольховского
(Открытие сезона 17 сентября)

  • Премьера Александр Борок «Маленький принц Датский», 17 сентября.

Челябинский государственный театр юных зрителей
(Открытие сезона 19 сентября)

  • Премьера Юлий Ким «Кто поцелует принцессу?», 2 октября.
  • Премьера А.П.Чехов одноактные спектакли: «Медведь», «Предложение», 30 октября.

Челябинский государственный драматический камерный театр
(Открытие сезона 17 сентября)

  • Премьера А.П.Чехов «Чайка», 17 сентября.
  • Премьера Н. Мюллюахо «Мужчины на грани нервного срыва», 2 октября.

Златоустовский государственный драматический театр «Омнибус»
(Открытие театрального сезона 2 октября)

  • Премьера Александр Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского», 2 октября.

Александр Мезенцев: Момент долга?..
В связи с тем, что Владимир Макаров назвал народного артиста России Александра Мезенцева в качестве одного из тех, с кем ведутся переговоры по поводу возможного приглашения на пост художественного руководителя Челябинского академического театра драмы имени Наума Орлова, из «ЮП» был сделан звонок в Москву.
Александр Валентинович сказал, что будет серьезно думать о том, чтобы бросить все в Москве и принять театр в Челябинске, только когда поступит официальное предложение.


Челябинский театр для Мезенцева значит очень много: он прибыл в наш город 23-трехлетним начинающим артистом, проработал здесь более двадцати лет, потом были три года в театре на Литейном (Санкт-Петербург) и десять лет в Московском театре имени Гоголя.
Режиссером Александр Валентинович себя не считает, хотя тягу к этому делу имел всегда. В Челябинске в свое время поставил три спектакля: «Гарольд и Мод», «Мышеловку» в драматическом театре, «Вкус меда» в ТЮЗе. В Москве тоже имел опыт режиссерской работы.
Но если и позволил себе задуматься о том, чтобы возглавить театр, то только потому, что речь идет о Челябинске:
—    Тут есть момент долга. Я очень многим обязан этому городу, этому театру. Не хочется быть неблагодарным. А основную свою задачу в роли художественного руководителя я бы видел в том, чтобы найти для театра двух по-настоящему профессиональных режиссеров.

Поделиться

18.04.2024 | 15:14
В Челябинске презентовали эксклюзивную цирковую программу с тиграми и медведями

Для столицы Южного Урала собрали номера из нескольких представлений.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты