Уже потому, что…

8 Ноября 2012 Автор: Моргулес Ирина Израилевна
Уже потому, что…

Слова великого путешественника Николая Пржевальского стали девизом людей XX—XXI веков: «Жизнь прекрасна уже потому, что можно путешествовать».

Совместный проект «Южноуральской панорамы» и Кинообразовательного центра имени Леонида Оболенского

Слова великого путешественника Николая Пржевальского стали девизом людей XX—XXI веков: «Жизнь прекрасна уже потому, что можно путешествовать».

В наше время путешествовать стало легко: можно за несколько часов перенестись с континента на континент, не испытывая практически никаких неудобств, можно медленно лицезреть проплывающие мимо судовых иллюминаторов или автобусных окон пейзажи, а если уж очень хочется погрузиться в чуждый и труднодоступный мир, то — хоть верблюдов навьючивай и следуй за ними караванными тропами, хоть сам на себе наращивай горб-рюкзак…


C октябрьской встречей в арт-клубе «Шляпа» все как-то с самого начала пошло наперекосяк. То доцент ЧГАКИ, руководитель студенческого театра-студии «Манекен» Владимир Филонов не мог найти времени, чтобы показать в «Шляпе» фильм о гастролях театра «Лицедеи» Вячеслава Полунина по Италии и Греции, к участию в которых маэстро пригласил нашего земляка, то вообще дату встречи пришлось перенести с 29 октября на 5 ноября, чтобы не мешать проведению областного театрального фестиваля «Сцена».

Потом боялись, что собраться помешает мелкий, но все усиливающийся холодный дождь…

Снежные бури доброго волшебника


Но встреча состоялась. Началась она с обещанного еще прошедшей весной рассказа Владимира Филонова о полутора месяцах гастролей с труппой «Лицедеи» по северу Италии и Греции.


Как создается Вячеславом Полуниным то чудо, что превращает серьезных взрослых людей в преображенных сказкой детей, что побуждает их бережно передавать из рук в руки по залу огромные цветные шары и шары поменьше, которые вдруг становятся подобием планет, посланцами иных цивилизаций. Как случается, что представители самых знатных аристократических семейств, пришедшие на утренний спектакль в дорогущих шубах и бриллиантах, радостно подставляют меха и свежеуложенные прически под струи воды, направляемые на них клоунами?


А что представляют из себя снежные вихри, обрушившиеся на зал? Как удается Полунину довести зрителей всех возрастов до такого ощущения счастья, что ими уже не надо руководить, не надо их направлять, а можно просто сидеть, как Полунин, на краю сцены и смотреть в зал задумчивым взглядом чародея…


Но жизнь врывается и в такое, казалось бы, абстраги­рую­щее ее искусство, как представление труппы Вячеслава Полунина. В Греции «Лицедеям» пришлось пробираться между рядами полицейских и толпой демонстрантов, громивших многое на своем пути. Это было действительно страшно, хотя потерь труппа в этом марш-броске не понесла. Но в очередной раз артисты поняли, как хрупко то, что они несут людям — искусство.


В рождественские дни «Лицедеи» будут гастролировать в Швейцарии уже с другим спектаклем. Полунин пригласил Владимира Федоровича Филонова принять участие и в этих гастролях.

Вернется — расскажет и покажет свою съемку.

Барокко и азиатский модерн


При Советском Союзе прибалтийские республики были нашей официально признанной заграницей. Кинематографической — точно. Большинство наших экранных Лондонов, Парижей, Берлинов и даже куда более экзотических мест земли на поверку оказывались загримированными (кто больше, кто слегка) Вильнюсом, Ригой, Таллинном. И Шерлок Холмс с доктором Ватсоном здесь простор для приключений находили, и трем мушкетерам с новым другом д`Артаньяном было где порезвиться, и Штирлиц с пастором Шлагом находили темы для серьезных разговоров на фоне грустных пейзажей и зданий, не оставляющих сомнений в их «западности».


И города тамошние выглядели ухоженнее, чем наши, и запах из кафе и кофеен  тянулся вкуснее. Ну что вы хотите? Заграница.


Для историка Владимира Боже Рига и ее окрестности — не заграница. Здесь его корни. И равнодушно — по-туристски – он смотреть на Латвию не может. Тем более, что став столицей самостоятельного государства, Рига расцвела. Так, по крайней мере она выглядит на снимках,  привезенных Владимиром Стейгоновичем из Риги и близлежащих городков.

С дотошностью историка Боже поведал нам и о европейском барокко и отличающемся от того, что можно увидеть в городах Центральной и Западной Европы — модерне с явным азиатским привкусом.

Туристские тропы со следами войны


Владимир Богдановский, директор краеведческого музея, руководитель издательства «Каменный пояс», возглавляющий местное отделение Союза фотохудожников России, побывал во Вьетнаме.


Как фотомастер Владимир Иванович известен более всего своими пейзажами, причем уральскими. Что Богда­новский будет гоняться с объективом за вьетнамскими рассветами-закатами, мы были уверены. И нам даже показали часть этих снимков, изумительных по изысканности цвета пейзажей, и обещали показать многое, когда соберутся выставка и альбом.
Но основной рассказ был о другом. В музее истории вьетнамской войны Владимир Иванович увидел снимки, сделанные американскими солдатами во время боев.


А главное, тот кадр, о котором говорят, что он содействовал окончанию войны: дети бегут от обрушившейся на них напалмовой бомбежки. А бомбежка организована, чтобы фотокорреспонденты могли сделать снимки…


Вот такой неожиданный Клуб кинопутешествий оказался.


И после рассказов о дальних и не очень поездках, так хорошо прозвучала старая песня в исполнении заслуженного артиста России Николая Ларионова:

Вернулся я на родину,
Шумят березки встречные…

Ирина Моргулес,
фото Вячеслава Шишкоедова

 

Для историка Владимира Боже Рига и ее окрестности - не заграница

Поделиться

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

21.04.2024 | 18:04
Нравится или нет. Лучшую пьесу о буллинге представили в Челябинске

В Челябинском молодежном театре состоялась премьера спектакля по пьесе Игоря Витренко «Яна всем нравится (нет)». Произведение сильное, непростое, повествует о спорах за влияние в молодежной среде.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты