Тамара Мордасова: «В некоторых артхаусных фильмах слишком много режиссерского высокомерия»

12 Февраля 2016 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Тамара Мордасова: «В некоторых артхаусных фильмах слишком много режиссерского высокомерия»

Накануне главного для Челябинска кинособытия этого года мы пообщались с арт-директором фестиваля «Полный артхаус» Тамарой Мордасовой, которая рассказала нам о «выпендрежных» режиссерах, спорах с московскими коллегами при составлении программы и парадоксах отечественного проката.

— Тамара Никитична, в афишу фестиваля «Полный артхаус» вошли 46 фильмов. Это две основные программы — конкурсная и «Вторая премьера», ретроспектива фильмов Александра Сокурова и новое в этом году направление — программа «Краски мира» для тех, кто захочет «разбавить» просмотр русского кино последними зарубежными новинками авторского кинематографа. По какому принципу оргкомитет отбирал фильмы?

— Во-первых, мы постоянно следим за кинопроцессом, принимаем участие в других фестивалях. К примеру, на «Кинотавре» мы отсмотрели практически весь блок фильмов, который теперь увидят челябинские зрители. Во-вторых, мы работаем в партнерстве с московским кинопродюсерским центром и его художественным руководителем Вячеславом Шмыровым. Не скажу, что мы во всем сходимся во взглядах с коллегами при выборе фильмов. У нас бывают напряженные моменты и горячие споры, но в итоге мы приходим к действительно разумному выбору, оставляя то лучшее, что было сделано за год.

— Вы как-то отмечали, что в этом году афиша фестиваля — это не чистый артхаус. Что имелось в виду?

— Мы не ограничиваем себя только артхаусом, но обращаемся и к авторскому кинематографу. Более того, от некоторых артхаусных фильмов, которые были заявлены к участию, мы категорически отказались как от не лучших образцов псевдоартхауса.

— Поясните…

— В последнее время в категорию артхаусного кино нередко попадают непрофессиональные фильмы, в которых слишком много режиссерского высокомерия. Поэтому мы отвергли картину Константина Селиверстова, участника одного из прошлых фестивалей. Тогда он представлял «Процесс» по роману Ф. Кафки. На этот раз Селиверстов предложил в конкурсную программу «Замок». Есть примеры экранизации этого романа Алексеем Балабановым, Михаэлем Ханеке. И это уровень. А то, что нам предложили в этот раз, — интерпретация несамостоятельного, выпендрежного режиссера. Также нам предлагали Арсения Гончукова, который на прошлом фестивале представлял свой фильм «Сын». В конце прошлого года в киноцентре им. Оболенского мы показали его новую работу «Последняя ночь», от которой отказались все кинотеатры Челябинска. А мы поддержали его. Но это был напрасный шаг. Мы видим, что сегодня в кинематографе наблюдается совершенно очевидное движение, которое ни на чем, кроме самонадеянности и завышенной самооценки, не держится. Поэтому мы отказались от этих картин.

— Какова аудитория фестиваля «Полный артхаус»? Рассчитан ли он на массового зрителя?

— У нас есть свой зритель, и это зритель особой породы. Но в то же время мы никогда не делали каких-то разграничений. Никогда не было такого, чтобы фестиваль не принимал зрителей массового кино. Напротив. Лично я люблю массовый кинематограф, и это не мешает мне любить сокровенные вещи в авторском кино. И к зрителю я отношусь так же: он не монолитен, он уникален.

— Есть ли у фестиваля некая миссия, стремление популяризировать хороший кинематограф?

— Конечно, мы хотим, чтобы думающего зрителя стало больше. Но это дело самого зрителя. И только. Это его усилие, его желание углубить себя. Раскрыть мир вокруг. Поэтому мы не делаем вход на фестиваль бесплатным. Каждый должен решить сам, идти ему или нет. Сегодня отечественный зритель практически не видит российского кино. У него и нет в этом потребности, потому что два поколения уже выросло только на американском кинематографе. И когда в репертуаре коммерческих кинотеатров без особого рекламного разогрева, а просто для того, чтобы закрыть залы, появляются хорошие русские ленты, их просто не видят. В душе уже ничего не отзывается.

— То есть можно сказать, что «Полный артхаус» — это особая форма проката отечественного кино, которая позволяет привлечь к нему внимание?

— Да. С начала 2000-х наметилась такая тенденция: если у кинофестиваля  исключительно национальная направленность, вход на просмотры делают бесплатным. Лишь бы пришли! В Челябинской области фестивальное движение открывали именно мы, киноцентр им. Оболенского. И с самого начала мы продаем билеты. И люди эти билеты покупают. Потому что у определенной категории зрителей еще сохранилась культура просмотра. При этом всегда есть люди, которые звонят и первым делом спрашивают не о фильмах, не о гостях фестиваля, а о том, можно ли пройти на киносеансы бесплатно. Это неправильное воспитание зрителей, потребительское, халявное, когда человек идет просто потому, что это бесплатно. Такой зритель отсеивается. Мы же остаемся верны своим принципам.

Поделиться

22.04.2024 | 16:19
Музыка моря. В Челябинске прозвучали шедевры великого русского композитора

В Концертном зале им. С. Прокофьева состоялся концерт из цикла «Двадцать музыкальных шедевров, изменивших мир», посвященный величайшему русскому композитору Николаю Римскому-Корсакову.

21.04.2024 | 18:04
Нравится или нет. Лучшую пьесу о буллинге представили в Челябинске

В Челябинском молодежном театре состоялась премьера спектакля по пьесе Игоря Витренко «Яна всем нравится (нет)». Произведение сильное, непростое, повествует о спорах за влияние в молодежной среде.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты