Юлия Белавина: «Нет «слабого звена». Каждый художник таит в себе космос»
В Доме Архитектора в рамках арт-фестиваля MUCH состоялось открытие выставки современных уральских художников RANDOM 2.0 (с английского random — выбранный наугад, случайный, произвольный). Всего в экспозиции представлены работы более чем 30 художников из Челябинска и Екатеринбурга. О самых интересных и значимых моментах этого знакового в сфере современного искусства события «ЮП» рассказала куратор выставки Юлия Белавина.
- Авангардные художники Челябинска и Екатеринбурга встретились в Доме архитектора
- По стопам обэриутов. Челябинских зрителей шокировала постановка молодого режиссера из Москвы
— С самого начала мы получили почти 50 заявок от художников Челябинской и Свердловской областей, более 300 фотографий работ. К сожалению, пространство Дома Архитектора не настолько велико, чтобы вместить всех желающих, поэтому после мучительного отбора с нами остались 32 художника и около 100 работ. Но картины, которые не вошли в эту экспозицию, будут представлены на весенней выставке в рамках следующего фестиваля MUCH.
— С английского random переводится как «случайный». Действительно, подать заявку мог любой художник. Можно ли сейчас, окинув взглядом все вошедшие в экспозицию работы, сказать, что объединяет этих «случайных» художников?
— Все это — «молодое искусство». Представленные художники либо действительно молоды, либо не так давно начали заниматься художественной деятельностью. Концепция выставки как раз и состояла в том, чтобы дать возможность молодым художникам показать свои работы на таких серьезных площадках, как Дом Архитектора в Челябинске или Екатеринбургская галерея современного искусства. Для некоторых наших участников — это первый выставочный опыт.
— Что отличает эту выставку? Насколько она отражает тенденции в современном искусстве в художественной среде?
— Для меня, как для куратора, эта экспозиция стала историей борьбы и противостояния. С одной стороны — мастера с классическим художественным образованием, которые потом и кровью выстрадали звание Художника, проведя возле мольберта годы. Они стеной стоят против профанации искусства, скептически относятся к самоучкам. И в этом их правда.
На противоположной стороне баррикад — ярые приверженцы нового, в прямом смысле современного и актуального искусства. Они стоят на позициях доступности художественного посыла адресату, предпочитают простые техники, вплоть до трафаретов, часто выходят на улицы и несут свои идеи «в народ». Они любят эксперименты с материалами, рефлексируют по поводу происходящего в мире и быстро реагируют, создавая картины и инсталляции на злобу дня. Их искусство может быть наивным по форме, но отнюдь не по содержанию.
Но общее все-таки есть. На этой выставке нет ни одного «слабого звена». Каждый художник таит в себе космос.
— А как бы ты оценила екатеринбургских художников?
— Их работы мы особенно хотели показать нашему зрителю. Огромное спасибо Дмитрию Трупгергу, Ольге Картавой, Никите Григу, Александру Радтке, Рите Хаак, Анастасии Бунтарской за участие и помощь в организации выставки. Как бы ни были близки наши города географически, дистанция между суровым индустриальным Челябинском и культурным, почти столичным Екатеринбургом все-таки велика.
Тем важнее дружить городами, обмениваться опытом, вносить разнообразие в привычный строй мыслей. До обидного редко случаются такие «соседские» фестивали, выставки, концерты. Были некоторые сложности с транспортировкой работ, но совместными усилиями мы преодолели их, а ребята перезнакомились друг с другом. И в этом я вижу одну из основных заслуг фестиваля.
— Как прошло открытие и можно ли увидеть эти работы после окончания фестиваля MUCH?
— Открытие получилось очень массовым, многолюдным. Вряд ли в такой обстановке зрителям удалось вполне насладиться работами. Но выставка будет открыта до 2 октября, поэтому приглашаю всех в Дом Архитектора в любой день с 9:00 до 20:00, чтобы спокойно пройтись по этажам. Многие картины можно купить. Лишь несколько молодых авторов отказались оценивать свои работы.
Поделиться