Связь времен — это мы

25 Апреля 2013 Автор: Моргулес Ирина Израилевна
Связь времен — это мы

У профессора ЮУрГУ Александра Драгунова симпатичное хобби: он коллекционирует шляпы. Головных уборов разных народов у него собралось немало, а друзья, зная увлечение Александра Васильевича, продолжают…

Совместный проект «Южноуральской панорамы» и Кинообразовательного центра имени Леонида Оболенского


У профессора ЮУрГУ Александра Драгунова симпатичное хобби: он коллекционирует шляпы. Головных уборов разных народов у него собралось немало, а друзья, зная увлечение Александра Васильевича, продолжают привозить из путешествий все новые и новые…


В минувший понедельник коллекцией этой можно было любоваться не на выставочных стендах, где, кстати, она никогда не предлагалась, а на головах членов арт-клуба «Шляпа», одним из основателей которого был профессор.

 

Какие наши годы…


Арт-клуб отметил свое пятилетие. Какой-никакой, а  — юбилей. Тем более, в наше быстротекущее время, когда многое по-скорому возникает, а распадается еще быстрее.


Никто не рассчитывал, что «Шляпа» просуществует такое долгое в общем-то время. При возникновении клуба вообще никто ничего не рассчитывал. Это пример «инициативы снизу», когда какая-то группа людей, ничем на первый взгляд не объединенная, вдруг начинает испытывать тягу к совместному провождению времени, не связывая свое общение ни какой?то конкретной тематикой, ни профессиональными интересами, ни объединяющими увлечениями… Просто почувствовали люди, что им неплохо вместе, что утверждение «самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения» имеет под собой серьезную основу.


Встречи постепенно вошли в привычку. Определился их ритм: раз в месяц за исключением летних каникул и иногда января, где слишком много выходных дней. Так что получается восемь-девять встреч в году. И перспективных планов не составляется, потому что отчитываться не перед кем. И даже точно сообщить, сколько было встреч, не получается: то ли сорок четыре, то ли сорок шесть.


Можно сказать точно лишь, что темы разнообразны. И настроения, которые создаются во время этих встреч, возникают как-то сами по себе…

Но кое-какие традиции сложились. Например, каждая встреча начинается с песни в исполнении заслуженного артиста России Николая Ларионова, каждый раз новую «тематическую» шляпку готовит Елена Щетинкина.


А заканчиваются посиделки в Доме-музее Леонида Оболенского тем, что программа вечера уже исчерпана, а расходиться не хочется. И продолжается разговор о том о сем: что волнует, что радует, о чем надо бы задуматься…

 


Детское инкогнито


Для подготовки юбилейной встречи собралось что-то вроде штаба, нельзя же пускать на самотек столь значимое событие, нужна идея. И она возникла у искусствоведа Ирины Духиной: «Пять лет — детский возраст. Давайте принесем свои детские снимки и будем вспоминать себя, свои детские годы. Любопытно же».


Так и сделали. После песни Николая Ларионова, посвященной дню рождения «Шляпы», системный администратор киноцентра Дмитрий Соколов начал выводить на экран один за другим эти снимки. Надо было угадывать, кто из присутствующих запечатлен на пожелтевшем любительском фото лет двадцати, тридцати, а то и более чем полувековой давности.
Как правило, угадывали. В детских личиках все же проглядывались внешние приметы и даже черты характера, со временем сложившегося в образ человека, знакомый многим.

И те, чье детское инкогнито было разгадано, вспоминали свои юные годы, родных, близких, друзей, любимые игрушки, обстоятельства жизни…


Когда обсуждали план будущей встречи, оказалось, что у каждого в памяти не только сказки, услышанные от бабушек и матерей, не только игры, не знакомые детям нынешних лет, но и песни, речевки — атрибуты ушедших в прошлое октябрятских и пионерских ритуалов. Ну как вам, например, такая песенка для самых маленьких:

Мы веселые ребята,
Наше имя октябрята.
Так назвали нас не зря:
В честь победы Октября.
Все привыкли мы к порядку,
Утром делаем зарядку
И хотим отметку «пять»
На уроках получать.


В тот день много смеялись. Из каких, оказывается, нелепиц, несуразных условностей состояла да и сейчас порой состоит наша жизнь, начиная с самого нежного возраста.

А вот когда пошли на экран старые фотографии, и мы невольно сравнивали «век нынешний и век минувший», запечатлевшийся в образе конкретного, хорошо знакомого присутствующим дорогого человека, все стало выглядеть серьезнее.

 

Вспомнить все


Быстротечное время никуда не делось. И то, что переняли от тех, кто нам предшествовал, в нас проклюнулось, проросло и, хочется надеяться, передается нами последующим поколениям — нашим детям.


Об этом говорили, вспоминая детство, инженер и музыкант Вениамин Беленький, историк, кандидат наук Гаяз Самигулов, арт-менеджер Лариса Новоселова, художественный руководитель театра современного танца, дважды «золотомасочная» Ольга Пона, теоретик современного танца и педагог Аарт Хаугей, редактор издательства «АвтоГраф» Татьяна Темерова, народный артист России Владимир Хомяков, пианистка, педагог Ольга Донская, режиссер Камерного театра Олег Хапов, ректор Российско-британского института управления,  кандидат наук Татьяна Усынина, директор Камерного театра Алла Точилкина, художник, скульптор Елена Щетинкина, обозреватель «Южноуральской панорамы» Лидия Старикова, пришедший поздравить «Шляпу» с юбилеем начальник управления культуры Челябинска Виктор Ереклинцев…


В арт-клубе «Шляпа» люди разных возрастов, родившиеся и выросшие в разных местах. Их очень личные воспоминания складывались в картину нелегкого времени, начиная с середины прошлого века.

Поэтому, наверное, вспомнились строки Александра Кушнера:

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять,
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.

фото Вячеслава Шишкоедова и из личных архивов членов арт-клуба «Шляпа»




Вчера | 12:37
О шедеврах и зрителях. Почему челябинцев разочаровала «парижская» выставка

Поговорим сегодня о «Выставке шедевров мастеров парижской школы» в челябинском Музее изобразительных искусств. Я давно живу в Челябинске, у меня здесь много знакомых. Вот уже две недели я без передышки отвечаю на вопросы об этой выставке.

19.11.2019 | 10:59
Энергия невесомости. Театр современного танца обживает новый дом

На мой взгляд, это одно из самых радостных событий уходящего года. Челябинский театр современного танца Ольги Пона в свой 27-й сезон, имея в рабочем репертуаре восемнадцать(!) спектаклей, не только переехал в новый дом по адресу: Новороссийская, 63. По просьбе Исторического музея Южного Урала театр участвует в фестивале «Дебаркадер». Он проводит открытые показы нового спектакля в новом помещении.

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты