По танцевальной спирали

8 Ноября 2012 Автор: Старикова Лидия Владимировна
По танцевальной спирали

Государственный ансамбль танца «Урал» Челябинского концертного объединения называют брендом, визитной карточкой индустриального Челябинска. И это совершенно справедливо.

Челябинская филармония отмечает в ноябре 75-летие


Государственный ансамбль танца «Урал» Челябинского концертного объединения называют брендом, визитной карточкой индустриального Челябинска. И это совершенно справедливо.


За 32 года существования концерты уральского ансамбля увидели тысячи благодарных зрителей Советского Союза, а также Франции, Бельгии, Болгарии, Канады, США, Швеции, других стран.


У коллектива масса наград. «Урал» —  участник и лауреат множества фестивалей и конкурсов. И все эти годы руководит коллективом заслуженный работник культуры, лауреат премии Правительства Челябинской области, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» Владимир Карачинцев, чье имя неразрывно связано с историей Челябинской филармонии.


На днях артисты «Урала» вернулись с гастролей из Китая, где проходил престижный международный Шанхайский фестиваль искусств.

Владимир Карачинцев, директор ансамбля, рассказывает об этой поездке, о своем коллективе и немножко о себе.

 

«Барыня» под «Катюшу»


— Владимир Петрович, что возили в Поднебесную?


— «Урал» объездил многие страны мира. Чаще всего мы танцевали в странах Европы. И вот впервые — Китай. Нас туда приглашали не раз, но сроки не устраивали, — китайцы предлагали годовые, в лучшем случае полугодовые гастроли. Конечно, мы понимали, что публика Востока и Европы совершенно разная, поэтому подготовили соответствующую программу. Китайская сторона попросила, чтобы первым был исполнен танец «Венок дружбы», им мы открывали фестиваль,  а популярную «Барыню» предложили сплясать под любимую в Китае «Катюшу».


— Ну и как удался эксперимент — сплясать «Барыню» под «Катюшу»?


— Удался прекрасно. Наши хореографы все увязали, танец и музыка гармонично слились, артисты перестроились.


— Публика неистовствовала?


— Еще как! В Китае зрители достаточно сдержанны, часто благодарностью служит лишь вежливый хлопочек. Но это не для нас. После «Венка дружбы» — а это очень зажигательные танцы, украинские, молдавские, белорусские, народов Кавказа,  в общем, всех наших бывших республик — атмосфера в зале повысилась не на один градус. А уж после «Барыни» стало жарко: аплодисменты, шары, хлопушки. Концерт проходил на открытой площадке, публика была многотысячная и неожиданно очень эмоциональная. Мы видели зрительницу, которая, не стесняясь, плакала — это была наша соотечественница…


Вообще, волнующих моментов было немало. Когда мы приехали в шестимиллионный промышленный центр Уси, все были очень огорчены: пошел дождь, причем проливной. Концерт должен был состояться на открытой площадке, покрытие намокло, работать на нем было просто невозможно. Но зрители, делегация руководящих лиц просто умоляли: ну хотя бы один-два номера. И ребята вышли, сплясали «Катюшу» и «Ямщики». Я стоял рядом — надо же было оказать им хоть какую‑то поддержку. Я сам танцевал много лет и знаю, как это важно. Зонтика у меня не было, и мы все были совершенно мокрые — хоть одежду выжимай. Но счастливые: все удалось.


Позже наш китайский импресарио признался, что «русские покорили много сердец». А ведь приезжают на фестиваль, надо сказать, не из провинций. К примеру, после нас выступали артисты «Мариинки» с Валерием Гергиевым…


Мы пробыли в Китае 18 дней, показали свои лучшие номера, танцевали и в залах, и на открытых площадках.


Эта страна стала для нас настоящим открытием, хотя моя первая встреча с китайцами состоялась еще в пятидесятых, когда в Челябинск приехало на учебу много молодых специалистов. Я тогда был мальчишкой, но запомнил, как во Дворец культуры тракторного завода прибыла китайская правительственная делегация. Я тогда занимался у знаменитой Натальи Николаевны Карташовой. И мы танцевали перед гостями. До сих пор храню фото: все китайцы в синих полувоенных формах…


После поездки появились и планы на будущее. С нами ездила экспертная группа, которую возглавлял директор концертного объединения Челябинской области Алексей Николаевич Пелымский. Были осмотрены десятки коллективов. В результате отобраны для нашего фестиваля «Синегорье» два: танцевальный и барабанщиков. Китайские барабанщики — это что‑то особенное, они владеют своим искусством виртуозно.

