Бах, рок, джаз и Владимир Хомяков. Народный артист России отмечает 55-летний юбилей

2 Марта 2015 Автор: Старикова Лидия Владимировна
Бах, рок, джаз и Владимир Хомяков. Народный артист России отмечает 55-летний юбилей

Кажется, совсем недавно артист отмечал свое пятидесятилетие, на которое съехались друзья Владимира Викторовича: музыканты Сергей Пронь, Игорь Паращук и другие

Кажется, совсем недавно артист отмечал свое пятидесятилетие, на которое съехались друзья Владимира Викторовича: музыканты Сергей Пронь, Игорь Паращук и другие. Это был замечательный вечер импровизаций, когда никто не смотрел на часы, концерт длился до позднего вечера. Было ощущение, что собрались близкие люди, чтобы весело и радостно «поговорить» на языке инструментов. И это настроение передавалось всем, кто пришел поздравить органиста.

За прошедшие пять лет произошло немало событий, главное из которых — перенос органа в новое здание. Но уникальный проект, в осуществлении которого многие сомневались, был реализован. Во многом благодаря участию специалистов высочайшего профессионального уровня и неравнодушию множества людей. Немалую роль сыграл в этом и Владимир Хомяков, чье имя неразрывно связано с челябинским органом.

Мы встретились с Владимиром Викторовичем накануне юбилея.

Праздновать — на работе

Владимир Викторович, перед юбилеями все волнуются. Хочется, чтобы пришли друзья, был накрыт праздничный стол… С каким настроением пришли к такой дате вы?

Юбилей буду отмечать с публикой праздничным концертом. В афишах он уже объявлен «Бах, рок, джаз». Настроение хорошее. Не говорю о главном событии — открытии нового концертного зала, об этом уже слишком много сказано, и его трудно переоценить. Несмотря на сложности, все сложилось. И я испытываю огромную благодарность ко всем, кто внес в этот проект столько труда, а также всем друзьям органа, которые все это время были рядом. Еще один «счастливый билет» — грант правительства России, благодаря чему в первые месяцы работы нового концертного зала мы сумели организовать международный фестиваль «Орган без границ». В Челябинск приехали музыканты очень высокого уровня из Германии, Голландии, Швеции, Франции, России. Почти все они участвовали в предыдущих фестивалях, мы хорошо знакомы. Кстати, они тоже волновались за судьбу органа.

Но, судя по отзывам, гости в восторге от инструмента и нового концертного зала.Известный голландский музыкант Яспер ван'т Хоф, не веривший в смелую идею переноса инструмента, признался, что «это просто невероятно». На фестивале в Челябинске впервые прошел ночной джазовый концерт. Публика, что называется, «неистовствовала». Какие впечатления у вас?

Это был настоящий праздник не только для слушателей, но и для исполнителей. Мне, правда, показалось, что было меньше молодых лиц среди зрителей, чем раньше. Но принимали прекрасно.

Публика очень любила ваши совместные концерты с контратенором Артемом Крутько, но он сейчас работает в Германии по контракту…

Сейчас мы работаем с другим певцом — Сергеем Ваниным, у него тоже очень хороший голос. Их с Артемом нельзя сравнивать, все контратенора разные. Но Сергей мне нравится тем, что он стремительно набирает высоту, у него очень красивый тембр голоса. С ним комфортно работать, это очень ответственный человек. В ближайших планах — совместный концерт, посвященный дню рождения Баха, которому 21 марта исполнилось бы 330 лет.

Как повелит орган

Владимир Викторович, сколько времени вы отдаете музыке?

Можно сказать, все свободное от концертов. Играть надо по возможности ежедневно, что я и делаю. Разве что в отпуске расслабляюсь недели две. Больше нельзя. Кто-то из музыкантов сказал, что если ты не занимаешься день, то откатываешься назад на два. Если два, то на неделю, если три — можешь больше вообще не садиться за инструмент. Преувеличение, конечно, но доля истины здесь есть.

Вы побывали во многих странах мира, играли на разных инструментах. Знаю, что вам, например, очень хотелось сыграть на знаменитом органе в немецком Фрайберге, и вам это удалось. Вами движет любопытство, профессиональный интерес?

Все органы тоже разные. И одно и то же произведение звучит на них по-иному. Ведь вовсе не органист, а инструмент «знает», как сыграть выбранное для исполнения сочинение. Садясь за незнакомый орган, понимаешь, что можно сыграть только так, как велит инструмент, и не иначе. Это очень интересный процесс. Именно поэтому исполнители, приезжая в другие города и страны, часто проводят ночь с органом, чтобы «понять» друг друга. Это в общем-то обычная практика.

