Женщина, которая поет. «Марлен» — премьера в театре «Манекен»

21 Сентября 2015 Автор: Евгений Ткачев Фото: Вячеслав Шишкоедов
Женщина, которая поет. «Марлен» — премьера в театре «Манекен»

В театре «Манекен» состоялась премьера спектакля «Марлен. Шоу одинокой женщины» в постановке Владимира Филонова — художественного руководителя студенческого «Манекена». «ЮП» посмотрела историю жизни Марлен Дитрих и увидела, как из взлетов и падений родился один из символов ушедшей эпохи.

Голливудская актриса немецкого происхождения, сердцеедка, часто игравшая профурсеток, ролевая модель для Ренаты Литвиновой и еще для огромного количества актрис на свете — если искать какой‑то адекватный эпитет для Марлен Дитрих, то это будет слово кинодива.

Дитрих — женщина непростой судьбы, сделавшая себя сама (Марлен, производное от ее настоящего имени Мария Магдалена, которое актриса придумала для большей звучности). Про нее написано достаточно книг из серии ЖЗЛ. На основе таких мемуаров, биографий, воспоминаний как самой Дитрих, так  и ее друзей, любовников и других современников, режиссер спектакля Владимир Филонов написал инсценировку. В итоге у него получилось история не только про «женщину, которая играет», но и про «женщину, которая поет» (жестковатое контральто Марлен с выразительным тембром привлекало поклонников во все времена). В анонсе спектакля даже говорилось, что это будет история, рассказанная и спетая ею самой. Однако, помимо Дитрих, роль которой исполняет Анастасия Сорокина, второй полноправный участник «кабаре Марлен» это ее дочь Мария (Алена Сергеева / Кристина Траут). Режиссер сразу же дает понять, что у дочери к матери накопилась масса претензий, но отношения отцов и детей лишь одна из реперных точек этого многослойного «шоу одинокой женщины».

В течение двух с половиной часов все (ну или почти все) грязное белье актрисы будет явлено на свет. Но разве можно называть жизнь человека «грязным бельем»? Разумеется, нет. Маленькие радости и большие трагедии следуют одна за одной, образуя круг жизни большой артистки, к которой слава пришла после начала сотрудничества с режиссером Джозефом фон Штернбергом (Алексей Тетюев / Сергей Овинов). Такие союзы, будто бы заключенные на небесах, мировой кинематограф увидит еще не раз: Мартин Скорсезе — Роберт де Ниро, Тим Бертон — Джонни Депп и многие другие дуэты тому в подтверждение. Что касается Штернберга, то именно он во многом определил кинематографическую судьбу Дитрих, создав тот самый ее образ, который на протяжении многих лет не теряет своей притягательной силы. Но то кино. Также львиную долю спектакля занимают рассказ о непростых взаимоотношениях Марлен с мужьями и любовниками: Рудольфом Зибером (Алексей Бутин), Эрихом Мария Ремарком (Валерий Жеребцов / Александр Петрачков), Жаном Габеном (Евгений Смирнов / Иван Коротышев), Эрнестом Хемингуэем (Артем Ивлев).

Таким образом, все события из жизни Марлен (скрепленные музыкальными интермедиями с поющей на английском, французском и, разумеется, немецком Дитрих) тасуются как колода карт, в которых дама оказывается то тузом, то шутом гороховым. Впрочем, именно в те моменты, когда «железная леди» оказывается арлекином, ее человечность является миру самым неприкрытым образом. Тем не менее, она не требует к себе сочувствия, а наоборот, периодически напоминает, что именно она полноправная хозяйка шоу, которое в любом случае рано или поздно закончится.

Вообще, интересно сравнить «Марлен» с предыдущей постановкой Владимира Филонова в театре «Манекен» — спектаклем «Оркестр» по пьесе великого французского драматурга Жана Ануя («Жаворонок», «Антигона»).Там нам предлагали заглянуть в закулисье одного заштатного оркестрика, в котором все друг другу надоели, здесь — в закулисье жизни одной из главных femme fatale XX века.

Выводы, которые можно сделать из этих историй, просты, но неутешительны: своя душа —  потемки, чужая — лес непроходимый. Осудить всегда проще, чем понять. Особенно в современной России.

Филонов и труппа театра «Манекен» предлагают понять, как женщина, не приемлющая консервативную систему ценностей «киндер, кирхен, кюхен» (с немецкого: дети, церковь, кухня), стала одним из символов ушедшей эпохи.

Поделиться

Вчера | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

16.11.2016 | 14:21
Разведчики, эмигранты, маргиналы и другие герои фестиваля «Арт-сессия» в Челябинске

В Челябинске завершился фестиваль «Арт-сессия» — главное театральное событие осени, проходящее на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ). О поразивших «ЮП» спектаклях и кинематографичности современной драматургии читайте в этом обзоре.

09.03.2016 | 10:56
Черепа и осы. На театральном фестивале в Челябинске показали современную драматургию

На базе НХТ в четвертый раз прошел Международный фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА». Самыми громкими постановками, пожалуй, стали «Череп из Коннемары» по Мартину Макдонаху и «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по Ивану Вырыпаеву. Подробности — в материале «ЮП».

Новости   
Спецпроекты