По главной улице с джаз-бэндом. Юбилей Игоря Бурко и его «Уральского диксиленда»

18 Декабря 2014 Автор: Моргулес Ирина Израилевна
По главной улице с джаз-бэндом. Юбилей Игоря Бурко и его «Уральского диксиленда»

На один из юбилеев Леонида Утесова его друзья, среди которых были Михаил Ромм и Зиновий Гердт, сочинили о нем шутливую песенку:

На один из юбилеев Леонида Утесова его друзья, среди которых были Михаил Ромм и Зиновий Гердт, сочинили о нем шутливую песенку:

Другие мальчишки сражались в картишки,

Рогаткою целились в глаз,

А этот пацанчик стучал в барабанчик:

Хотел государственный джаз.

Общего между Утесовым и сегодняшним нашим героем много. Главное — влюбленность в джаз и служение ему, несмотря на то, что исполнять джаз в нашей стране, как правило, было трудно, а временами просто опасно («Сегодня он лабает джаз, а завтра Родину продаст»), оба все-таки достигли своих целей: одним был создан оркестр Леонида Утесова, другим — муниципальный «Уральский диксиленд» Игоря Бурко.

Все начиналось с ЧТЗ

Где делают джазменов? На Челябинском тракторном заводе. Именно во Дворце культуры этого могучего предприятия, где оркестром руководил Семен Вайнштейн, появился пятнадцатилетний солист-трубач, пришедший из школьного ансамбля.

Каким образом заброшены были джазовые семена в суровый, практически все еще послевоенный Челябинск, не знаю. Не «Чикагинск» все-таки и уж, конечно, не Новый Орлеан, откуда через все границы каким то образом пробивались голос Луи Армстронга и звук его трубы.

Или, например, приезжает на гастроли джаз-оркестр Эдди Рознера, привозит уже ставший знаменитым шлягер «Вишневый сад», словно созданный для трубы юного Игоря Бурко.

Вообще, зная Игоря Владимировича практически с самого начала его музыкального пути, не могу сказать, чего в нем больше — исполнительского искусства или организаторских способностей.

Важно и то, и другое. Первое — для того, чтобы ты был способен играть то, что нравится, что дорого. Второе — чтобы тебе позволили это делать, чтобы рядом были талантливые музыканты-единомышленники.

Бурко рано приобщился к гастрольно-концертной деятельности: работал в Кустанайской филармонии, был солистом в эстрадном оркестре Узбекистана, играл в образцовом оркестре почетного караула в Волгограде… В 1967 году, то есть будучи двадцатидвухлетним, создает ансамбль «Радуга» в Челябинской филармонии, затем там же оркестр «Южный Урал», где игрались и эстрада, и — целое отделение джаза.

Игорь Бурко не был начинателем джаза в Челябинске. У него были предшественники (хотя бы, например, Станислав Бережнов и Олег Тергалинский) и сподвижники, и продолжатели. Если перечислять все перемены судеб, которые были испытаны джазовым коллективом из Челябинска, получится история долгая и совсем не легкая. Коллектив распадался, собирался вновь, менялись составы музыкантов, расширялся репертуар.

Европа вдоль и поперек

Я в джазе не разбираюсь. Когда играется то, что мне по душе, искренне рада. Но определить, что именно я слушаю, к какому направлению относится это, не смогу. Поэтому обращусь к тому, что написано специалистами:

«Уральский диксиленд» Игоря Бурко оправданно считается одним из лучших джазовых составов страны, работающих в направлении традиционного джаза. Участники ансамбля великолепно владеют не только стилем диксиленд, но и набором стилей современного джаза — от мэйнстрима и бибопа до джаз-рока и smooth-jazz. Однако в основе репертуара «Уральского диксиленда» все же джазовая традиция. Большое влияние на творчество коллектива оказал знаменитый американский трубач и вокалист Луи Армстронг.

«Уральский диксиленд» был создан в Челябинске в 1969 году на базе областной филармонии. Руководителем коллектива стал джазовый музыкант, трубач Игорь Бурко. За годы существования оркестр объездил с концертами всю Россию, республики бывшего СССР и большинство стран Европы. «Уральский диксиленд» является лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады (Москва, 1979), международных джаз-фестивалей в Тбилиси (1978), Москве (1984), Баку (1985), Дрездене (1984, 1990, 1999), а также престижнейших западных джазовых форумов North Sea Jazz Festival (Голландия), Brecon Jazz Festival (Великбритания) и др.

Карта гастролей этого ансамбля с 1989 по 1999 годы «покрывает» практически всю Европу, включая Голландию, Бельгию, Францию, Германию, Швецию, Англию, Ирландию, Данию, Шотландию, Польшу, Чехословакию, Югославию, остров Мэн…

Столь же обширен и список джазовых исполнителей, с которыми довелось сотрудничать коллективу. В Западной Европе с «Уральским диксилендом» выступали легендарные британские вокалисты Нат Гонелла и Бэрил Брайден. В России «Диксиленд» неоднократно концертировал с американской певицей Денис Перье, британским певцом Джоном Даунсом и др. Обогащению творческого кругозора уральских джазменов способствовало и живое общение на различных фестивальных площадках с такими звездами, как Диззи Гиллеспи, Арт Фармер, Скотт Хамилтон, Крис Барбер, Анатолий Кролл, Георгий Гаранян, Давид Голощекин, Игорь Бутман, Даниил Крамер, Александр Осейчук, Лариса Долина и многие другие. Их игра технически отточена и полна изыска и веселья.