Чего не знает слушатель

Владимир Викторович, не буду перечислять ваши многочисленные проекты, которые вы реализовали во время работы в Челябинске. Те, кто ходит на ваши концерты, прекрасно о них знают. Признаюсь, не перестаю удивляться их многообразию. Но иногда интересно узнать, что «за кадром», чего не знает слушатель. Например, существует ли форма одежды для органиста? Как правило, дирижеры симфонических оркестров выступают во фраках…

А в последнее время все чаще в черных рубашках, которые не стесняют движений. У органистов «формы» не было никогда. Все зависит от предпочтения артиста. О женщинах даже говорить не приходится, их фантазия неисчерпаема. Часто они предпочитают красивые длинные платья и юбки. Я вспоминаю в связи с этим один забавный случай. Еще очень молодым я ассистировал одной исполнительнице во время концерта. При этом, чтобы переключать клавиши регистров, приходилось в достаточно быстром темпе перебегать то на левую, то на правую сторону, огибая полутораметровую скамью. Надо сказать, что артистка выступала в очень красивой белой юбке и ее шлейф был откинут назад. Сначала мне удавалось как-то перешагивать через него, но кончились мои перебежки тем, что я наступил на юбку один раз, второй... К окончанию выступления на эту белоснежную красоту было больно смотреть: я буквально до блеска вычистил об этот шелк свои туфли. Конечно, я извинился…

Существует ли академическая поза для исполнителя?

Существует. Признаюсь, я сижу совершенно неправильно. Как говорят, «не эталон». Иногда поднимаю плечи выше, чем положено, есть и другие «отклонения», но мне это совершенно не мешает. Как, думаю, и тем, кто пришел слушать музыку.

«Босоногая леди» изумляет

В фестивале «Орган без границ» принимала участие уникальная исполнительница из Франции, американка по рождению, Рода Скотт. Ее называют «босоногая леди», «босоногая графиня». Потому что, сев за орган в семь лет, первое, что сделала девочка, сняла обувь и начала нажимать на педали. И следует этому правилу всю жизнь. Правда ли, что босые ноги лучше чувствуют педали?

Возможно. Сегодня Роде, а она живая легенда джазового органа, следуют многие. Некоторые играют в «чешках». Но разве в этом дело? Думаю, что она сыграла бы в любой обуви, просто это стало привычкой, а потом уже частью ее имиджа.

Какую обувь предпочитаете вы?

Я предпочитаю специальные мягкие кожаные туфли, которые изнашиваются довольно быстро. Но они удобные, мне нравятся.

Кого больше среди органистов — женщин или мужчин?

Наверное, большой разницы нет. Но вот среди самых известных, тех, кому удалась музыкальная карьера, больше мужчин. Женщинам, мне кажется, реже удается карьера только потому, что по своей природе они больше внимания отдают семье, детям. А музыка забирает любого полностью. Хотя среди женщин немало органисток, которые дадут фору мужчинам. Та же Рода Скотт с ее неподражаемым драйвом, Барбара Деннерляйн из Германии. Из академических органистов можно назвать Евгению Лисицину, также живую легенду, но уже классического органа, или другую рижанку — Ивету Апкалну, сумевшую сделать головокружительную карьеру в Европе.

Если бы не запись

Владимир Викторович, как вы относитесь к самому себе?

Я из тех людей, которые вечно собой недовольны. К сожалению, это так, и я не рад этому. Даже на фестивале «Джаз на большом органе» я был просто расстроен одним своим выступлением. Мне показалось, что импровизация не удалась. Хорошо, что сделал аудиозапись. Придя домой, прослушал ее и обнаружил, что все получилось на самом деле хорошо. Но на сцене себя слышишь по-другому, вот и переживаешь.

А если записи бы не было, переживали бы до сих пор?

Скорее всего.

Как дела у Владимира Хомякова-младшего? Он же лауреат международных конкурсов пианистов.

Володя оканчивает докторантуру в Америке. Много работает. Надеюсь, что осенью приедет в Россию с концертным туром. Пока ни о чем говорить не буду, до осени далеко. Ну, а для нас с Олей приезд сына — это самая большая радость.

Есть ли у юбиляра мечты?

Скорее, планы и желания. Мечтать нет времени, да я и не созерцатель по природе. А вот желания — их немало, хочется, чтобы осуществились.

Тогда с юбилеем, осуществления намеченных планов и исполнения всех желаний!


13.10.2021 | 14:21
Он такой один! Южный Урал как место встречи национальных культур

В Челябинске 12 октября большим гала-концертом завершился XII Международный фестиваль «Синегорье». Его участники на пресс-конференции поделились впечатлениями о незабываемых днях.

08.10.2021 | 12:59
Возвращение маскарада. Премьера на челябинской сцене

«Бал-маскарад» — опера Джузеппе Верди на либретто Антонио Сомма по сюжету Эжена Скриба. Любовные страсти и дворцовые интриги, шумный праздник и неминуемая трагедия — произведение считается одной из вершин творчества итальянского композитора.

25.03.2015 | 10:46
Шансон: душой и для души. В челябинской филармонии готовится премьера программы «Приходите в мой дом…»

Накануне встречи с музыкальным руководителем нового проекта художественным руководителем филармонии Владимиром Ошеровым поинтересовалась у некоторых знакомых: что такое шансон? И поразилась разнообразию ответов

10.03.2015 | 12:48
Спасти сердце! В Челябинске соберутся около 80 ученых-кардиологов из 9 стран

Завтра в Челябинске начинает работу IV Международный медицинский научно-практический форум «Ангиология: инновационные технологии в диагностике и лечении заболеваний сосудов и сердца. Интервенционная кардиология»

Новости   
Спецпроекты