Восточное сказание о любви

19 Ноября 2014 Автор: Старикова Лидия Владимировна
Восточное сказание о любви

Премьера балета «Баядерка» в Челябинске

Премьера балета «Баядерка» в Челябинске

Эта удивительная восточная легенда о любви баядерки и храброго воина в Индии известна под названием «Сакунтала» или Узнанная по кольцу». Автор — индийский поэт Калидаса.

Русские корни индийской экзотики

Существует несколько историй рождения балетной жемчужины. Вот одна из них.

В 1839 году в Париже побывала индийская балетная труппа «Баядерас», представившая легенду в танце. Соскучившаяся по экзотике публика приняла выступление с восторгом. Поэт, драматург Теофиль Готье был очарован танцовщицей Амани, примой-балериной труппы. Но случилось неожиданное: Амани покончила с собой. И поэт-романтик решает создать в ее память балет «Шакунтала». Нельзя утверждать, что эта история достоверна, но факт есть факт: балет был создан. Музыку пишет композитор Эрнест Рейер, а ставит спектакль Люсьен Петипа, знаменитый танцовщик старший брат Мариуса Петипа, который позже поставит в России свою «Баядерку». Премьера успешно проходит в Париже. И хотя поговаривают, что Мариус очень многое позаимствовал из спектакля брата Люсьена, классикой стала именно его версия. Написать музыку предложили австрийскому композитору Людвигу Минкусу, который, как и Мариус Петипа, служил в Императорском театре российской столицы. В качестве драматурга Петипа привлекает литератора Сергея Николаевича Худекова, использовавшего в работе еще и балладу Гете «Бог и баядерка». И в 1877 году на сцене Петербургского Большого театра состоялась премьера спектакля, которому предстояла долгая и счастливая судьба.

«Баядерка» по праву входит в золотой фонд лучших балетов мира. Его ставили и ставят в самых известных театрах мира, где он идет с неизменным успехом. Причем Европе этот спектакль открыл наш соотечественник Рудольф Нуриев, партия Солора была его любимой…

 Третье пришествие

В Челябинске последний раз «Баядерка» шла больше тридцати лет назад. И вот третье пришествие на челябинскую сцену. Премьера нового спектакля — детище главного балетмейстера Челябинского государственного академического театра имени М. Глинки, народного артиста России Юрия Клевцова и известного московского художника Дмитрия Чербаджи. Это совместная работа творческого тандема. До этого были «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», которые пользуются большим зрительским успехом.

Накануне сдачи — генеральная репетиция. В зале все, кто причастен к созданию спектакля. Юрий Клевцов, сидящий за пультом, не отрывая глаз от сцены, дает последние указания артистам: «Больше эмоций! Лети к ней, лети!», «Держите линию ровнее!», «Держите расстояния между вами!», «Повторите сами или вам показать?». Дирижеру: «Смените темп!», костюмеру: «Юбочку Кате укоротить на два сантиметра!».

В перерыве есть возможность пообщаться с участниками спектакля.

— Я танцую партию Никии — главную в балете, — говорит Екатерина Хомкина,— спектакль сложный. Очень сильная драматическая составляющая: много любви, страсти, радости и печали. Но мне нравится такое сильное проявление чувств. Сложно технически. Но именно это и интересно.

— Это наш третий спектакль с Юрием Клевцовым. Нам хорошо работается, ведь мы «из одной корзины», вместе прошли школу Большого театра, понимаем друг друга с полуслова. В своей жизни я видел много постановок «Баядерки», знаю все спектакли за рубежом. Но каждая новая версия отличается от остальных. И челябинская тоже,— считает Дмитрий Чербаджи, действительный член Российской академии художеств.

— Премьера «Баядерки» очень важное культурное событие. Я понимаю, почему его с таким нетерпением ждали зрители, — говорит прима балерина театра, народная артистка России Татьяна Предеина. — Люди устали от минимализма, упрощенных форм. Ведь театр для многих зрителей — волшебство, сказочный мир, красивая сказка. Все это присутствует в нашем спектакле.