Профессионалы нередко отмечают «аутентичное» ново-арлеанское звучание «Уральского диксиленда», имея в виду их близость к традициям этой ветки раннего джаза. Музыканты с удовольствием «шоуменят», поют, играют и маршируют.

В составе оркестра: Игорь Бурко (труба), Виктор Риккер (барабаны), Владимир Риккер (контрабас, туба), Валерий Сундарев (гитара, банджо, вокал), Наиль Загидуллин (тромбон), Дмитрий Перминов (саксофон, кларнет), Иван Пона (труба), Сергей Пеньков (саксофон, кларнет), Кристина Рыжковская — вокал, Антон Бугаев (рояль). Плюс группа «Диви-шоу».

Дискография: «Вернись домой, Билл-Бэйли» (Моска, LP 1987), «Русская рулетка» (Голландия, CD, 1990), «Уральские звезды» (Голландия, CD, 1991), «От России до Америки» (Голландия, CD, 1995), «От Америки до России» (Голландия, CD, 1995), «Уральский диксиленд с Натом Гонеллой и Бэрил Брайден» (Голландия, CD, 1997).

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя — эти слова Ленина старшее поколение ныне живущих помнит не только по школьным учебникам, но по опыту жизни. Творческий человек зависит от отношения к его искусству и «широких народных масс», и руководителей того края, где довелось жить и работать.

На перипетиях судьбы Игоря Бурко и его диксиленда это можно проследить очень наглядно. Музыканты всех составов диксиленда сделали и делают очень много, чтобы приобщить уральцев к, казалось бы, экзотическому для нас искусству. Но расцвет этой дружбы наблюдался, когда во главе города стоял страстный любитель джаза Вячеслав Михайлович Тарасов. Тогда, кстати, появился и стал по-настоящему праздником фестиваль «Какой удивительный мир», при нем джаз выплеснулся на улицы и в парки города.

В 2009 году указом президента России Игорю Владимировичу Бурко присвоено звание «Народный артист Российской Федерации». Это — по реальным заслугам.

Нас ждет большой праздник, у которого три основания для торжеств: семидесятилетие маэстро, пятидесятилетие его служения музыке (сделайте простейшее арифметическое действие, чтобы понять, как рано начал свой путь в искусстве мальчик из оркестра ЧТЗ) и — сорокапятилетие его коллектива «Уральский диксиленд».

Юбилей пятилетней давности отмечался широко. Было много именитых гостей-джазменов. Хочется надеяться, что и нынче — 21 декабря в концертном зале имени Сергея Прокофьева будет не хуже. Прозвучат любимые композиции юбиляров, в том числе кумира с юности — Луи Армстронга: золотой звук трубы Игоря Бурко подхватят лучшие джазмены страны, к которым по праву относится «Уральский диксиленд».

А когда будете ненароком проходить по Кировке, обратите внимание на фигуру джазмена. Вы узнаете это лицо. Два города выразили свое уважение землякам — джазовым музыкантам, поместив на улицах их скульптурные портреты. Одесса — Леониду Утесову и Челябинск — Игорю Бурко.

 


Вчера | 13:53
Шапки и гуси. Удивительные совпадения на сцене театра кукол

Недавно главный режиссер Челябинского театра кукол вернулся из Москвы с дипломом международного фестиваля. Дело в том, что в ноябре объявили победителей Большого детского фестиваля. Лауреатом в номинации «Лучший спектакль театра кукол для детей в старшей возрастной категории» стала постановка Александра Борока «Полонез Огинского».

28.11.2021 | 18:08
Возвращая тебе историю. Как плейбэк-театр помогает ребятам из детских домов

Второй сезон в Челябинске реализуется проект «Плейбэк-театр», в котором участвуют воспитанники детских домов. Проект осуществляется благотворительным фондом «Выбираем жизнь» с использованием гранта президента РФ на развитие гражданского общества при поддержке министерства социальных отношений Челябинской области. Партнерами являются плейбэк-театр «Абажур», Школа кино и театра (ШКИТ), школа танцев Union Dance, а также благотворительный фонд «Мост».

25.03.2015 | 13:11
Запрещенная пьеса. На сцене златоустовского «Омнибуса»

У молодого, но уже довольно известного писателя был рассказ «Осенью». Два года он пролежал в столе, но потом автор, пробовавший себя в драматургии, решил переделать рассказ для сцены, а переделав, представил его, как и было положено, в цензуру.

06.03.2015 | 11:55
«CHELoBEK ТЕАТРА» — это звучит…

На фестиваль, созванный НХТ, съехались театры России и зарубежья

Новости   
Спецпроекты