«Полный артхаус» в Челябинске. 15 событий кинофестиваля, которые нельзя пропустить

16 Февраля 2016 Автор: Евгений Ткачев
«Полный артхаус» в Челябинске. 15 событий кинофестиваля, которые нельзя пропустить

19 февраля в Челябинске стартует IV всероссийский фестиваль авторского кино «Полный артхаус», на котором покажут 46 фильмов. «ЮП» рассказывает, на какие из них непременно стоит сходить.

Фильм-открытие

«Франкофония» Александра Сокурова

Один из главных отечественных режиссеров (на фестивале также пройдет ретроспектива его творчества) продолжает свое путешествие по выдающимся музеям мира. Если в своей предыдущей, снятой одним планом картине «Русский ковчег» Сокуров исследовал культурное наследие Эрмитажа Зимнего дворца, то во «Франкофонии» рассказывает про Лувр во время оккупации Франции нацистами. В фильме смикшированы приемы из игрового и документального кино с использованием компьютерной графики. То есть по меркам артхауса это почти что блокбастер.

Конкурсная программа

«Ангелы революции» Алексея Федорченко

Если «Франкофония» рассказывает про музей, то «Ангелов революции» (как и «Трудно быть Богом» Алексея Германа-ст.) надо показывать не в кинотеатрах, а в музеях современного искусства. Этот фильм не столько про конфликт людей разных культур (поэтому он плюет на классическую драматургию), сколько про столкновение эстетик: мира советского авангарда и мира хантыйских шаманов. В итоге получается не похожее ни на что кино, смысл которого в форме, но не в содержании.

«Арвентур» Ирины Евтеевой

Фильм-фантазия Ирины Евтеевой про воображаемую страну Арвентур. Состоит из двух частей: «Фанданго» и «Тайна морского пейзажа». В первой рассказывается про питерского юношу, который совершает побег в ирреальный мир. Во второй — про китайского императора, который не может принять неидеальный мир своего царства, так как он сильно отличается от картин его любимого Художника. Еще один формалистский эксперимент, как будто бы нарисованный акварелью.

«Брат Дэян» Бакура Бакурадзе

У фильмов Бакура Бакурадзе есть отличительная особенность: в них ничего толком не происходит. Герой, например, может, стоя спиной к зрителям, несколько минут чистить яйцо. В общем, это артхаус не для слабаков. При этом не все фильмы у режиссера получаются одинаково удачными. Так, если «Шультес» был в меру успешным оммажем «Карманнику» Роббера Брессона, то «Охотник» — неудавшимся арт-кино про настоящего человека. Что касается «Брата Дэяна», то это куда более радикальная в плане визуальной выразительности работа. Она рифмуется с нашумевшим «Порфирио» Алехандро Ландеса. Только у Ландеса была полудокументальная история про колумбийского парализованного человека по имени Порфирио, угнавшего с помощью двух гранат самолет, а фильм Бакурадзе о последнем годе жизни Дэяна Станича (Марко Николич), одного из генералов Балканской войны, перед его арестом и сдачей Гаагскому трибуналу. Истории разные, но принципы рассказа схожи. Медленный тягучий артхаус.

«Чайки» Эллы Манжеевой

У Эльзы (Евгения Манджиева) погибает муж-рыбак, от которого она давно хотела уйти. Но освобождение не приносит девушке облегчения, наоборот, оно ставит перед ней еще больше сложных экзистенциальных вопросов. Каждый год на фестивале можно увидеть фильм с особым национальным колоритом. В прошлом году это был «Белый ягель» про ненцев, в позапрошлом — «Небесные жены луговых мари» про марийцев. В этом — «Чайки» про калмыков. Впрочем, национальный колорит — лишь экзотический фон, на котором разыгрываются человеческие драмы. Так что каждый раз, когда смотришь такое кино, понимаешь, какими бы разными в плане национальной идентичности мы не были, проблемы у всех одни и те же.

«Норвег» Алены Званцовой

Новый фильм достойного сценариста («Оттепель», «Ладога») и режиссера («Доктор Тырса», «Небесный суд») Алены Званцовой, которая пару лет назад приезжала на «Полный артхаус» с «Московскими сумерками». В ее свежей работе рассказывается о москвиче (Евгений Миронов), который ждет в гости европейку, чтобы жениться на ней и эмигрировать в Норвегию. Но тут на его голову сваливается клининговое агентство «Настенька», состоящее из мигранток-азиаток. Москвич всячески прячет свой «гарем» от невесты, что порождает массу комичных ситуаций.

Программа «Краски мира»

«Декамерон» братьев Тавиани

Новейшая экранизация бессмертного произведения Джованни Боккаччо про то, как во Флоренции XIV века бушует чума, а три юноши и семь девушек устраивают внутреннюю эмиграцию — запираются на вилле и начинают рассказывать друг другу увлекательные истории: главным образом, о любви. Классики итальянского кино, братья Тавиани, после ленты «Цезарь должен умереть» (2012), как будто переживают вторую молодость, снимая уже второй небезынтересный фильм подряд.