 Хотя Солор и не японец…

Интересно поговорить с молодым солистом японцем Ясуоми Акимото, который работает в театре второй год. Он ссылается на то, что еще не совсем освоил русский язык, хотя виртуозно владеет языком танца. Ясуоми лауреат международного конкурса балета «Арабеск». «Баядерка» его четвертый спектакль на сцене челябинского театра. На вопрос, понятны ли ему чувства своего героя, Ясуоми отвечает положительно. Задумывается над вопросом, почему же его храбрый Солор предает любимую и согласен жениться на дочери раджи, но потом находится. Смысл его ответа — «Это брак по расчету».

Танцовщик говорит, что партия сложная: ведь Солор — не японец, его трудно понять. Но артист бесконечно смотрит видео, записи, стараясь уловить главное в характере своего персонажа. Несмотря на сдержанность, свойственную японцам, Ясуоми считает, что на сцене нужны эмоции. Он всегда волнуется перед выходом, хотя говорит, что излишнее волнение может навредить. Но и без него нельзя: это вдохновляет. Ясуоми нравятся все партии, которые он станцевал за полтора года, но он очень хочет попробовать свои силы в балете Минкуса « Дон Кихот».

 С пиететом к Петипа

Для любого балетмейстера премьера нового спектакля — его звездный час. И Юрий Клевцов не исключение. Он сам танцевал главную партию в спектаклях Юрия Григоровича и Натальи Макаровой на сцене Большого и в известном аргентинском театре «Колон».

— Конечно, мы внесли кое-что свое, — говорит Юрий Викторович, — сделали спектакль динамичнее. В «Баядерке» удивительное сочетание восточной экзотики и традиций русской классической балетной школы. Конечно, мы постарались немного осовременить спектакль, хотя своей хореографии здесь мало. Главным для нас было стремление достаточно точно воспроизвести хореографию Петипа.

Мы очень хорошо и плодотворно работаем с Дмитрием Афанасьевичем Чербаджи. Это великолепный художник и сценограф, который никогда не повторяется, находя свежие и оригинальные решения в каждой постановке. По эскизам Дмитрия Афанасьевича отшиты костюмы: в основном в цехах театра, часть — в Москве.

 «Лебеди» летят в Поднебесную

Премьера в минувшее воскресенье прошла в театре с большим успехом. В спектакле были заняты Екатерина Хомкина, Ясуоми Акимото, Дарья Демченко, Валерий Целищев и другие артисты. Дирижировал оркестром Роман Калошин.

Публика была в восторге. Аплодисменты, цветы, восторженные отзывы — исполнителей долго не отпускали со сцены.

У зрителей, которые не сумели попасть в театр в первый день, есть возможность побывать на премьерных спектаклях 20 и 21 ноября. А в декабре труппа уезжает на гастроли в Китай со спектаклем «Лебединое озеро». И вернутся артисты домой на следующий год в полном смысле этого слова — в начале января. Им предстоит долгий и очень плотный гастрольный тур по Поднебесной.

 

 


09.04.2021 | 11:05
Денис Мацуев поддержал своего юного челябинского коллегу

Судьба девятилетнего челябинца Арсения Лиса, конечно же, не столь драматична, какой она была, скажем, у Оливера Твиста, но по степени накала последние несколько месяцев вряд ли бы могли ей уступить, поскольку они превратились для мальчика и его родителей в настоящий кошмар.

01.04.2021 | 13:31
Картины в коммуналке. Челябинский музей изобразительных искусств ждет новое здание

Челябинская область стала одним из первых российских регионов, демонстрирующим на своей площадке выставки из фондов ведущих музеев страны.

25.03.2015 | 10:46
Шансон: душой и для души. В челябинской филармонии готовится премьера программы «Приходите в мой дом…»

Накануне встречи с музыкальным руководителем нового проекта художественным руководителем филармонии Владимиром Ошеровым поинтересовалась у некоторых знакомых: что такое шансон? И поразилась разнообразию ответов

10.03.2015 | 12:48
Спасти сердце! В Челябинске соберутся около 80 ученых-кардиологов из 9 стран

Завтра в Челябинске начинает работу IV Международный медицинский научно-практический форум «Ангиология: инновационные технологии в диагностике и лечении заболеваний сосудов и сердца. Интервенционная кардиология»

Новости   
Спецпроекты