 

Жизнь, отданная танцу


Это расхожее выражение как нельзя точно характеризует личность самого Владимира Карачинцева. Старшее поколение помнит «Уральскую скоморошину» — ансамбль братьев Карачинцевых, покоривший в свое время весь СССР. А потом настал момент, когда в ансамбле осталась лишь половина «братьев». И тогда бывший директор филармонии Валерий Стрельцов пригласил Владимира Петровича к себе и задал вопрос: что дальше? Нельзя же отказываться, — считал он, — от удачно найденной братьями Карачинцевыми «золотой жилки» — танцев, уходящих корнями в фольклор, народное искусство. Так родилась идея создания ансамбля танца «Урал». И конечно, возглавил его Владимир Карачинцев, который начал с поиска профессиональных танцоров по всей стране. Он ничего не мог обещать: ведь ансамбль новый, нераскрученный, но нашлись те, кто поверил в новый коллектив: Владимир Шашков, Сергей и Ирина Манжосовы, Наталья Кособуцкая, Владимир Серебряков и другие.


— Это был новый облик «Скоморошины»?


— Вовсе нет, мы сразу поставили более широкую задачу. В основе творческой политики теперь стала не только фольклорная составляющая, но и современный танец, модерн, оригинальные постановки. У нас сразу появился молодежный номер «Урал». А сегодня в репертуаре мюзикл «Кировка», хореографическая притча «Аркаим», детские спектакли. При филармонии работает детская хореографическая студия. Кстати, на днях ее участники, ставшие лауреатами конкурса «Андрюша» Андриса Лиепы, едут на сборный концерт в Москву покорять сцену Кремлевского дворца съездов.


Репертуар ансамбля многогранный,  мы не хотим замыкаться на чем‑то одном, это сковывает. Коллектив молодой, рвется вперед. Ребятам интересен и современный танец, и акробатика, и тайны мюзикла. И здесь я хочу сказать о том, что в «Урале» это движение по танцевальной спирали вверх всегда сопровождали талантливые хореографы. Это первый художественный руководитель Виктор Копылов, затем Григорий Гальперин, Борис Соколкин, заложившие традиции, которые продолжают сегодня Светлана Лукина и Алексей Разин.

У нас хорошая творческая атмосфера, достаточно мягкая, но при одном условии: нельзя работать «в полножки», то есть, не выкладываясь. Отбор в коллектив всегда жесткий, требования высокие.

 


Юбилей в квадрате


— Владимир Петрович, что для вас Челябинская филармония?


— Это мой дом, моя семья, моя жизнь. В свое время у меня были приглашения и возможность уехать куда‑то, но я этого себе не могу представить. И знаете почему? Все годы наш ансамбль живет в атмосфере взаимопонимания и неравнодушия. Любые наши проекты находят поддержку. Ведь это всегда риск: новые формы, новая хореография. Но идя на эксперимент, коллектив ощущает поддержку, вместе с нами верят в успех все. В этом смысле легко работать с Алексеем Николаевичем Пелымским — в нем творческая жилка пульсирует очень сильно. Он театральный человек, ему присуща творческая смелость.

— Готовитесь к юбилею?


— Конечно. Постараемся показать все «самое-самое». Но перед этим — поездка в Уфу на фестиваль, посвященный 100-летию Файзи Гаскарова, корифея танцевального искусства.

Кстати, я его прекрасно помню. Он бывал в Челябинске и ставил во дворце ЧТЗ татарский танец на двоих, который я танцевал. Конечно, я и предположить тогда не мог, что поеду через пятьдесят с лишним лет на фестиваль в честь его столетия.


А после Уфы — юбилейные события, затем Новый год, к которому мы готовим новогоднюю сказку,  но какую — пока секрет…

— Владимир Петрович, оказывается, вы —  ровесник филармонии…


— Да, только мой юбилей чуть позже. Филармония отмечает его 26 ноября, а мой день рождения 28‑го.


И в этом есть что‑то символическое. Ведь свою жизнь без работы я не могу даже представить. У меня было немало кумиров в танцевальном искусстве, начиная с Игоря Моисеева. У всех у них была общая черта — стремление покорять вершины, никогда не сдавать позиции и быть верным профессии до конца. К этому каждый артист должен стремиться всю жизнь. Что я и делаю.

Лидия Старикова

Поделиться

01.05.2024 | 18:17
Маша и ее роли. Звание и юбилей актрисы Камерного театра

В самом названии Челябинского камерного театра уже заложено, что он маленький. Это так, если брать в расчет количественный состав труппы и квадратные метры помещений.

26.04.2024 | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

25.03.2015 | 10:46
Шансон: душой и для души. В челябинской филармонии готовится премьера программы «Приходите в мой дом…»

Накануне встречи с музыкальным руководителем нового проекта художественным руководителем филармонии Владимиром Ошеровым поинтересовалась у некоторых знакомых: что такое шансон? И поразилась разнообразию ответов

10.03.2015 | 12:48
Спасти сердце! В Челябинске соберутся около 80 ученых-кардиологов из 9 стран

Завтра в Челябинске начинает работу IV Международный медицинский научно-практический форум «Ангиология: инновационные технологии в диагностике и лечении заболеваний сосудов и сердца. Интервенционная кардиология»

Новости   
Спецпроекты