«Страшные сказки» Маттео Гарроне

Фильм Маттео Гарроне («Гоморра», «Реальность») не следует путать с одноименным сериалом телеканалом Showtime, снятым по мотивам готической и бульварной литературы. Гарроне же взялся за интерпретацию «Сказки сказок» Джамбаттисты Базиле — первого в истории европейской литературы сборника сказок, в основу которого лег сельский фольклор, обработанный в барочном стиле. В англоязычном дебюте итальянца снялась масса разнокалиберных звезд: так Интернет обошел кадр с поедающей сердце подводного монстра Сальмой Хайек в роли королевы.

«Эйзенштейн в Гуанахуато» Питера Гринуэя

История мексиканского вояжа важнейшего советского режиссера Сергея Эйзенштейна («Броненосец «Потемкин», «Александр Невский»), в ходе которого он снимает документальный фильм «Да здравствует Мексика!» и трансформируется как личность раз и навсегда.

Программа «Вторая премьера»

«Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина

Из Ленинграда в Таллин уезжает жить и работать в газете «Советская Эстония» молодой журналист и писатель Андрей Лентулов (Иван Колесников). Фильм состоит из нескольких эпизодов его трехлетней журналистской «командировки». В основе этой элегантной, черно-белой и стилизованной под оттепельное кино экранизации лежат рассказы Сергея Довлатова из сборника «Компромисс». Снял «Конец прекрасной эпохи» крайне спорный режиссер и политический деятель Станислав Говорухин и это, пожалуй, его лучшая картина за последнее время.

«Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой

Драма о поколении 30-летних, которые, будучи пионерами, мечтали о подвигах, славе и светлом будущем, а в зрелом возрасте эти грезы заменили мечты о стабильности. И как с этим быть, совершенно непонятно.

«Родина» Петра Буслова

Очевидное-невероятное: снятое в духе «Столкновения» Пола Хаггиса (несколько пересекающихся судеб, многофигурный конфликт, сериальная, то есть романная драматургия) бусловская «Родина» — это зеркало русской души. В отличие от «Бумера», сделанного в бандитской эстетике, ей не суждено стать народным хитом. Тем не менее, как и «Левиафан», это картина тоже расколола зрителей на два условных противоборствующих лагеря. Очевидное-невероятное: самый важный, правдивый и честный фильм за несколько лет про Родину был снят черт знает за сколько километров от нее, потому что Родина — это не суша, моря и города, Родина — это ты сам.

«Спасение» Ивана Вырыпаева

Все-таки Иван Вырыпаев в первую очередь выдающийся писатель, а не кинорежиссер и театральный драматург. Лучше всего у него получаются монологи. Так что будь его произведения радиоспектаклями, они ничего бы не потеряли. В богоискательном «Спасении» — католическая монахиня (непрофессиональная актриса Полина Гришина) отправляется с миссией в Тибет, где духовно перерождается — эти монологи чудо как хороши. Особенно хорош монолог актрисы и жены режиссера Каролины Грушки, из которого становится очевидно, что человек не пылесос.

Показ работ выпускников режиссерской мастерской Александра Сокурова

Не самое громкое событие фестиваля, но пропускать его точно нельзя. Это прекрасная возможность увидеть, чем дышит молодой кинематограф, и подискутировать о нем (показ пройдет в камерной обстановке киноцентра имени Леонида Оболенского).

Фильм-закрытие

«Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе

История дружбы русского и немца перед неотвратимо надвигающейся Великой Отечественной войной. Третья режиссерская работа абдрашитовского сценариста Александра Миндадзе («Отрыв», «В субботу»), обласканная критикой.

Поделиться

Вчера | 13:24
В Челябинске наградили победителей XV Премии «Андрюша»

Как одаренным детям помогают стать мировыми звездами.

25.04.2024 | 11:23
В Челябинске откроют первую выставку из фондов Пушкинского музея

Во время «Российской креативной недели – Урал» достигнуто предварительное соглашение о сотрудничестве Челябинского музея изобразительных искусств со знаменитым Пушкинским музеем.

16.11.2016 | 14:21
Разведчики, эмигранты, маргиналы и другие герои фестиваля «Арт-сессия» в Челябинске

В Челябинске завершился фестиваль «Арт-сессия» — главное театральное событие осени, проходящее на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ). О поразивших «ЮП» спектаклях и кинематографичности современной драматургии читайте в этом обзоре.

09.03.2016 | 10:56
Черепа и осы. На театральном фестивале в Челябинске показали современную драматургию

На базе НХТ в четвертый раз прошел Международный фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм «CHELоВЕК ТЕАТРА». Самыми громкими постановками, пожалуй, стали «Череп из Коннемары» по Мартину Макдонаху и «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по Ивану Вырыпаеву. Подробности — в материале «ЮП».

Новости   
Спецпроекты