По стопам обэриутов. Челябинских зрителей шокировала постановка молодого режиссера из Москвы

23 Сентября 2015 Автор: Екатерина Сырцева
По стопам обэриутов. Челябинских зрителей шокировала постановка молодого режиссера из Москвы

Провокационный и экспериментальный спектакль «Вертикальный мужчина» Полины Бабушкиной стал неожиданным «номером» в программе арт-фестиваля MUCH, который проходит в Челябинске с 18 по 28 сентября. В качестве режиссера Полина выступала не впервые, но основная сфера ее деятельности — драматургия. Сейчас девушка, учится в Литературном институте им. А. М. Горького в Москве. Сама она, к слову сказать, наша землячка, и до переезда в столицу жила в Челябинске. После премьеры Полина Бабушкина рассказала «ЮП» о том, почему ей так по нраву Даниил Хармс и насколько современный зритель восприимчив к театру абсурда.

«Абсурдная» премьера

спектакль_Полина-Бабушкина.jpg«Я считаю, что постановка удалась. Некоторые уходили из зала до конца спектакля, кто‑то пускал возмущенные реплики. Значит, провокация достигла своей цели», — так Полина Бабушкина оценивает свою работу. И неслучайно именно так, ведь это был своего рода эксперимент, а не академическая работа в рамках классического театра. «Мне было интересно воплотить свое видение Даниила Хармса, используя возможности именно театра абсурда, главная особенность которого — отсутствие мотивации. В классическом театре сцена этого не терпит — там каждая деталь, каждая реплика, каждый выход актера обоснованны и взаимосвязаны. Здесь же может происходить все, что угодно. И Хармс для этого идеален».

Вторая причина выбора литературной основы спектакля прозаичнее. По словам Полины Бабушкиной, к ее величайшему удивлению, далеко не все сегодня знают, кто такой Даниил Хармс. И спектакль «Вертикальный мужчина» стал прекрасным «пособием» для тех, кто незнаком с творчеством одного из самых андеграундных поэтов ХХ века.

Постановка тоже получилась андеграундной — с гиперболизированными кривляниями, нелогичными диалогами, доведенными до абсурда ситуациями и нарочитыми репликами на грани истерики. И у кого в итоге истерика была сильнее — у актеров или у зрителей — еще вопрос. «Особого режиссерского сценария не было, спектакль был сделан буквально за месяц по просьбе моего друга Фреда (учредитель и директор фестиваля MUCH. — Прим. авт.). И от начала и до конца — это мое видение Хармса. Плюс блестящая игра актеров, которых я сама отбирала на эту роль. Конечно, определенная авторская обработка все же имеется. Например, эпизод, где главная героиня достает из шкатулки с украшениями огромные картонные уши и примеряет их на все лады. У Хармса этого не было. Это уже моя задумка — показать таким образом, что старушка глухая и не слышит, что говорит ей второй персонаж. Таким образом, я все-таки даю некоторую мотивацию непонятным диалогам Хармса».

Интересно Полине было работать и с актерами. Все они, так или иначе, имеют отношение к театральному искусству, но профессиональных актеров со стажем среди них не было. «Анна Маслова и Елена Гревцова учатся и только осваивают азы актерского мастерства в театре-студии «Манекен», Юрий Рябухин и Денис Рылов — студенты Екатеринбургского государственного театрального института. А вот Андрей Ваганов — журналист, Михаил Белоусов — шоумен, Нина Михайловна Бровман — просто удивительная женщина, которая настолько потрясла меня своей энергетикой, что ее основной род деятельности — последнее, что меня интересовало в рамках этой работы. Ну и, конечно, Александра Кулеш — невероятно страстная и театральная особа».

Уральская плеяда

О дальнейшей судьбе спектакля пока говорить сложно, так как он создавался для фестиваля, и будет ли существовать после его окончания — неизвестно. Хотя, по словам создательницы, ей хотелось бы отыграть премьеру еще на нескольких площадках.

Что же до самой Полины Бабушкиной, то ее ждет возвращение в Москву и продолжение учебы. «Сейчас я работаю над новой пьесой. Недавно приступила к инсценировкам нескольких произведений мировой классики. Параллельно работаю журналистом. А вот режиссерскую деятельность я пока, пожалуй, приостановлю».

В завершение интервью мы поговорили с Полиной Бабушкиной о современном театре. По ее словам, сегодня в столице особенно популярны наши, уральские, драматурги, например, Ярослава Пулинович и Василий Сигарев — «воспитанники» Николая Коляды. «Кстати, самого Коляду я тоже очень люблю. По личному опыту могу сказать, что он представляет собой уникальное и очень редкое сочетание таланта в профессиональном плане и доброты — в человеческом. Это удивительно открытый в общении человек — с потрясающим чувством юмора и без нимба над головой». Отметила Полина еще одного нашего земляка, который не перестает ее восхищать, — Константина Рубинского, автора либретто к музыкальной мистерии «Белый. Петербург», которая с огромным успехом идет сейчас Питере.

Поделиться

Вчера | 15:14
В Челябинске презентовали эксклюзивную цирковую программу с тиграми и медведями

Для столицы Южного Урала собрали номера из нескольких представлений.

15.04.2024 | 11:07
В Челябинске чествовали стипендиатов фонда «Новые имена»

Народный артист России Денис Мацуев, фестиваль которого только что завершился на Южном Урале, назвал церемонию, посвященную юным талантам, главным событием своего музыкального форума.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты