Тамара Мордасова: «В некоторых артхаусных фильмах слишком много режиссерского высокомерия»
Накануне главного для Челябинска кинособытия этого года мы пообщались с арт-директором фестиваля «Полный артхаус» Тамарой Мордасовой, которая рассказала нам о «выпендрежных» режиссерах, спорах с московскими коллегами при составлении программы и парадоксах отечественного проката.
- «Не знаете, так молчите». Любимый актер Эльдара Рязанова жил в Верхнеуральске
- Уральский «Оскар». Челябинский кинофестиваль ждет участников со всей России и из Нью-Йорка
— Во-первых, мы постоянно следим за кинопроцессом, принимаем участие в других фестивалях. К примеру, на «Кинотавре» мы отсмотрели практически весь блок фильмов, который теперь увидят челябинские зрители. Во-вторых, мы работаем в партнерстве с московским кинопродюсерским центром и его художественным руководителем Вячеславом Шмыровым. Не скажу, что мы во всем сходимся во взглядах с коллегами при выборе фильмов. У нас бывают напряженные моменты и горячие споры, но в итоге мы приходим к действительно разумному выбору, оставляя то лучшее, что было сделано за год.
— Вы как-то отмечали, что в этом году афиша фестиваля — это не чистый артхаус. Что имелось в виду?
— Мы не ограничиваем себя только артхаусом, но обращаемся и к авторскому кинематографу. Более того, от некоторых артхаусных фильмов, которые были заявлены к участию, мы категорически отказались как от не лучших образцов псевдоартхауса.
— Поясните…
— В последнее время в категорию артхаусного кино нередко попадают непрофессиональные фильмы, в которых слишком много режиссерского высокомерия. Поэтому мы отвергли картину Константина Селиверстова, участника одного из прошлых фестивалей. Тогда он представлял «Процесс» по роману Ф. Кафки. На этот раз Селиверстов предложил в конкурсную программу «Замок». Есть примеры экранизации этого романа Алексеем Балабановым, Михаэлем Ханеке. И это уровень. А то, что нам предложили в этот раз, — интерпретация несамостоятельного, выпендрежного режиссера. Также нам предлагали Арсения Гончукова, который на прошлом фестивале представлял свой фильм «Сын». В конце прошлого года в киноцентре им. Оболенского мы показали его новую работу «Последняя ночь», от которой отказались все кинотеатры Челябинска. А мы поддержали его. Но это был напрасный шаг. Мы видим, что сегодня в кинематографе наблюдается совершенно очевидное движение, которое ни на чем, кроме самонадеянности и завышенной самооценки, не держится. Поэтому мы отказались от этих картин.
— Какова аудитория фестиваля «Полный артхаус»? Рассчитан ли он на массового зрителя?
— У нас есть свой зритель, и это зритель особой породы. Но в то же время мы никогда не делали каких-то разграничений. Никогда не было такого, чтобы фестиваль не принимал зрителей массового кино. Напротив. Лично я люблю массовый кинематограф, и это не мешает мне любить сокровенные вещи в авторском кино. И к зрителю я отношусь так же: он не монолитен, он уникален.
— Есть ли у фестиваля некая миссия, стремление популяризировать хороший кинематограф?
— Конечно, мы хотим, чтобы думающего зрителя стало больше. Но это дело самого зрителя. И только. Это его усилие, его желание углубить себя. Раскрыть мир вокруг. Поэтому мы не делаем вход на фестиваль бесплатным. Каждый должен решить сам, идти ему или нет. Сегодня отечественный зритель практически не видит российского кино. У него и нет в этом потребности, потому что два поколения уже выросло только на американском кинематографе. И когда в репертуаре коммерческих кинотеатров без особого рекламного разогрева, а просто для того, чтобы закрыть залы, появляются хорошие русские ленты, их просто не видят. В душе уже ничего не отзывается.
— То есть можно сказать, что «Полный артхаус» — это особая форма проката отечественного кино, которая позволяет привлечь к нему внимание?
— Да. С начала 2000-х наметилась такая тенденция: если у кинофестиваля исключительно национальная направленность, вход на просмотры делают бесплатным. Лишь бы пришли! В Челябинской области фестивальное движение открывали именно мы, киноцентр им. Оболенского. И с самого начала мы продаем билеты. И люди эти билеты покупают. Потому что у определенной категории зрителей еще сохранилась культура просмотра. При этом всегда есть люди, которые звонят и первым делом спрашивают не о фильмах, не о гостях фестиваля, а о том, можно ли пройти на киносеансы бесплатно. Это неправильное воспитание зрителей, потребительское, халявное, когда человек идет просто потому, что это бесплатно. Такой зритель отсеивается. Мы же остаемся верны своим принципам.
Поделиться